Пурим... или всех с праздником 8 марта

Литвинов Сергей Семенович
 
8 марта по новому стилю  - « Международный» Женский  День.
23 февраля  - по старому стилю -  тот же самый день 8 марта, вводимый уже и в России день «пламенных революционерок», социалисток и феминисток.
Начало февральской революции и распада Российской империи.
Пурим – в этих же последних числах февраля – весёлый еврейский праздник.
« Уши Амана» - праздничное кушанье в память об уничтожении
врага иудеев персидского царедворца Амана и рода его.
Подробней информацию можно почерпнуть, где угодно.
Было бы желание…
 
...8 марта. Историю этого праздника обычно связывается с именем известной  революционерки Клары Цеткин, которая, решив использовать неудержимую энергию женщин на борьбу с эксплуататорами, создала женский революционный отряд. И хотя создание его было делом не одного дня, решено было выбрать день, который можно было бы считать Днем рождения «женского пролетариата». Выбор числа принадлежал К.Цеткин, которая сумела связать день рождения нового отряда с праздником Пурим, который отмечается иудеями на переломе от зимы к весне. Скорее всего, в тот год, когда было принято решение начать праздновать «Международный женский день», праздник Пурим пришелся на 8 марта. И хотя у иудеев время празднования Пурима является скользящим, число это прижилось – в 1910 г. на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Цеткин предложила праздновать «Международный женский день» именно 8 марта...

            

    ПУРИМ

Что за праздник, братцы, ныне?               
Не по нашему – Пурим.
Женский день; ему цены нет.
Как по воздуху парим.

Сдвинем числа на столетье.
Нет, не врут календари!
Март 8-е; 23-е
Февраля; гуляй, дури!

Пред луною солнцелицей,
Не признав ни в чём вину,
Пред супругою-царицей
Уши трубочкой сверну.

Я ль о древнем, о вельможе,
Об Амане? Экий, перс!
Кто ж в мою супругу сможет
Ткнуть карающий свой перст?

Царедворец, он пытался
Обмануть и всех, и вся.
И на дереве болтался,
Так безрадостно вися.

Я повешусь да… на шее
На любимой,  на родной.
Да жена захорошеет.
Да и праздник  - выходной!

Мне такая с неба манна!
Чем любви пожар тушить?
Без подвоха, без обмана
Хорошо на свете жить.

В жизни радости, печали –
Делу всякому венец.
Чтобы не было вначале,
А в конце – всегда конец.

Эта мысль настолько зрима,
Уши трубочкой сверни.
И в Пурим, и без Пурима,
Изменять жене – ни-ни.
               

PS И это о Пуриме.
Из статьи.

"Книгу Есфирь надо читать не торопясь. Вся ее проблема – в датах.

Аман задумал свой антиеврейский погром в первый месяц года (нисан; приблизительно наш апрель). По его навету в провинции были разосланы письма, предписывающие резню евреев произвести в конце года – в 12-й месяц (адар, приблизительно наш март). Аман был казнен спустя два месяца после начала своей антиеврейской интриги.

До назначенного погрома оставалось еще девять месяцев, и потому после казни Амана вполне достаточно было бы исполнить законную просьбу Есфири: “Если царю благоугодно и нравлюсь я очам его, то пусть будет написано, чтобы возвращены были письма по замыслу Амана, писанные им об истреблении иудеев во всех областях царя” (Есф. 8,5).

Вот тут и хотелось бы видеть завершение пуримской истории. Уже и казнь Амана кажется излишней (за дурное намерение – казнь!). Но все же: злоумышленник казнен. Бойня предотвращена. Еврейский народ спасен. Тут бы и прочитать : «Конец. И Богу слава!».

Но именно тут и происходит поворот столь резкий, что диву даешься, поражаясь глухоте тех, кто именно этого поворота и по сю пору не замечает и талдычит, что Пурим есть праздник необходимой самообороны.

Итак, что же происходит после того, как царь соглашается с Эсфирью? – “И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все, как приказал Мардохей” (Есф. 8,9).

Мардохей же от имени царя составил указ о предстоящих погромах: "о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,10-11; Интересно, что церковно-славянский перевод не знает этого оборота: «Яко повеле им жити по законом их во всяцем граде, и да помогают им, и да сотворят соперником их и противником их якоже хотят»).

