Общинно-Христианский социализм

Александр Аникеев
      В марксистских понятиях социализма и коммунизма есть много несовместимого с христианством: материализм, классовый антагонизм, вера в могущество силы власти, в разных взглядах на личность в партийном и классовом коллективе. Однако, если обратиться к основе этих социальных идей, то без труда вскрывается христианское происхождение. Ни в одной культуре, кроме христианской, никогда не вставал и не мог встать социальный вопрос в смысле социальных прав и свобод, он является практическим выводом из постулата христианского братства. Вне христианства самое высокое развитие науки и философии приводило к оправданию жестоких социальных форм неравенства и безграничной власти государства над личностью, но действительно свободное общение равноправных личностей есть истинно социальная форма христианского идеала.
      
      В своей основе Общинно-Христианский социализм создаёт форму христианской жизни для общин всех уровней, начиная от церковного прихода и кончая государством (если оно провозглашает себя христианским) и в его основе лежит завещанная Богом христианская любовь и уважение к ближнему. Каждый служит всем остальным и все служат каждому, что  вырастает из христианского отношения друг к другу, является той общественной формой, в которой христианские отношения проявляются наилучшим образом.  Такой  "христианский коммунизм" или "общинный коммунизм" провозглашен в Священном Писании и апостольском предании. Попытками его реализации, вплоть до наших дней, полна история, в том числе - и русская. Более того, в исторической реализации христианского социализма видится воля Божия о русском народе, и оба крупнейших государственных проекта России - и "Третий Рим" (Русская православная империя) и "Третий Интернационал" (СССР) - были с разных сторон попытками приблизиться к этому идеалу.

      Общинно-Христианский социализм может войти в социальную доктрину РПЦ и возродить у нашей церковной общественности понимание благодатности христианского социализма и своей праведностью должен объединять всех, верующих и неверующих, у кого болит душа за Россию и за судьбу её народа.   Часто совершенно справедливо говорят, что христианство – это борьба с грехом, но раз злые помыслы из души человеческой исходят, то всякая работа на ниве общественного совершенствования бессмысленна; она только отвлекает человека от подлинной цели – спасения в Царстве Небесном.
      
      Ошибка этого рассуждения в следующем. По учению Христа Господь сотворил человека как род, как «существо общественное», имеющее не только индивидуальную личность, но и связанное с другими людьми общей человеческой природой. Эта природа проявляет себя в том, что у людей есть и такие понятия, как народные обычаи, культура, общественная нравственность, сфера права, социально-экономические институты (в частности – право собственности), политические институты. Эти феномены реально существуют, хотя нельзя указать их конкретных носителей. А потому и грех человеческий локализуется не только в индивидуальных душах, но и в общественном сознании. Разумеется, источник греха находится в душах людей. Но, формируя и поддерживая указанные феномены, человек вкладывает в них свою склонность к падению, причем эта склонность как бы застывает, фиксируется в них, приобретая характер постоянно действующей силы, которая отчуждается от человека, становится во многом независимой от него, и в то же время – сильнейшим образом воздействует на людей, склоняя их к нравственному падению.

      Таким образом, человек по замыслу Божию имеет как бы два уровня: индивидуальный и общественный. Безусловно, каждый человек должен стремиться к личной праведности. Однако помимо этого люди должны стремиться к  праведной жизни всего общества -  от семьи до государства. Христиане должны жить по-христиански не только в личном, но и в общественном плане.

      Забвение общественного и перенесение всей церковной работы только на спасение личных душ является недостатком, тем самым грехом, который некогда был внесён в церковное учение  и стал мнением Церкви, что  пагубно влияет на членов Церкви, которые с доверием относятся к церковному учению. Поэтому выявление подлинного учения церкви по этому вопросу является крайне важной задачей и в рамках этой задачи одним из важнейших моментов является такое развитие христианского социального учения.

 
                Христианские корни социализма.

      Построение этого учения нужно начать с выявления нравственного идеала, к которому должно стремиться всякое христианское общество. Метод идеала выбран не случайно – именно таким образом построена вся христианская этика: дается не свод правил, а некие идеальные принципы, недостижимые в полной мере, но в своей существенной части тем не менее доступные для исполнения людьми даже в их нынешнем падшем состоянии. Идеал должен быть той нормой, которой меряется любое человеческое общественное явление.
   
