Мимо Тосно и Любани

Иосиф Бобровицкий
    (Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург)

От Чудова до Санкт- Петербурга 120 километров, то есть еще неделя пешего похода, а где ее взять? Уже начиная этот этап путешествия, мы знали, что этот участок, скорее всего, проедем на электропоезде, поэтому недостаточно подготовились на предмет освоения  достопримечательностей на этом участке: где-то в районе Тосно на даче жила Анна Ильнишна Ульянова, у станции Саблино -  пещеры после выработок кварцевого песка, а несколько в стороне от ж/д – старейший  в стране лесопитомник, на станции Любань – могила и памятник Мельникову, строителю железной дороги Москва – Петербург. Сделав хорошую мину при плохой игре, мы уговаривали себя, мол, при такой близости и удобству подъезда к Петербургу, местность должна быть основательно застроена коттеджами и вряд ли представляет спортивный интерес.
Но, наблюдая действительность из окна электрички, мы вынуждены были признать, что леса и болота здесь по-прежнему продолжают доминировать, хотя вид из окна порой может и обмануть. Вспоминаю, как поразила меня при первой поездке из Москвы в Ленинград местность между этими двумя столицами – сплошные леса и редкие деревеньки.
Что ж, не исключено, что этот участок мы еще и протопаем пешком.
Пока же электричка уверенно преодолевает расстояния, вот уже и Любань и памятник Мельникову. Электричка не переполнена, и наш вид, а возможно и запах дыма, нами излучаемый, привлекает пассажиров. Пожилой мужчина из соседнего купе поинтересовался, не туристы ли мы? Дело в том, что неорганизованный туризм в последние годы резко пошел на спад, и нас скорее принимали за рыбаков, чем за туристов. Но Вадим Сильверстович Цапин (так зовут нашего соседа) сам оказался заядлым туристом, он и сейчас возвращается из путешествия в Москву. Оказывается, кроме пешего, лыжного, байдарочного, автомобильного, существует еще один вид туризма из Москвы в Санкт-Петербург – путешествие на перекладных с помощью электричек. На такое путешествие в один конец требуется всего одни сутки. Вадим Сильвестрович любезно предоставил нам график такого путешествия: отправление из Москвы 11 часов 59 минут – прибытие в Тверь в 15-00, отправление из Твери 16 с минутами, прибытие в Бологое в 20 часов, Бологое – Окуловка (прибытие в 22 часа); в Окуловке надо найти возможность немного перекимарить, а в 5-50 отправление электрички до Малой Вишеры, откуда в 7-48 отправляется электричка на Питер. В этой самой электричке мы и находимся, прибывает она на Московский вокзал в 11 часов.


