Полнолуние

Владимир Привалко
ПОЛНОЛУНИЕ


"Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она "

А.С.Пушкин

                1


Как-то раз в компании друзей я отдыхал в лесу у костра.

Природа, где мы расположились, была изумительная. Высокий холм, увенчанный  нашей походной палаткой, утопал в  зелени соснового бора, а под нами, внизу, у самого подножия холма, сверкая излучинами, среди заливных лугов текла  Десна. На другом её берегу, далеко-далеко вдали, волнистой полосой синели такие же, поросшие лесами, горы.

Был тёплый июльский вечер, Небо очистилось от дневных облаков и огромным бездонным сводом, по вечернему уже, светилось над нашими головами. И почти в самом центре этого бездонного свода чеканной царской монетой серебрилась полная луна. Мы изредка взглядывали на её завораживающий лик и поневоле любовались им.

Всё вокруг располагало к умиротворению, покою  и приятной дружеской беседе. Угли костра весело пощёлкивали, как бы рассказывая друг дружке какие-то свои таинственные истории. И поневоле, подчиняясь их весёлой болтовне, занимательный разговор завели и мы.

Один из нас предложил каждому из присутствующих  рассказать  необычный эпизод из своей жизни, но такой, чтобы в нём был элемент таинственности и мистики. Тому рассказчику, чей рассказ будет признан лучшим, как приз достанется полный бокал "Белого муската красного камня " - чудесного крымского вина, одна бутылочка которого была у нас припасена и  предназначалась для всех.

Выбор первого рассказа пал, к моей несказанной радости, не на меня. Рассказчик начал свой рассказ. И рассказы последовали один за другим, один другого увлекательнее и таинственнее. Я слушал эти рассказы с огромным вниманием. В каждом рассказе, безыскусном, но искреннем и правдивом, заключался какой-нибудь впечатляющий сюжет. Слушая их, я так забылся, что когда очередь рассказывать дошла до меня, я был застигнут врасплох. Я не успел подготовить никакого сюжета и попросил друзей исключить меня из числа рассказчиков. Но друзья, "посмеявшись над моей бедой", предложили мне такой выбор : или я всё же что-нибудь расскажу им, или в противном случае, должен буду один, без их помощи, убрать мусор, затушить костёр и перемыть всю посуду после окончания нашего пиршества.

Перспектива в полном одиночестве драить закоптелый на костре котелок настолько показалась мне безрадостной, что я напряг все свои силы и память. На минуту задумавшись, я глянул на вечернее небо, на лик полной луны и внезапно интересный случай, напоминающий сюжет одной старинной баллады, пришёл мне на ум. Я и решил его рассказать своим друзьям.

                2

Несколько лет назад морозным январским днём я ехал на своей старенькой "Ладе" по раздольям глухой белорусской глубинки. Я ехал на свадьбу моего близкого друга. Я опаздывал и поэтому очень торопился. Однако все обстоятельства в этот злополучный для меня день были против того, чтобы я, крикнув молодожёнам "Горько !", поднял бокал с пенистым шампанским.

Бесконечные, покрытые глубоким снегом белорусские поля наводили на меня уныние своим однообразием. Просёлочная дорога, на которую я свернул, чтобы хоть как-то сократить путь, была сильно занесена снегом. Короткий зимний день уже клонился к закату, а я не проехал и половины пути. Настроение у меня портилось с каждой минутой. Мало того, что я был очень голоден и устал, мало того, что безнадёжно опаздывал туда, куда так хотел попасть, мотор моего железного "скакуна" требовал немедленной и серьёзной починки. Моя  старушка-"Лада" то и дело глохла и останавливалась. Быстро темнело, мороз к ночи усиливался и я во время остановок и возни с мотором уже начинал чувствовать, что порядком продрог. Ночёвка в поле, занесённом снегом, в холодной машине, разумеется, не входила в мои планы и испугала меня не на шутку. Я решил любой ценой добраться хотя бы до ближайшей деревни и найти там ночлег.