      Таким идеалом и является христианский социализм. Почему именно социализм? Это вытекает из главного морального тезиса христианства – примата христианской любви. По слову апостола Павла «любовь не ищет своего» и этот тезис утверждает, что стремление жить за счёт других, стремление к увеличению богатства – не есть естественный инстинкт человека, а порождение его морального падения и разложения его личности как человека. Собственность привязывает к себе людей, отвращая от Бога и растаскивая их по углам. «Чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви» говорит Василий Великий. Если в личном плане власть богатства может быть преодолена отдельными личностями, которым, по мнению св. Иоанна Златоуста, дарована благодать, то в социальном плане этот «принцип Василия Великого» оправдывается безусловно – возникает общество эгоистов, для которых погоня за богатством становится главным делом жизни.  Но о какой христианской любви к ближнему в этом случае может идти речь? И Бог обязательно покарает за этот грех!

       Итак, желающий иметь больше другого не исполняет основную заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя».  И наоборот, возрастание любви неизбежно приводит к желанию делиться с ближними, исключая нищету в корне. Очень ярко об этом рассказано в Деяниях апостольских. (Деяния 2, 44-45; 4, 32-36). О том же говорит св. Иоанн Златоуст и другие святые отцы. Поэтому социализм – а в первую очередь это понятие характеризуется общинностью в жизни и имеет основанием христианство. Однако исторически сложилось так, что Церковь препятствовала проповеди в своей среде идей социализма,  и в результате социализм пришел в Россию с Запада в атеистическом обличии и в сильно извращённом виде.
 
      Что такое общинно-христианский социализм?

      Это способ общинного бытия христианской общины. Христиане должны на земле жить по-христиански. Христианский социализм – это способ подготовки к Царству Небесному, когда, по слову Иринея Лионского,  достойные постепенно привыкают  жить по- божески  и любить ближнего, а христианский социализм – образ такого христианского жития для общин всех уровней, начиная от прихода и кончая христианским государством.

      Христианский социализм вырастает из любви и уважения к ближнему, является той формой, в которой христианская любовь сохраняется наилучшим образом.  Однако любить всех ближних очень нелегко. Жить так – тяжёлый труд для падшего человека, привыкшего тянуть к себе, поэтому важна форма организация общины, ибо неудачные принципы организации быстро загубят нежные ростки развивающихся отношений в любви и уважении.
 
      Производство и распределение материальных благ при общинно-христианском социализме определяется принципом «от каждого по способностям, каждому – по потребностям для достойной труда жизни». Все работают не ради наживы, а ради завещанной Богом любви и взаимовыручки, чтобы у всех был и хлеб насущный и кров достойный, плюс необходимая медицинская помощь и лекарства нуждающимся больным; достойное образование для повышения квалификации и необходимые спортивные сооружения для поддержания хорошего здоровья; чтобы были условия для заслуженного отдыха и для занятий по интересам достойным творческого человека.  Нормы достойной труда жизни определяются из диетологических норм и привычных для человека продуктов питания; по санитарно-гигиеническим и принятым нормами моды и морали в вопросах одежды; по санитарно-техническим и необходимым для нормальной жизни и отдыха нормам в вопросах жилья. От общего числа всех социальных благ в обществе  количеством от относительного равенства рабочего времени, а качеством по квалификации труда.  А денежное вознаграждение пропорциональное труду – для приобретения средств несоциальной сферы, для которых сохраняется рыночное распределение.
 
     Чем отличается общинно-христианский социализм от  других видов социализма.

     Христианский социализм без идеалов общинности – движение в христианстве, стремящееся улучшить быт, образование и вообще жизнь трудящихся без изменения социального строя. Но, как известно, социальный строй определяется не столько способом производства, сколько формой потребления социальных и других материальных благ. Если бы рабы имели такие же условия жизни,  как предлагает общинно-христианский социализм - разве их жизнь была бы рабской? А если бы крепостные имели хорошие условия для труда, жизни и отдыха, стоило ли отменять крепостное право???  А если бы ВСЕ наёмные трудящиеся имели ПО ЗАКОНУ  все условия необходимые для труда, жизни и отдыха, стали бы они объединяться и бороться против наёмного рабства???  Наёмное рабство, как и крепостное и прочее рабство прекращает существование после установления новых социально-производственных законов в жизни трудящихся и чем больше в обществе взаимовыручки, солидарности, братства, сотрудничества – тем справедливее законы в этом обществе и счастливее жизнь людей в такой стране.
   
     В частности, локальный патронаж предпринимателями своих предприятий, когда среди рабочих внедрялась различного рода помощь, предпринималось улучшение жилищных условий и т.д., что ещё больше разобщает жизнь людей, насаждает ещё большую вражду следи самих трудящихся разных предприятий. Подобное социальное христианство было основой социальной доктрины католицизма.

