Стихи формата А4. Начало

Ольга Симитина
Сие пособие написано давно и разносторонне обсу'ждено на «графах» - ввиду особой «дружбы» литературных порталов, материал с одного на другой переносится с трудом. Не хочется потерять «подснежник» на живо интересующую меня тему в откатах и отвалах некогда любимого портала, поэтому вынуждена перепостить сюда (как поступила и со второй частью «рассуждалок об А4» http://stihi.ru/2013/04/23/2231).
***

В последние время все чаще возникают споры вокруг стихов «формата А4», причем споры ведутся и о жанровой несостоятельности подобных текстов, и о их несоответствии правилам и законам силлабо-тонической системы стихосложения (тоническая вообще для этого формата не подходит), и о сложности восприятия художественных образов в этих произведениях, в силу «строчной неупорядочности». Лично мне эта тема очень интересна, поэтому решила написать не просто стихотворение «А4», но и охарактеризовать немного само явление.
 С чего начнем? Пожалуй, с формулировки, что же такое «формат А4»? Чисто формально – это стихи, графически оформленные не традиционно «в столбик», а модерново – в строчку, сплошным текстом. (Хотя «модерновость» под большим сомнением, потому что подобное оформление встречалось у разных авторов, в разное время, но не нашло массового признания в «досовременной» поэзии).
 Я не опираюсь на авторитетные источники, а лишь пытаюсь объединить некоторые свои наблюдения и изложить их в доступной форме. Помимо нетрадиционного графического оформления, данная форма изложения, по моему мнению, имеет еще ряд отличительных особенностей, как то: композиционная цельность (четко прослеживаемая взаимосвязь фабулы и сюжета, то есть последовательности событий/действий/мыслей и способа их изложения), хотя и с оговоркой – некоторые стихи формата А4 с налетом элегичности или такие, где за основу берутся приемы монодиалога, отличаются весьма хаотичной структурой.
 Считаю допустимым в стихах формата А4 (далее СФА4) самые разные нарушения законов версификации: бедные рифмы, неточные рифмы, отсутствие оных в некоторых(!) местах, но строчное изложение не терпит нарушения ритма, «фальшивых нот». С размером еще как-то можно позаигрывать, а вот с фразовыми и словесными ударениями - не стоит.
 И последнее, но не по значению: синтаксис. Смысл любой фразы в рифмованной прозе может измениться от неправильного знака препинания, потому что закономерность пауз не регламентируется концом строки. В «чистых» стихах концентрация мыслей и образов очень плотная – в СФА4 более важны повествовательные мотивы, не зря я назвала их рифмованной прозой.
 Вообще-то, многие теоретики склонны считать формат А4 способом закамуфлировать халтурное отношение к правилам стихосложения, но, тем не менее, он уже сложился в самостоятельную стихотворную единицу и имеет право на существование и признание при грамотном подходе.
 У меня получилось довольно длинное стихотворение, к тому же совершенно несамостоятельное в плане авторского замысла – я переложила известный «прозовый» сюжет на стихи, но чисто технически оно наглядно иллюстрирует вышеизложенные мной мысли.

http://stihi.ru/2009/11/06/6651