                3

Мне повезло. Сквозь стволы придорожного березняка, наконец, сверкнули редкие огоньки. Я оставил на обочине машину, окончательно отказавшуюся мне служить, и пошёл в направлении этих огней. Деревня, растянувшаяся вдоль просёлка, оказалась заброшенной. В какую бы избу я ни стучал, я нигде не находил и признака присутствия людей. Наконец, за дверью одной из последних изб послышалась, к моей большой радости, возня, раздался хрипловатый кашель. Высокий, сутулый старик, загремев засовом, приотворил дверь и недобрым взглядом пристально посмотрел мне в глаза. На какое-то мгновенье этот проницательный, недобрый взгляд смутил меня, но я  быстро взял себя в руки и в двух словах изложил старику, что со мной произошло. Старик выслушал меня, не перебивая, немного подумал и, ещё раз пристально глянув мне в глаза, посторонился и впустил меня в избу. На меня пахнуло запахом жилого покоя простой крестьянской избы. Под моими ногами в потёмках  сеней загремело пустое ведро. На полу у порога при входе лежала в виде коврика волчья шкура седая то ли от пыли, то ли от  времени. Проходя мимо старика, я заметил, что в левой руке он держит топор, который старательно прячет за спину. Но я не придал этому наблюдению большого значения. Я был счастлив, что, наконец-то я в тепле, что я спасён.

                4

Мой новый знакомый оказался не очень разговорчивым человеком. Но бутылка отличного армянского напитка под названием "Арарат", которую я в числе немногих вещей предусмотрительно захватил с собою, покидая машину, сделали его чуть разговорчивее. Старик поставил на стол два стакана. Я разлил коньяк. Мы выпили  и мало-помалу разговорились. Старик рассказал мне, что когда-то работал в совхозе агрономом, потом лесником. Что деревня опустела, потому что его сверстники поумирали, а молодёжь разъехалась.

Я слушал старика и посматривал изредка на топор, который он поставил в углу избы за своей спиной. И подмигнув  ему, шутливо спросил - не по моей ли головушке он сегодня плакал ? Старик не одобрил моей шутки. " У нас места глухие, а людям я не доверяю " - коротко ответил он. "А что, случалось применять эту штуковину, имея дело с людьми ?" - не унимался я. Я сказал эти слова и сразу же пожалел об этом. Старик сверкнув глазами, сурово глянул на меня, нахмурился и надолго замолчал. Я почувствовал себя виноватым. Чтобы хоть как-то сгладить вину, я достал сигареты. " Можно покурить, отец ?" - спросил я его самым дружелюбным тоном, на который был способен. Старик в ответ только кивнул мне головой. "Прошу !" - и я протянул ему пачку, предлагая взять сигарету. " Дрянь такую отродясь не курю !" - отрезал старик. Он поднялся и достал откуда-то коробку. В коробке оказалась махорка. Старик скрутил папиросу и составил мне компанию. Мы покурили и примирение таким образом состоялось.


Я  взял бутылку коньяка и налил ему и себе. Я уже окончательно согрелся в тепле. Грудь мою приятно грел " Арарат". Я был сыт, весел и доволен. Мысль о том, что мне не удалось попасть на свадьбу, больше не приводила меня в отчаяние. Постепенно, забыв мою неосторожную шутку, повеселел и старик.

Мы пили за столом, сидя у окна, и смотрели в окно на ночное зимнее небо, а из окна смотрела на нас полная луна. Вдруг старик приподнялся и тихо задёрнул тряпку, висевшую на окне и служившую занавеской.

"Не любишь лунного света, отец ? " - спросил я его. Старик промолчал. Но я во что бы то ни стало решил его снова разговорить. Для этой цели я разлил остатки коньяка по нашим стаканам и при помощи осторожных вопросов и крепкого армянского напитка мне удалось-таки выудить у него неожиданно для себя  одну интересную и довольно загадочную историю.

                5

- " Я не то чтобы не люблю полнолуния, а худо мне бывает, когда полнолуние. "
- " Да, я слышал, что в  полнолуние ухудшается самочувствие. Из-за этого, стало быть ?" - " Нет, не из-за самочувствия. Я ещё крепок. История одна у меня с полной луной в жизни связана. Погоди, перекурим и я расскажу." И старик рассказал мне такую повесть.