     Сюда же следует отнести т.н. «христианский социализм», возникший в середине XIX в. в Англии и затем в Германии и Франции, и который следует отличать от Общинно-Христианского социализма. Сначала деятели «христианского социализма» (Людлоу, Кингсли) выдвигали лозунг праведной жизни во Христе, которая несовместима со стремлением к наживе. Но увидев, что общество в своём стремлении к наживе слишком крепко держится за частную собственность, они снизили планку требований и фактически слились с профсоюзным движением.  А ведь многим известна и межпрофсоюзная борьба за лучшие куски общественного пирога.

     В России христианский социализм не обрел организационных форм, оставшись лишь небольшим идейным движением, имевшим несколько отдельных приверженцев: священник Г. Петров, архимандрит Михаил Семенов. В той или иной степени к христианскому социализму примыкали философы Н. Бердяев, С. Булгаков, Г. Федотов, Ф. Степун, В. Эрн. Серьезной идеологии христианского социализма в России так и не было создано.

      До середины XVIII в. социалистические учения всегда имели религиозную основу, т.е. фактически являлись вариациями христианского социализма. Позже появился социализм атеистический, целью которого было обеспечение благополучной и справедливой жизни человека на земле – «рай на земле без Бога». Таков и «научный социализм» Маркса, научность которого заключалась в его, якобы, неотвратимости, обусловленной развитием производительных сил, средств производства и технологий, не затрудняя себя созданием механизма обеспечивающего не столько право на труд, сколько право на жизнь достойную труда.
      Крестьянский социализм народников ближе к христианскому социализму. Но и он обходился без Бога, без христианства, а основывался на общинных традициях русского народа.  Ближе всех к идеалам общинно-христианского социализма оказались социал-демократы Швеции и Финляндии, да и то только до тех пор, пока в их рядах было большинство населения.  Что доказывает не только необходимость обязательного объединения трудящихся под идеалами равноправия, справедливости, солидарности и взаимовыручки,  но и  является основой общинности, христианского братства, партнёрства и сотрудничества.
 
         Христианский социализм и власть.

      Христианский социализм хоть и основан на христианской любви и уважении к ближнему, но вследствие несовершенства каждого человека необходим аппарат власти, который обеспечивал бы стабильность общества и предотвращал бы его уход от христианских норм, предостерегал от антиобщественных поступков. Поэтому в общинно-христианском сообществе, как и в любом другом обществе необходима соответствующая властная структура. Как и в любом государстве выбирается правительство, которое решает все общие дела, должна быть армия для защиты от посягательств жить по своим законам, суд, правозащитные органы, разные министерства и прочие ведомства для ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ И ОРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ для жизни по этим законам. Конечно при условии, что большинство населения СОГЛАСНО жить по этим законам!  Разумеется, в зависимости от масштаба общины, формируется и соответствующий ей иерархический характер.  Но в основе – обеспечение соответствующего законодательства в обществе, при котором право на труд обеспечивает право каждого на жизнь достойную своего труда!

      Политические формы власти не определяются – они могут быть различны. Впрочем, безусловно, должен существовать и политический христианский идеал, но важны поиски более совершенного социально-экономического идеала, обеспечивающего сущность общинно-христианского социализма. Серьезного исследования христианского политического идеала исходя из сути христианской веры, пока не проводилось. Думается, что христианский социализм вполне совместим и с христианской монархией, и с президентской республикой. Несомненно одно, что принцип соборности в Церкви требует всеобщего, соборного участия населения и во власти.

      Естественно, реализация общинно-христианского социализма должна использовать все традиции и нормы, принятые у данного народа, если они способствуют достижению цели. В частности, русский народ по своим национальным традициям коллективист. Его общинность всегда отличала его от других народов и терпимость к национальным традициям других народов. Эту общинность нужно развивать. Однако, христианские нормы, если они приходят в противоречие с национальными, должны иметь более высокий приоритет, так что в случае конфликта неудовлетворительные национальные нормы должны пресекаться. Так всегда и делала русская Церковь, борясь с противоречащими христианским идеалам, традициями и нормами жизни людей других национальностей. Закон суров, но это закон и никто нарушать его не имеет право! Но и ущемлять национально-религиозные интересы других людей, если они не противоречат закону христианских норм жизни никто не имеет право. Во всяком случае никаких различий в социально-экономической жизни людей разных национальностей быть не должно!

