Картинка из детства. Проза

Тувия Анатолий Ланцман
Другая жизнь.
В 1961-м Году, после окончания начальной школы, наши классы были распределены по средним школам города. Отличники и хорошисты ,к группе которых я имел счастье принадлежать, раскидали по элитным школам. Остальных - в школы похуже. В нашем городе, насчитывающем на тот момент меньше ста тысяч жителей,были две элитные школы.Это - №2,в которой учились дети исполкомовцев, и школа №6,в которой учились дети партийных работников и в которой в дальнейшем учился и я. Эти две школы были укомплектованы лучшими учителями.Они выпускали больше всех медалистов и показывали самый высокий процент поступивших в ВУЗы.Естественно,обе школы имели полный набор учеников .Костяк и большую часть учащихся составляли дети врачей, учителей, инженеров, преподавателей местного пединститута. И видимо, благодаря успехам в учёбе и демографическим  причинам, я - ,сын столяра и домохозяйки – был  удостоен чести  учиться  в  передовой школе.
     И вот тут я узнал, что значит быть ,,впереди планеты всей"! Директором школы был бывший фронтовик. Педагог от Бога! Но,годы войны давали о себе знать .Он был контужен в боях  под Сталинградом  и после этого не переносил громкие  звуки. И сам никогда не кричал. Нам было достаточно его взгляда. Когда он проходил по каридору,то  можно было услышать полёт мухи в  буквальном смысле  слова. Наказывал он справедливо и жёстко. Утром,перед  уроками ,дежурные стояли у входа и проверяли форму и наличие дневника. Форма должна была быть чистой и  свежевыглаженной. В противном случае учащийся отправлялся домой и на следующий день являлся с родителями. Разгильдяев, забывших  дневник , ждала та же  участь .Я мог бы ещё много говорить и о порядке в нашей школе, и о шерстяной форме мальчиков, и кружевных фартуках  девочек. Но, перейдём к  моей скромной персоне.
    В нашей школе было много  разных кружков. А  школьная самодеятельность по праву занимала одно из ведущих мест в городе. Правда, об  этом позже. А пока -  очень быстро я стал лучшим барабанщиком пионерской  дружины и на все  слёты гордо шагал за  знаменем, выстукивая пионерские  марши. Горнистами были ребята  - один из моего класса и второй из  параллельного. Оба учились в музыкальной школе  по классу  трубы  и играть на горне  им не составляло  труда. И именно в силу того, что они учились в  музыкалке и я считал их  уже  музыкантами, я был горд шествовать РЯДОМ с  ними!
    Вскоре мы стали победителями городского конкурса горнистов и барабанщиков и нам было поручено готовиться  к  республиканскому  фестивалю  пионеров  и  школьников.
    На этом фестивале  в  аналогичном конкурсе  мы  заняли  третье  место. Руководители были  довольны, но особо  этого   не  выказывали . Всё- таки, не первое  место. Но это была  наша личная  победа. Она нас окрылила и  мы были  готовы  к  дальнейшим  конкурсам!.
    Следующий учебный год прошёл  обычно, без серьёзных  событий. Мы всё так  же сопровождали знамя, репетировали, учились. Ближе  к  концу  учебного  года старшая   пионервожатая   сказала  нам  чтобы  мы  готовились  к  республиканскому  слёту.
     И если наш первый фестиваль  проходил  в  столичном  Кишинёве, то этот слёт проводили  в  лесу, в оздоровительном  лагере  для детей работников  МВД  и  КГБ. Оказывается, был и такой!
    Лагерь  располагался  в  живописном  месте  леса, тянущегося  на десятки  километров. Слёт должен был проходить  четыре  дня, наш конкурс проводился  на  третий  день. У нас было  достаточно  времени  на подготовку  задания, полученного по  приезду в  лагерь. А  задание  было -  ни  много, ни мало  - сочинить свой  марш ! Поскольку  мы приехали  на  место к  обеду, то  решили  заняться  сочинительством  на следующий  день  с   утра. Пообедав, мы, как  все  нормальные  пацаны, пошли играть в футбол. Познакомившись  со  сверстниками  и  разделившись  на  команды, мы  начали  гонять  мяч. Через  короткое время  к  нам  подошли  несколько  мужчин  и попросились  в  команды. Они  были с  энтузиазмом  приняты и игра  продолжилась.
    На  следующий  день мы с  утра  засели  сочинять  марш.,, Мы" – это  я и  мои  друзья-горнисты.  Они расчертили  лист  бумаги  на  нотный  стан  и  писали  какие-то   ноты, о  которых  я  не  имел  понятия. Лишь изредка  я  пытался  вставить  какое-нибудь  ,,умное" слово, к  которому, впрочем, друзья  не прислушивались.  Но и не смеялись надо  мной. К обеду марш был готов и после обеда мы удалились  в укромный  уголок  репетировать. К ужину в   столовой  висело  объявление   о  том, что  в  19:00 состоится встреча с  ведущими  мастерами  искусств   республики. Мы, как ,,люди  искусства", решили  пойти  на встречу. .Каково  же  было наше  удивление, когда  за  столом  тех  самых  деятелей  мы  увидели  вчерашних товарищей   по  команде! Фамилия  одного  из  тех,  с  которым я играл  в  защите, мне врезалась  в память. Эмиль  Лотяну! Тогда ни  имя, ни фамилия  мне  не  говорили  ни  о чём. Но спустя  годы, когда на всесоюзный  экран  вышел  его  фильм  ,,Табор уходит в небо", я понял с каким человеком свела меня судьба!
    На  третий  день, как и было  предусмотрено,  с  утра  начался  наш  конкурс. Возле  сцены  были установлены  кинокамеры, а на сцене  -  микрофоны. Но это не внесло в наши ряды  смятения. Сначала – обязательная  программа, затем – собственное  сочинение. Конкурс нас  настолько  поглотил, что мы не заметили, как  пролетело  время. К обеду конкурс   закончился  и мы разошлись  в  ожидании  результатов. После  обеда  нас  вызвали  в  штаб  слёта  и  сказали, что  звукооператоры  хотят  перезаписать  наш марш. Запись  проходила  в комнате, задрапированной  одеялами ,при  полной тишине.
    На  этот  раз  мы  заняли  первое  место  и  возвращались  домой  победителями!
    Начался  следующий  учебный год. Я, по обыкновению, вставал  легко и  рано. В  обычные  дни  мой  отец, на  подпольно  модернизированном  приёмнике, слушал или ,,Голос Америки", или ,,Голос Израиля". 
    В этот день отец почему-то уехал  рано и приемник  молчал. Я  включил его и  настроил  на республиканскую  волну. И вдруг!.. я услышал наш марш! Оказывается, его перезаписали  в  строгих условиях для  того, чтобы сделать позывными  республиканской ,,Пионерской зорьки"...
    Ещё  много  лет, услышав эти  позывные, я начинал  испытывать   чувство гордости    И   с   особым теплом   вспоминал  те  дни.  Как, впрочем, и сейчас….
                27.02.13