                6

"Было нас два брата" - начал он. Я был старший. Росли вместе. Любил я своего брата. Хороший человек был мой  брат.  Когда его не стало, вся деревня плакала. " А что случилось ? Умер ?" - спросил я. " Погиб " - ответил старик " Убили его !" - "Кто убил ?" - " Друг убил. Лучший  друг его же и убил "

И старик продолжил : Поначалу были они друзья - водой не разольёшь, как говорится. Один  без другого и минуты быть не мог. Куда один пойдёт, туда и другой вслед за ним. Друг за друга горой стояли. Если один в беду попадал, другой его из беды непременно выручал. Даже случай был, когда мой брат этого своего друга от смерти  спас,  хоть и сам при этом жизнью рисковал.

А дело было так. Пошли они вдвоём на рыбалку по весеннему льду. Друг-то и провалился. Лёд весенний хоть и толстый бывает да хрупкий. Течение на нашей речке быстрое. Стала друга под лёд  река засасывать. Удержаться в таких случаях за ледяную кромку нельзя - обламывается. И выбраться, по той же причине, тоже нельзя. Не один рыбак так утонул. И помочь такому провалившемуся человеку очень трудно. К нему ведь близко не подойдёшь - сам провалиться можешь. Нужна в таких случаях верёвка подлинней да покрепче или палка. А ничего такого под рукой тогда не оказалось. Что делать ? Вот мой брат овчинный тулуп, в котором был, скинул и с ним по льду пополз к провалившемуся. А у того уже силы на исходе. Ползёт брат, а лёд под ним прогибается, трещит. Но ползти надо. Посчастливилось.  Сумел подползти поближе. Один рукав кожуха другу закинул, а другой рукав сам держит, Друг за рукав ухватился и из последних сил на лёд выбрался. Поползли к берегу. Там, на берегу, снял с себя брат сухую одежду, дал другу, чтобы тот переоделся. А сам одежду мокрую на себя надел. Хорошо, что река от деревни недалеко. Остались целы оба.

Вот так они, как два рукава того тулупа, что из беды выручил, и были рядом в жизни.  Даже девушку одну полюбили. Звали её Алёной. Красивая была девушка. Из соседней деревни.  Во всей округе не было такой красивой девушки. На этом месте рассказа лицо старика - так мне показалось - даже изменилось, словно помолодело. Он вдруг улыбнулся. И улыбка удивительным светом осветила и преобразила суровые и резкие черты его лица.

Да, красавица была Алёна. Не  один я так считал, все парни в округе так говорили. Многим она нравилась. А как она могла не нравиться ? Хоть и была она очень красива, а не балованная была, не гулящая. И характер у неё был хороший - приветливый и весёлый. Вот и брату моему она нравилась, очень нравилась. А брат-то мой и сам был молодец хоть куда. Так что и он Алёне приглянулся. И пошло дело у них к свадьбе. Но и другу братову Алёна очень нравилась. Так нравилась, что из-за этой любви к ней начались у них ссоры. А когда узнал друг братов, что Алёна предпочла его брату моему, как помешался. Будто вдруг подменили его. Пить стал, буянить. Когда трезвый был, то обиды своей брату не показывал, но как выпьет, обязательно брату Алёну вспомнит. А на одной гулянке деревенской даже с кулаками к брату полез, сказал брату : " Запомни ! Алёну я тебе не отдам. Всё равно моя будет !" Потом, правда, когда протрезвел, попросил прощения. Наверное, тулуп на льду вспомнил. Брат мой был человек не злопамятный. Он это всё другу своему прощал. Хотя былая дружба их на том и закончилась.

