Мистерии древние и христианские часть 5

Наталья Соснова
СХОДСТВО ХРИСТИАНСКИХ И ЯЗЫЧЕСКИХ МИСТЕРИЙ И РИТУАЛОВ.

Мы все знаем, что все религии, все верования происходят из одного источника, от семи Великих  Кумар, которые пришли к человечеству на заре его становления и ведут его (по крайней мере тех, кто устремлён) к купели рождения духа. Поэтому и обряды во многих верованиях сходны.

   В статье «Корни ритуализма и обрядности в церкви и  массонстве Елена Петровна Блаватская пишет следующее:
   «Почти каждая крупная древняя церковь на континенте во времена, предшествующие средним векам, была когда – то языческим храмом, согласно тем приказаниям, которые отдавались епископами и римскими папами. Григорий Великий отдал, таким образом, распоряжение монаху Августину, своему миссионеру в Англии: «Разрушайте идолов, но никогда не трогайте храмы! Окропляйте их святой водой, помещайте в них мощи, и позволяйте народу совершать поклонение в тех местах, к которым они привыкли».

   Далее Елена Петровна приводит слова кардинала  Баронея о том, что епископ Франции принял и применял языческие церемонии для обращения их последователей ко Христу.

   И она спрашивает: «Не те же ли самые ритуалы и церемонии исполняются сегодня в христианской Франции и других римско – католических странах в благодарную память о язычниках и их богах?»
   («Корни ритуализма в церкви и масонстве»).

   Далее от Елены Петровны мы узнаем, что поклонение христиан в храмах возникло лишь во времена Деоклетиана. Ранее они имели отвращение к алтарям и храмам. И хочется вспомнить слова Иисуса Христа: « Не молитесь всяко, но в духе». А апостол Павел в первом послании коринфянам говорил, что Человек есть единственный храм Бога, в котором обитает Святой дух, Дух Бога.

   Так в чем же сходство христианских ритуалов, мифов древности и древних мистерий?

   В  первые века нашей эры мистерии Митры составляли конкуренцию христианству. Но много сходства у христианства и с другими верованиями и мистериями.

     Митра воспринимался как спаситель, указывающий людям путь к вечной жизни. Многие исследователи считают, что день рождения митры – 25 декабря – стал днём рождения Христа именно потому, что две религиозные системы существовали вместе в одном и том же месте. И для привлечения язычников Рождество Христово тоже стало отмечаться 25 декабря. Но в  первые годы своего существования христиане не отмечали этот праздник.

   Рождение митры 25 декабря в самую темную ночь в темной пещере символизирует рождение света и появление надежды на скорое возрождение природы после символической зимней смерти. Вероятно, первые Христиане вкладывали в космический акт рождения Иисуса Христа тот же смысл.

   Подобное воззрение на символическую смерть и возрождение природы вкладывалось и в Мистериях Деметры и  Персифоны, и Вакха. В христианстве смерть матери – природы возможно символизировалась смертью Матери Христа – Успение Богородицы, а рождение  весной( так же как в Великих мистериях Деметры – Персифоны).

   Сходство митраизма и христианства еще в том, что митраисты видели в Митре бога света и грядущего Спасителя и избавителя человечества. Христос – тоже Спаситель. Христос – сын Божий и митра – сын Божий.

   Даже рождественские мифы митраистов и христиан очень похожи. По преданию Митра родился в гроте (по другому преданию – из скалы), и, согласно одной версии первыми об этом узнали пастухи, а согласно другой версии – маги, которые принесли божественному младенцу дары -  золото и благовония. Это очень похоже на евангельскую легенду.

   Затем – круглый ритуальный хлеб, лежащий перед Митрой, нарезали на четыре части, возможно, для более удобного его преломления, но возможно для придания акту священной трапезы большего сакрального (то есть тайного) символа. Хлеб и сладкое вино – святое причастие митраистов – символизировало блаженство в будущей жизни в царстве доброго Митры. И у христиан оно обозначало приобщение к Иисусу Христу. Христианское таинство святого причастия творится как воспоминание о Тайной Вечере Иисуса Христа и апостолов. Ритуальная трапеза митраистов тоже является  символическим воспроизведением священного пира Митры и его помощников.