Это указ, изданный тогда, когда всякая опасность, нависшая было над евреями, была уже отстранена, когда им уже принадлежала практически вся власть в персидской империи. Есфирь вытребовала у царя указ, позволяющий евреям уничтожать всех по своему желанию, уже после казни самого Амана (Есф. 7,10). Вот библейский текст, из которого ясна последовательность событий: «И сказал царь Артаксеркс царице Есфири и Мардохею Иудеянину: вот, я дом Амана отдал Есфири, и его самого повесили на дереве за то, что он налагал руку свою на Иудеев; напишите и вы о Иудеях, что вам угодно. И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все так, как приказал Мардохей. И написал он от имени царя о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить, в один день по всем областям царя Артаксеркса, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара».

А теперь представьте себе ужас, повисший над страной: указ, написанный от имени царя Мардохеем, не был тайным. Он был объявлен сразу после подписания и по всем городам… Более полугода люди жили, зная, что “в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара” их соседи, евреи, смогут войти в любой дом и убить любого, кого пожелают… “И напал на них страх перед иудеями” (Есф. 8,17).

В месяц Адар месть дошла уже до детей давно убитого Амана. Были повешены десять его детей. Точнее – сначала его дети были казнены. Но этого Эсфири было мало: она попросила повесить их трупы на дереве. Тут, пожалуй, стоит привести полностью этот библейский текст:

Ну уже казалось бы – всё! Но аппетит приходит известно когда.

«И сказала Есфирь: если царю благоугодно, то пусть бы позволено было Иудеям, которые в Сузах, делать то же и завтра, что сегодня, и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве. И приказал царь сделать так; и дан на это указ в Сузах, и десятерых сыновей Амановых повесили. И собрались Иудеи, которые в Сузах, также и в четырнадцатый день месяца Адара и умертвили в Сузах триста человек. И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч» (Есф. 9,1-16).

Кто эти 75 000 уничтоженных персов? Вряд ли это были крестьяне – те евреи, что добровольно остались в Междуречьи, наверно уж не ради занятий земледелием и рытья арыков пренебрегли возвращением на родину. Если евреям было в Персидской империи лучше, чем в Палестине – значит, они проникли в имперские государственные и торговые элиты. Значит, там и были у них конкуренты и недруги. А, значит, и вырезанию подверглась элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена. Если речь идет о Артаксерксе Третьем и 367-353 годах, то Персии осталось жить четверть века – уже в 332-332 годах она окажется бессильна перед лицом Александра Македонского.

Апологеты Пурима вряд ли одобрили бы, если б Московская Патриархия каждый год открыто и шумно праздновала штурм Казани войсками Ивана Грозного, при этом подчеркивая, что в нем она видит образец для обращения со всеми врагами Святой Руси? Не назвали бы они такое поведение безумным и чреватым пролитием новой крови? Но тогда столь же негативной должна быть и их реакция на празднование «веселого праздника Пурим».

И не надо про «взявших меч»… В том-то и особый привкус Пурима – что меч персами еще не был взят. Преступление было задумано, но не было осуществлено. Представьте, что в начале 30-х годов европейским державам удалось надавить на германского президента Гинденбурга, и он объявил нацистскую партию вне закона. И в течение двух дней всем желающим было разрешено убить любого, кого они подозревают в симпатии к Гитлеру… Не “отмщение” происходит в Пурим. А “превентивный удар”. Нигде в этих библейских текстах мы не видим, чтобы сначала собрались толпы погромщиков, затем они рванулись в еврейские кварталы, а тут уж отряды еврейской самообороны исполнили свой долг… Наоборот: «собрались иудеи, чтобы наложить руку на зложелателей своих» (Есф. 9,2). Очень точно: на «желателей» – руку, за намерение – смерть…

Ради отмщения Аману – достаточно было казнить его. При чем тут еще десятки тысяч людей? Да, народ имеет право на защиту и даже на месть виновным преступникам. Но зачем было продолжать убийства после устранения действительно виновного?

Представьте, что советская армия, уже победив нацизм, на один из зимних дней 1946 года назначила тотальную облаву на немцев, сотрудничавших с прежним режимом… Немецким коммунистам была выдана охранная грамота, прикрываясь которой, они могли бы в течение двух дней без суда и следствия расстреливать на месте всех, кто им досадил в былые времена. И в итоге 75 тысяч уже разоруженных немцев были казнены... Неужели этот погром тоже был бы сочтен нравственно безупречным?