                7

 Сыграли брат мой и Алёна свадьбу. Стали жить-поживать вместе. Хорошо жили. Дочь у них вскоре родилась, потом сын. Друг братов стал к ним в гости захаживать. Обиду старую забыл. Былые друзья снова помирились. И стали по-старому дружить.  Так, словно между ними никакой размолвки  и не было. Правда Алёна иногда брату говорила, что друг его попрежнему  любит её, только вида не подаёт. Но брат мой лишь отшучивался в ответ на такие её слова. А как же, мол, тебя не любить? Ты же у меня красавица !

Прошло несколько лет.

Вот однажды поехали брат с другом вечером в лес - дело это зимой было - дровишек немного заготовить. Запрягли кобылку в сани. Топоры, пилы взяли и поехали, значит. Ночь вот такая же была, как эта - с полной луной.

Едут по первому снегу. Луна полная сверкает, им путь освещает. Снег первый, чистый кругом под луной сверкает. Красота ! Видно, как днём. Почему на ночь глядя поехали, спрашиваешь ? Да осень выдалась  в тот год с сильными дождями. Месяца, поди, три такая распутица была, что на телеге не выберешься и до леса не доберёшься. Дороги непроезжие. А коль и доехал бы, то как с дровами-то  телеге назад ехать ? Лошадь на такой дороге убьётся.

А тут, наконец-то, снежок выпал. Друг брату и говорит : поехали, мол, по первопутку. Погода прекрасная. Мороз небольшой. Ветра нет. Луна вместо фонаря светит. Поехали, вечер скоротаем ! И дело одно с тобой  обсудить хочу. В пути и обсудим.

Брат согласился. Оделся тут же, не мешкая, и пошёл за другом. Но когда уже из избы выходил, споткнулся на пороге сильно. Упал и руку ушиб до крови. Жена ему, Алёна, говорит :" Не надо тебе сегодня ехать ! Рука вон в крови. Да и примета нехорошая. Дрова я у соседки, если что, попрошу. У неё много." Но брата эти слова про соседку ещё больше только раззадорили. И поехали они.

                8

Ночь, действительно, чудесная выдалась. Зазвенели в лесу пилы, застучали топоры. Вот сосна упала. Стал брат ветви с неё спиливать, а друг рядом, за спиной брата, другую сосну топором подрубает. И подрубил он её так, что повалилась она прямо на брата. И упала прямо на грудь, когда он обернулся и встать хотел, чтобы в сторону отскочить. И когда брат так сосной задавленный лежал, подошёл к нему друг его и сказал : " Помнишь, я тебе пообещал, что Алёна моей всё равно будет ? Вот по моему слову и вышло ! " А у брата только сил и осталось ещё в груди, сосной раздавленной, чтобы сказать в ответ : " Жаль, что нет свидетеля никого рядом. Никто тебя, мой убийца, не обличит !" А на небе ночном только одно лицо луны над ними горит. И обратился к ней брат в агонии перед самой смертью :" Будь хоть ты, луна, свидетелем ! Открой людям правду !" И умер, успев сказать только эти слова. Посмотрел на луну и убийца. Да только насмешливо улыбнулся.

                9

Старик замолчал. Снова достал коробку с махоркой и скрутил папиросу. " Хорошее у тебя вино !" - сказал он мне :" Это что за вино ?" " Коньяк армянский. "Арарат" " - ответил я коротко, не желая заводить долгой беседы на другую тему.  Мне хотелось поскорее услышать окончание этой загадочной истории. Но старик закурил и задумался. Я не стал прерывать его задумчивости и выказывать своё нетерпение, опасаясь, что это может повредить его рассказу. Наконец, старик докурил папиросу и продолжил.    

                10
Друг братов в деревню сразу же вернулся. Мужиков на ноги поднял, деревенское начальство. Мол, так и так - несчастье случилось. Все тут же поехали в лес. Смотрят, так оно и есть - несчастный случай. Брат лежит на снегу, на нём сосна поваленная лежит. Делать нечего. Брата схоронили. И на похоронах друг братов больше всех, говорят, плакал. Во всём себя корил. Не досмотрел, мол. Крикнул ; " Берегись !" да поздно. Перед Алёной на колени стал, прощения просил за то, что не уберёг мужа. Я тогда в деревне не жил. Далеко был. Счастья по свету искал. И мне всё это потом люди рассказали.