 
           О реализуемости христианского социализма.

    В полной мере любовь между душами процветает только в Царстве Небесном. В этом мире возможны лишь приближения к тому идеалу, который мы назвали христианским социализмом. Любить, это значит уметь уважать интересы другого человека, уметь не желать себе больше другого, уметь отказаться от чего-то ради другого человека, а это требует иногда чуть ли не личного подвига. А потому приближение к общественному идеалу для развращённого общества чрезвычайно трудно.

      И тем не менее, в своей существенной части реализация христианского социализма возможна уже здесь, на земле. Причем – на разных уровнях, вплоть до государственного. История сохранила нам примеры реализации христианского социализма. На уровне государства – это государство иезуитов в Парагвае; на уровне трудовой общины – это Крестовоздвиженское трудовое братство, созданное Н.Н. Неплюевым; на уровне небольшой этнической группы («субэтноса») – жизнь секты духоборов. Везде в этих случаях христианство давало стимул к труду и обеспечивало высокий нравственный уровень христианского сообщества. Социализм, общность интересов и совместное производство укрепляют единство и взаимное уважение членов общины.

      Попытка реализации социализма в России также дает пример его реализуемости, даже не являясь христианским (и, следовательно, не обеспечивая должного стимула к общинному труду).  Но за 70 лет идеологам партии так и не удалось убедить население в том, что на  денежное вознаграждение пропорциональное труду можно  жить достойно этого труда.  В очень тяжелых условиях в масштабе гигантской страны они всё-таки создали целую общность – Советский народ! Но ошибочная, насильственная отмена частной собственности вместо внедрения закона о социальных правах и свободах в социально-экономической жизни советского народа, которые бы обеспечивали жизнь достойную труда при организации экономики не ради прибыли и рентабельности, а для удовлетворения потребностей населения, как того требует общинно-христианский социализм и христианские убеждения, партия ценой огромных жертв и созданием мощного репрессивного аппарата не только не смогла сплотить такую огромную страну, как Россия, но и привела её к развалу, к новой реставрации капитализма и дальнейшего наёмного рабства трудящихся. Конечно, общность средств производства потенциально давала возможность почти безболезненно, при замене совсем не коммунистической идеологии распределения социальных благ на христианскую, перейти к общинно-христианскому социализму и обеспечить жизнь населения достойно труда, но эта возможность в России была упущена.


       Общинно-Христианский социализм и Церковь.

     Создание Общинно-Христианского социализма – дело всего общества. Но может ли Церковь возглавить эту работу? Причем для Церкви работа над построением христианского социализма должна быть одной из важнейших. Церковь, которая ориентирована на спасение только индивидуальных душ  – церковь об одной ноге. Второй ногой должна быть забота о народе, обществе в целом.

      Увы,  последней функции у Церкви никогда не было, хотя  Православная Церковь может заменить структуру монарха и занимать особое и достаточно высокое место в управлении страной.  Либо тот, кто ведает земными делами нации, сам должен стать частью Церкви и под ее контролем осуществлять управление социальной жизнью. Но где в России ТАКАЯ ЦЕРКОВЬ???
       
      Учить Государя  «как ему править» Церковь никогда не решалась. Да и учить-то чему? Увы, Церковь никогда не создавала социальной доктрины в смысле описания христианского общества, к которому должен был стремиться Государь и народ страны. Изданные  «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», к сожалению, стараются уйти от подлинных социальных проблем. Так всегда было в истории Церкви - теория общинности рассматривалась ею не как средство христианизации общественной жизни, а как возможность упрочить свое положение и решить финансовые проблемы; социальная доктрина Церкви создавалась не для народа, а «под себя».  А зачем народу ТАКАЯ церковь?

      С этим нужно покончить и сделать так, чтобы Церковь крепко стояла на двух ногах, т.е. обладала бы концепциями и личного и общественного преображения. Для этого нужно:
1) Создать подлинную социальную доктрину, в которой Общинно-Христианский социализм займет подобающее ему место.
2) Создать в рамках Церкви сильную структуру - «орден», целью которого явилось бы социальное преображение на христианских началах. Она должна и разрабатывать теорию и вести практическую работу, в том числе – по созданию конкретных социалистических,  христианских общин.
3) Частью этой структуры должна быть «Общинно-Христианская социалистическая партия России». Ее целью должно быть не обязательно установление православной монархии – она лишь одно из возможных политических решений. Подлинной ее целью должен быть общинно-христианский социализм –  образец общественного бытия христиан в земной жизни
 


      
        НЕОБХОДИМЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ОБЩЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХРИСТИАНСКИХ ПРИНЦИПОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ  ГАРАНТИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ.