   Еще одно таинство христианской церкви имеет аналогию в ритуалах Митры – крещение – омовение неофитов, которое в понимании служителей культа митры способствовало очищению человека, посвящаемого в мистерии  от прошлых грехов. Такое же омовение происходило при посвящении в мистерии Исиды и в Эвлестинских мистериях.

   Жрецы Митры осуществляли помазанье посвящаемых мёдом, что напоминает христианское миропомазанье.

Сходство митраистских мистерий и христианства еще и в том, что там и там женщины не допускались до сана жрицы или священника. В мистериях Митры это происходило потому, что это было верование воинов, а в христианства – потому, что «князь мира сего» стремился унизить женское начало (ещё во времена Атлантиды). И в разгар Кали Юги ему это удалось.

Но Новая Эпоха – эпоха женщины. И во многих мистериях были жрицы, которым было доступно высшее знание. Это было и в мистериях Дионисия и Персефоны, в самофракийских мистериях Орфея, в кабирских мистериях

Мы знаем, что Елена Ивановна Рерих была жрицей Богини Истар (Изиды), была друидессой в мистериях друидов. И будучи Марией Магдалиной, она была ученицей Иисуса Христа, и через неё было дано его Учение (Большие и малые вопросы Марии Магдалины).

Вернёмся к соответствию обрядов и ритуалов христианства и древних мистерий.

Христианские священники  во время своих обрядов иногда держат змеиный посох Меркурия (или Асклепия) в руках, что соответствует обрядам древних мистерий.

   Митраистские жрецы, так же как и христианские священнослужители, воспринимали себя как посредников между людьми и божеством, и данной им властью могли исповедовать паству и отпускать грехи кающимся грешникам, налагая на них строгую епитимию.

   Стремление к духовной чистоте митраизма предопределило суровые морально – этические требования к его последователям, и это опять же роднит митраизм с аскетическим христианством.

  Даже понятие воинствующей церкви было воспринято христианством из идей митраизма. Сама организация церкви братьев во Христе во многом напоминает стройную организацию братьев митраистов, а высший сан католической церкви, как я уже говорила. Дублировал высшую ступень митраистских посвящений и назывался так же – Pater – «Отец», или просто Папа. По сей день христианские священнослужители высокого ранга – архиереи и архимандриты  носят головной убор, называемый Митрой, доставшейся им в наследство от жрецов персидского божества, а митрополиты по-прежнему управляют столичными епархиями, что является лучшими свидетельствами живучести идей древних мистерий.

   Можно еще долго перечислять сходство христианства с ритуалами и верованиями древних мистерий, но мне хочется подчеркнуть, что у них всех единый источник – Иерархия Света.

Известный христианский писатель Н.А. Бердяев тоже признает единство языческих и христианских ритуалов и верований, но, как и современные богословы (например, профессор Зелинский). Считает, что языческие мистерии – только подготовка сознания народа к откровению, данному Богом (Иисусом Христом).Они отождествляют Иисуса Христа с Единым Богом.

Наш разговор о сходстве языческих и христианских мистерий и ритуалов будет не полным, если не задать вопрос, есть ли в христианстве тайные ступени посвящения сейчас?

 Я не могу ответить на этот вопрос точно, но думаю, что есть.

  Об этом свидетельствует исихазм. Об этом же может свидетельствовать ритуал пострижения в монахи, когда на такого неофита одевается новая белая холщевая рубашка, которую никто до него и после него не носил, и он ползком добирается до цели через длинный коридор, что напоминает посвящение в мистерии Осириса и Изиды и символизирует смирение.

И в конце нашего разговора хочется ещё раз подчеркнуть, что сходство христианских и языческих мистерий не случайно. Все они исходят из Единого Знания, данного Учителями Человечества, от Иерархии Света.

Использованная литература.
1 Блаватская Е.П. «Тайная Доктрина» том 3. Изд. Эксмо 2005 год.
2. Е.П.Блаватская  «Истоки обрядности  в церкви и масонстве» в книге «Новый Цикл» изд Сфера 2001 год.
3.Е.П.Блаватская «Культ Митры» там же.
 4. Учение Живой Этики. Агни Йога, 428, 462, 520.
5. Платон «Федр» В собрании сочинений том 2 изд Мысль 1993 год.   
6.Субба Роу  «Четыре лекции по Бхагават Гите» http://www.theosophy.ru/lib/subbarow.htm
7 Менли П Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розеккрейцеровской символической философии» изд СПИКС С. Петербург 1994 год.