И вот мы в Санкт-Петербурге. Выходим на Невский проспект. Первое, что бросается в глаза, огромная реклама, почти целиком закрывающая фасад здания, расположенного напротив вокзала.
Такие заплаты должны были подновить город в тех случаях, когда ремонт не поспевал к дням 300-летия города. Я невольно вспомнил услышанное по радио сообщение, что немецкий режиссер, задумавший фильм о закате третьего рейха, решил снимать кадры об майских днях в Берлине 1945 года именно в Петербурге после реставрации последнего к дню 300-летия, так как Берлин за последние 50 лет изменился до неузнаваемости. Конечно, на этот шаг режиссера могло толкнуть многие обстоятельства, как-то, дешевизна массовок или еще что-то, но звучит это предложение, как насмешка: Санкт-Петербург к празднику 300-летия выглядел как осажденный, подвергшийся интенсивным бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу Берлин 1945 года. К моменту нашего приезда праздники были позади, но город готовился к выборам мэра, поэтому пресса интенсивно муссировала перипетии прошедшего мероприятия, упорно ища виновных.
Пройдя по Невскому пешком один пролет метро, мы вновь спустились под землю и доехали до Финляндского вокзала, так как наша резиденция на время пребывания в Питере намечалась в поселке Кузьмоловском у двоюродной сестры моей жены.
В отличие от Подмосковья пригороды Санкт-Петербурга дают пенсионерам значительные льготы при проезде в электричках: если в Подмосковье 50% оплата проезда в электричках предусмотрена в зимнее время, когда москвичи практически загород не ездят, да и то эта льгота касается только пенсионеров-ветеранов труда, то в Санкт-Петербурге до недавнего времени все пенсионеры в течение всего года пользовались бесплатным проездом в электричках, (это и давало возможность развитию туризма на электропоездах, благо управление ж/д Москва - Санкт-Петербург находится в Санкт-Петербурге), а сейчас льготный проезд составляет менее 20% от номинала. Электричка, буквально, кишела пенсионерами, ехавшими убирать овощи и картофель, да и разговоры в вагонах вертелись вокруг видов на урожай и предстоящих выборов мэра, причем заявления Матвиенко о сохранении льгот пенсионеров на транспорте в случае выбора ее мэром, давали ей, судя по всему неплохой шанс.
Хотя о том, что этой осенью я должен буду появиться в Кузьмолове,  и было известно, мы свалились, как снег на голову.
Володя еще в электричке предлагал мне, дабы не стеснять родственников оставить у них ненужное барахло, а самим разбить палатку на берегу Кавголовского озера, но Надежда Алексеевна была настолько категорична, что нам пришлось ее уговаривать, чтобы нас отпустили на прогулку в Кавголово, а ее радушный прием окончательно успокоил Володю. Нам предоставили с ним отдельную комнату, благо, что Татьяна Федоровна (мать Надежды Алексеевны) уехала помогать к своей сестре в Токсово ухаживать за коровой. Я непременно хотел повидаться с Татьяной Федоровной, поэтому взял адрес Александры Федоровны в Токсове. Мы с Володей отправились в Кавголово налегке вдоль шоссе, а по пути зашли в Токсово к Александре Федоровне. Токсово – дачный поселок, причем в отличие от Кавголова, где современные коттеджи карабкаются на склоны заросших лесом холмов, дачки скромные, построенные в «добрые» советские времена. Дети Александры Федоровны живут и работают в городе своими семьями, наезжают в Токсово по выходным и в отпуск, а по будням привозят из Кузьмолова (на машине – рукой подать) старшую ее сестру Татьяну.
Татьяне Федоровне за 90, Александра моложе ее на 10 лет, однако, Татьяна Федоровна не только скрашивает одиночество сестры, но и помогает ей по хозяйству. А хозяйство – не малое: огород, а главное, корова. Причем дети Александры Федоровны неоднократно уговаривали ее отказаться от коровы, а та не в какую, вот и пришлось им закупать на зиму сено, самим то заготовить сено бабулькам  не под силу.
Если наше появление в Кузьмолове я сравнивал со снегом, упавшем на голову, то в Токсове мы были громом среди ясного неба, так как с Александрой Федоровной я вообще не был знаком, да и с Татьяной Федоровной не виделся много лет.
Узнав, что я муж Вали Чистяковой, Александра Федоровна пригласила нас в дом, вскоре подошла и бабушка Таня. Они угостили нас холодной простоквашей, и хотя после сытного обеда в Кузьмолове не прошло и двух часов, прогулка возбудила наш аппетит, а простокваша из цельного молока была отменной – мы выдули более половины 3-х литровой банки.
Александра Федоровна оказалась весьма словоохотливой, вспомнила про блокадные дни, «дорогу жизни», военные и послевоенные годы в Пошехонье, возвращение в Ленинград, и, наконец, – Токсово. Голод, холод и непомерный труд. Вот и сейчас она не мыслит жизни без коровы, хотя дети и пенсия могли бы обеспечить спокойную старость. Хотя бабушка Таня, то ли стесняясь Володи, то ли обомлев от неожиданной встречи, почти не участвовала в разговоре, но я знал, что и ее жизнь была не слаще: муж погиб на фронте, и она одна воспитывала двоих детей, а годы войны и первые послевоенные в  Пошехонье были подстать блокадным.
Попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы с Володей продолжили прогулку к Кавголовскому озеру.
Я не раз убеждался, что проще ориентироваться в лесу, чем в населенном пункте. Выбрав нужное направление, мы несколько раз были вынуждены возвращаться, попадая в тупики, теряя при этом высоту, так как и Токсово и Кавголово расположены в пересеченной местности. В конце концов, мы спустились к полотну железной дороги и вдоль нее добрались до озера и платформы Кавголово. Куда ни глянь, повсюду дачные участки, а если и попадаются неогороженные участки леса, то это скорее парк, чем лес. Боюсь, здесь и костра нельзя разжечь, так что о ночевке не могло быть и речи. Мы вернулись в Кузьмолово на электричке.
К нашему возвращению пришел с работы Алексей, сын Надежды Алексеевны. Он работает бригадиром бригады по ремонту кранового оборудования на ж/д станции Сосново. Их управление на хорошем счету в министерстве. Недавно к ним приезжал сам министр и вручил грамоты за производственные достижения, на что работники в открытую заявили ему, что лучше бы им подняли зарплату, а то и передовики и отстающие получают практически одну и ту же зарплату.
Алексей страстный рыбак, все свое свободное время и летом и зимой он проводит с удочкой в руках на Вуоксе, Ладоге или Финском заливе. Не обходится без приключений: так прошлой зимой льдину в Финском заливе, на которой рыбачили любители, северным ветром оторвало от берега. Льдина была многокилометровая, на ней было несколько десятков автомашин и сотни людей. Люди не очень переживали, зная, что льдину либо отнесет к Кронштадту, либо при изменении  ветра вновь прибьет к берегу. Однако власти не сразу предприняли меры по спасению «утопающих», вероятно, им не сразу сообщили о случившемся (как тут не вспомнить об аналогичном случае, описанном Радищевым в главе «Чудово», даже место почти совпадает – северный берег Финского залива), затем организовали вывоз пострадавших вертолетами, основная масса выбралась на берег самостоятельно при изменении направления ветра. Их даже попытались оштрафовать, но милиция за малочисленностью не справилась с поставленной задачей. Такие случаи чуть ли не ежегодно возникают то на Ладоге, то на Финском заливе. Пресса обвиняет рыбаков, они, мол, не послушали предупреждений, но в описываемом случае не только не было предупреждений, но был неправильный прогноз направления ветра. Вообще же рыбалка – не блажь зажиревшей части населения, а существенный приварок продовольственной программы. Тысячи питерцев устремляются в шхеры Выборгского залива, когда туда на нерест устремляется  корюшка, другое дело, что после строительства там нефтеналивного порта, улов ее уменьшился почти на порядок.