         1. По вопросу обеспечения ЖИЛЬЁМ.

     Для обеспечения населения в каждом экономическом регионе жильё, как и категории квалификации трудящихся, необходимо разделить на 6-10 категорий качества для распределения по квалификации, а по метражу не более среднепроизведённого по региону. Это заставит представителей власти расширять жилищное строительство, а трудящихся повышать квалификацию, ответственность и дисциплину.
     Определить ЗАКОНОМ распределение жилья свыше допустимого или его появление на рынке только после превышения 20 кв. м. ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ на человека по региону после обеспечения всех нуждающихся по социальным нормам.

     Установить нижний предел гарантированного для каждого члена общества количество метров ЖИЛОЙ ПЛОШАДИ на 15-20 % меньше от среднепроизведённого по региону. Принять все необходимые меры правительственного, общественного и прокурорского контроля и надзора для перераспределения имеющегося жилищного фонда и привести их в соответствие с целями по обеспечению социальных гарантий для каждого ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ без нарушения законности и принципов социальной справедливости. Отменить право наследования жилья до момента обеспечения всех нуждающихся по социальным нормам и в случаях ущемления прав граждан на социальные нормы жилья.
     Обеспечить своевременный ремонт или снос пришедшего в негодность и строительство нового благоустроенного жилья для обеспечения потребностей населения.

              2. По вопросу обеспечения продуктами питания.

      Определить потребности населения в необходимых продуктах для полноценного здорового питания и нормы их потребления в соответствие с возможностями страны, согласовать их с количеством жителей по регионам и наладить снабжение согласно этих норм. Принять все необходимые меры правительственного, общественного и прокурорского контроля и надзора над производством, закупками и распределением необходимых для здоровья каждого разнообразных продуктов питания, для ликвидации злоупотреблений производителей и предприятий общественного питания при удовлетворении потребностей населения. Всемерно способствовать развитию сельского хозяйства, предприятий пищевой промышленности, для организации производства и закупок основных продуктов питания необходимых для нормального развития и полноценной жизни населения страны, обеспечивая своевременную доставку продовольствия к столу потребителя вплоть до гарантированного обеспечения каждого через продовольственные склады, магазины или предприятия общественного питания. Для этого по возможности использовать многоразовую тару, что будет снижать распространение мусорных полигонов.

      Принять меры для ликвидации любых злоупотреблений направленных на производство некачественных продуктов питания в сельском хозяйстве, на предприятиях их переработки, на ненадлежащее хранение на базах, предприятиях общественного питания и торговли, что может вести к порче продуктов питания, используя имеющийся опыт в цивилизованном мире. Согласовать меру ответственности работников этих сфер и вознаграждение за их труд с условиями развития социальной справедливости.
      Внедрять комплексное и полноценное питание в производственных буфетах, столовых и других пунктах общественного питания по типу санаторно-курортных по месту учёбы, работы или жительства членов общества, сохраняя рынок на качество приготовления, услуги обслуживания и на те продукты питания, которые не входят в необходимый ассортимент и на излишки от ассортимента, набор и количество которых извещается через средства массовой информации гласно и регулярно.
Внедрить все необходимые меры контроля при производстве, хранении и распределении продуктов питания, гарантирующий их доставку населению качественными и без задержки.

      3. По вопросу обеспечения одеждой и текстилем.

     Сбалансировать производственные и финансовые возможности страны по производству и закупкам необходимых населению материалов и тканей, требуемой фурнитуры и сырья для производства одежды и сезонной обуви, чулочно-носочной продукции с потребностями населения для их удовлетворения в необходимых для конкретных климатических условий и по достойным человека труда нормам. Навести порядок на ткацких, швейных, обувных фабриках, способствовать их снабжению сырьём, оборудованием, специалистами и усилить контроль при производстве, закупках и в распределении тканей, предметов одежды и обуви, ликвидирующий всякие злоупотребления. Уделять особое внимание модернизации производства той продукции, которая пользуется популярностью у населения десятилетия, это постельное бельё, ткани для мебельной промышленности, для пошива пальто, курток, костюмов, лёгкого платья, детской одежды, обуви и прочее и обеспечить своевременную доставку населению при минимальных издержках и не нарушая принципов социальной справедливости.

      Способствовать развитию рынка на услуги по крашению, пошиву, ремонту и на предметы одежды не входящие в необходимый ассортимент для удовлетворения необходимых потребностей населения.

