Фольклор

Мария Гри
     Эта история произошла со мной много лет назад  в деревне Хальч, Ветковского района, Гомельской области. В местности, где традиционно селились старообрядцы, а не исключено, что они здесь здравствуют и до сих пор.

Не знаю, принципиальны ли все эти сведения для моего рассказа, но пусть будут. Я считаю себя не вправе упустить что-либо из этой короткой и странной истории.

     Однажды летом я познакомилась с очень старенькой бабушкой. Говорили, что ей более 100 лет. Она уже совсем ничего не видела, плохо слышала, очень мало ела. Весь год  сидела в тепле на русской печи. В горячие летние дни, её изредка выводили на улицу и усаживали  на солнышке у крыльца. В такие моменты мы с ней и разговаривали.

     Она иногда что-то говорила, часто теряла нить разговора, задрёмывала. Связных историй из ее рассказов не составлялось. Так только, иногда выделялись на общем звуковом фоне осколки различных бытовых сюжетов. Мне пришло на ум поинтересоваться, помнит ли она какие-нибудь старые песни и заговоры. Неожиданно, бабушку эта просьба оживила, она стала изъясняться внятно и цельно. За несколько дней мне удалось из многочисленных повторов, по кусочку, из ее сбивчивых бормотаний сложить три заговора и песню, которые я представляю вашему вниманию ниже.

     На третий день бабушка долго отмалчивалась и прикидывалась, что ничего не понимает, но уступив моей настойчивости, сказала, что больше ничего для меня вспоминать не будет. «Детка, ты как будто бы вместе с песнями вынимаешь из меня жизнь». Я удивилась: «Бабушка, как же так? Я, ж, по доброму…  Никакого злого умысла! Только  чтоб память была».  «Все так и не так» - сказала бабушка и больше со мной никогда не разговаривала.
 
     Прожила она еще лет пять.

     Я публикую эти тексты, чтоб сохранить.
     Может быть, кому-нибудь, кто серьезно занимается фольклором, они пригодятся для работы. Поэтому уточняю детали:
     Дело было в Белорусском Полесье, но бабушка говорила на немного искаженном русском языке, а не чисто белорусском, чего следовало бы ожидать от такого старого человека.
     Я записывала тексты «на слух» и старалась передать её речь точно. Ничего от себя не вносила.
     Разбивку текста на столбцы сделала по традициям заговора, все части которого, как главы романа, отдельные по смыслу: сначала идет обращение к покровителям, потом сам заговор, потом заключительная часть – печать.
     Разбивку текстов на строки делала по интонационным остановкам бабушки, как она их пела.
     Мелодию заговоров и песни понять было трудно. Что-то заунывно-монотонное.

1
Заговор  болезни

Господу Богу помолюся,
Пречистой Матери поклонюся.

Ты скула-скулуха,
белая белуха,
синяя синюха,
скула – рожа,
скула поныковица,
скула золотуха.
Иди, ж, скула-скулуха,
да на сине море.
На синем море тым
стоит престол,
на тым престоле
столы застиланы,
кубки поналиваны.

Матерь божия
на ердани стояла
воду святила,
водицу брала
и всих деток лечила.

Выговариваю
и с буйной головы,
и с ретивого сердца,
и с жил и пажилочек,
и с ясных очей,
и с чёрных бров,
и с красных щечек.

Стань жа ты на месте
у в залатым кресте.


2
Заговор вывихов и переломов

Господу Богу помолюся,
Пречистой Матери поклонюся.

Ехал Иисус Христос
через калиновы мост.
Мост свихнулся,
конь споткнулся,
а у этага Ивася
звих минулся.

Стань жа ты на месте
у в залатым кресте.


3
Заговор раны

Господу Богу помолюся,
Пречистой Матери поклонюся.

Ехали калеки
через три реки,
несли иголки сталяны,
и нитки шёвковые,
эту кровь зашивали,
замовляли,
с раначки не пускали.

Стань жа ты на месте
у в залатым кресте.

4
Песня

Пойду я, девочка,
лугом-долиною
долечки шукати,
правдочки пытати.
Нашла себе долю
в калинавым кусте.
Горько мне, горько
калиночку ести,
а нелюбо, нелюбо
за нелюбом жити.
Нелюб сидит
за плечами
мое тело щиплет.
Чтобы мое тело
гулять не хотело,
чтобы мои кости
не хотели в гости,
чтоб мои суставцы
не хотели к мамцы.




Приложение
*Заклятье предмета на силу - "Стану не помолясь, выйду не благословясь, из избы не дверьми, из двора не воротами — мышьей норой, собачьей тропой, окладным бревном; выйду на широкую улицу, спущусь под крутую гору, возьму от двух гор камней, растоплю своим словом. Стань камень водой, стань вода камнем. Стань глина плотью, стань плоть глиной. Не бойся ни огня, ни яда, ни злого слова…"
*Заклятье на знание - "Стану не помолясь, выйду не благословясь, из избы не дверьми, из двора не воротами — мышьей норой, собачьей тропой, окладным бревном; выйду во чисто поле, поймаю птицу черную, птицу белую, птицу алую… (сжечь перо в пентограмме) ...Летите птицы за земли южные, земли восточные и западные, за реки быстрые, моря глубокие, волны высокие, за море-окиян, на остров Буян. На острове том лежит бел-горюч Алатырь-камень, на камне изба, в избе сундук, на сундуке старик. Птица черная, закрой старику очи, уложи его во крепок сон на сорок дней и сорок ночей. Ты, птица белая, открой сундук, впусти в него свет ясный. Ты, птица алая, достань из сундука книгу Велесову, спроси книгу. Спроси, зачем нам знание ...(имярек)?