Хорошо: пусть месть, пусть возмездие… Но при чем тут дети? Дети-то меча в руки не брали и ров не копали… Не сомневаюсь, что аполегеты пурима в иных ситуациях не прочь поговорить о “слезинке невинно замученного ребенка”. Но как же тут-то не появляется у него желания посторониться тех, кто уже 25-е столетие подряд радостно танцует, вспоминая убийства (в том числе и) детей (Есф. 8,11)?

Как можно ежегодно радостно праздновать убийство 75 тысяч человек (включая детей)?"

               

            
А начиналось всё так невинно...

 "...в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном,
 в третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих,
 показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней.
 По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского.
 Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах.
 Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.
 Напитки подаваемы были в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье шло чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого.
 И ЦАРИЦА АСТИНЬ СДЕЛАЛА ТАК ЖЕ ПИР ДЛЯ ЖЕНЩИН В ЦАРСКОМ ДОМЕ царя Артаксеркса.
 В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, КОГДА РАЗВЕСЕЛИЛОСЬ СЕРДЦЕ ЦАРЯ ОТ ВИНА, ОН СКАЗАЛ  Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Карка чтобы они привели ЦАРИЦУ АСТИНЬ ПРЕД ЛИЦЕ ЦАРЯ в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень
красива.

 НО ЦАРИЦА АСТИНЬ НЕ ЗАХОТЕЛА ПРИЙТИ ПО ПРИКАЗАНИЮ ЦАРЯ, объявленному чрез евнухов.

 И РАЗГНЕВАЛСЯ ЦАРЬ СИЛЬНО, И ЯРОСТЬ ЕГО ЗАГОРЕЛАСЬ В НЁМ. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена - ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права, -
 приближенными же к нему тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан - семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве:
 как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов?
 И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: НЕ ПРЕД ЦАРЁМ ОДНИМ ВИНОВНА ЦАРИЦА АСТИНЬ, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса;

 ПОТОМУ ЧТО ПОСТУПОК ЦАРИЦЫ АСТИНЬ ДОЙДЁТ ДО ВСЕХ ЖЁН,И МУЖЬЯМИ СВОИМИ БУДУТ ОНИ ПРЕНЕБРЕГАТЬ и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла.

Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.
 Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее.
 Когда услышат о сем постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого.
И угодно было слово сие в глазах царя и князей; и сделал царь по слову Мемухана.
 И послал во все области царя письма, писанные в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его, ЧТОБЫ ВСЯКИЙ МУЖ БЫЛ ГОСПОДИНОМ В ДОМЕ СВОЁМ, и чтобы это было объявлено каждому на природном языке его...


После сего, когда утих гнев царя Артаксеркса, он вспомнил об Астинь и о том, что она сделала, и что было определено о ней. И сказали отроки царя, служившие при нем: пусть бы поискали царю молодых красивых девиц,
 и пусть бы назначил царь наблюдателей во все области своего царства, которые собрали бы всех молодых девиц, красивых видом, в престольный город Сузы, в дом жен под надзор Гегая, царского евнуха, стража жен, и пусть бы выдавали им притиранья [и прочее, что нужно];
 и девица, которая понравится глазам царя, пусть будет царицею вместо Астинь. И угодно было слово это в глазах царя, и он так и сделал..."

Обо всём дальнейшем в книге Есфирь. Библия. Ветхий Завет.

Пурим (14/15 адара) - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве
Пурим - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий». Отмечается в четырнадцатый день весеннего месяца адар (соответствует концу февраля - началу марта по грегорианскому календарю).

...МУЖЬЯМИ СВОИМИ БУДУТ ОНИ ПРЕНЕБРЕГАТЬ...

Что и произошло в дальнейшем.

Царь Артаксеркс разводится с царицей Астинь.

Царь находит новую жену. Царь же решил выбрать себе новую царицу. Из всех областей государства были собраны самые красивые девушки. Они должны были по очереди представать перед царем, и та из них, которая особенно понравилась бы ему, стала бы царицей. Одной из этих девушек была Эсфирь, родственница Мардохея, которая была “красива станом и пригожа лицом”. Она рано осталась без родителей, и Мардохей, служивший при дворце, был ей вместо отца.

Когда настала очередь Эсфирь, она успела приобрести всеобщее расположение. Царю она понравилась больше остальных и он именно ее сделал царицей вместо Астинь. В честь Эсфирь Артаксеркс устроил большой пир и раздал множество даров.