      Для физического, интеллектуального и духовного развития граждан России уделить особое внимание здравоохранению, дошкольному воспитанию, образованию, спорту, вопросам социального обеспечения по старости и нетрудоспособных, а также общественным средствам связи, информации и транспорта, необходимых для полноценной жизни населения страны, обеспечивая в этом направлении режим максимального благоприятствования. В основе развития экономики – обязательные планово-профилактические ремонты и замена основных средств на более совершенное и производительное после выработки ресурса, поскольку жизнь и труд людей в стареющих и разваливающихся основных жилых и производственных фондах может привести к тяжёлым социальным последствиям. А несвоевременная замена и обновление оборудования в энергетике и на транспорте просто к трагедиям, поэтому вопросам повышения квалификации и условий жизни работающих в этих областях уделять особое внимание, учитывая их профессионализм и ответственность.


     P.S. Я НЕ МАРКСИСТ, ПОСКОЛЬКУ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА!  Пролетарий не МОЖЕТ БЫТЬ ДИКТАТОРОМ, так как по Марксу это "самая угнетённая, самая безграмотная и самая беднейшая часть рабочего класса"! А  кому нужна диктатура безграмотных масс?  А есть  ещё рабочая интеллигенция, способная нести разумное, доброе, вечное в своей воспитательной работе с молодёжью, и рабочая аристократия - лётчики до сих пор на рабочей сетке,  а какие они пролетарии?!
 
     ПРОТИВ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА!  Превращение частной собственности в общественную не делает необходимые для жизни социальные блага принадлежащими каждому достойно труда, изменяется только характер собственности средств производства, а способ распределения средств потребления сохраняется прежним, через рынок посредством товарно-денежных отношений, а говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

     ПРОТИВ СУЩЕСТВОВАНИЯ КАКОГО-ЛИБО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.  НЕ БЫЛО никакого переходного периода между рабовладельческим и феодальным государством, между феодальным и капиталистическим! Отменили рабство - нет рабовладельческого государства! Отменили крепостное право - нет феодального, отменили монополию капитала и установили монополию ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ - нет капитализма!

     О КАКОМ СВОБОДНОМ ТРУДЕ ГОВОРИЛИ МАРКС, ЛЕНИН И ПРОЧИЕ? Это человек должен быть свободен в своём выборе - участвовать в общественно-необходимом труде по своим способностям и стремлениям, чтобы иметь за труд не только деньги, но и всё необходимое для СВОБОДНОЙ от наёмного рабства  жизни по количеству и квалификации труда, или не участвовать - и ничего не получать от общества. Или быть наказанным за воровство.  Каждый выбирает своё и заслуживает то, что имеет. Но человеческое общество тем и отличается от других общественных систем, что способно следить за исполнением законов, и если этого не происходит, то стоит ли говорить о каком-то разуме такого народа, кроме стремления жить за счёт других посредством накопления своего капитала? А ведь именно это лежит в основе капитализма - монополия капитала!


     Коммунистическая концепция Маркса оказалась столь же ущербной и утопичной, как и более ранние учения о коммунизме. По этому поводу позволю напомнить слова В. И. Ленина: "Мы не претендуем на то, что Маркс или марксисты знают путь к социализму во всей его конкретности. Это вздор. Но мы знаем направление этого пути, и какие классовые силы ведут по нему, а конкретно, практически, это покажет лишь опыт миллионов, когда они возьмутся за дело".  Опыт построения коммунизма показал, что у каждого свои представления и о коммунизме, и о справедливости, а при таком разнобое мнений разве можно создать что-то стоящее?

     Если бы инженеры проектировали так, как проектировали общество Ленин и Сталин, то по их чертежам получалось бы только оружие для усмирения недовольных режимом. А все материальные блага только для себя, да для некоторых самых послушных и работящих.  А какое равноправие и справедливость могут быть в таком обществе, где одним можно всё, а другим только то, что им позволят иметь власть и богатство имущие?  Закон должен быть один для всех. А все материальные блага должны распределяться так, чтобы право на труд ВСЕМ обеспечивало право на жизнь достойную труда, иначе опять разделение населения по имущественному положению и нарастание антагонизма в обществе на этой основе. Денежное вознаграждение пропорциональное труду, если это вознаграждение не обеспечивает жизнь достойную труда уже давно никого не интересует!  Поэтому нельзя строить без проекта, без знаний того, что может получиться при таком строительстве и считать великим такого инженера!