                11

Осталась Алёна одна с двумя детьми. Трудно очень ей стало одной-то с маленькими детьми в деревне. Работа деревенская такая, что мужские руки нужны. Тут и вдвоём едва успеваешь всю работу переделать. А как одной ? Брат-то мой и хозяин был хороший, и работник хороший был.  Очень трудно стало ей.

И вот стал друг брата к ней захаживать, чтобы помочь, мол. Она ему и не рада, и на порог иной раз не пускает. Он уйдёт, не перечит, а потом снова приходит. Пойдёт на её поле, сена ей накосит. Поле отгонит весной под картошку. Много работы ей переделал. Детям гостинцы носил. Денег не жалел на них. Памятник дорогой брату на могиле поставил. Прошло время. И стала Алёна оттаивать. Поверила, что не виноват друг брата в гибели его. И вот лет через пять поженились они. Дети у них свои родились. И всё как будто ничего пошло у них. Лишь одну странность стала замечать Алёна в поведении мужа. Сам не свой он становится, когда полная луна на небе. Заснуть всё не может, к окну идёт или на двор выходит. Сядет, на луну всё смотрит как зачарованный и как-то жутко улыбается. Она его спрашивала, что с ним. Молчит, не отвечает.

                12

И как-то раз поехали они в соседнюю деревню по какому-то делу. Кажется, на праздник их родные пригласили, на крестины. Поехали вечером на санях через тот самый лес, где брат погиб.
Целый день небо было затянуто тучами. Запрягли они коня в сани  и поехали. И когда в лес въезжать стали, вдруг тучи разошлись и на небе ночном полная луна показалась. Светло стало кругом от лунного света. Едут по лесу, луна им путь освещает. Едут, едут и вдруг заметила Алёна, что лицо мужа её как-то изменилось. Смотрит он, как обычно, на луну и улыбается. Минуту смотрит, другую, третью. Всё смотрит и смотрит. Надо конём управлять, а он про коня и забыл. Всё на луну смотрит. Стала она его за рукав тормошить, а он и не отзывается. Словно спит с открытыми глазами. Смотрит только на луну со своей жутко застывшей улыбкой. Она испугалась. Видит, что-то неладное. Наконец, очнулся он. К ней обернул лицо. Давай она его расспрашивать. Что  такое с ним было, почему он так долго на луну смотрел, почему улыбался - стала умолять, чтобы сказал. А он не хочет ничего объяснять. Так, мол - говорит - когда полнолуние, то всегда с ним что-то такое происходит. С детства с ним такое. Побыли они на крестинах, назад едут. И опять та же история. Смотрит, как зачарованный друг брата моего на луну, улыбается и глаз оторвать от луны не может. Опять Алёна испугалась. Стала ещё сильнее прежнего умолять его сказать, что с ним. И конь словно что-то почуял, остановился и ни с места. Давай Алёна мужа сильно трясти :" Расскажи, что с тобой, мне страшно!" Тут он всё и рассказал. Всю правду.

                13

На этих словах старик замолчал и отодвинул занавеску. За беседой не заметили мы, как долгая зимняя ночь прошла. Небо над кромкой дальнего леса стало уже совсем светлым.  Лунный лик побледнел и стал чуть виден на чистом утреннем небе. Торопиться мне было уже незачем. Старик пообещал довезти меня на своих санях до ближайшего посёлка, а за машиной моей присмотреть, пока меня не будет. Денег с меня не взял ни копейки. Даже рассердился опять, когда я их ему протянул. Расстались мы по-дружески. Человеком он оказался простым и добрым, как многие старики в белорусской глубинке.               

                14

Что может быть лучше, друзья, ночного звёздного неба над головой, хорошей компании, костра у реки ? Что может быть лучше стакана доброго крымского вина и дружеской беседы ? Что может быть лучше прекрасной природы Северного Полесья ?
Жаль, что в призрачной суете городской мы так часто забываем о том, что жизнь наша не столь длинна, чтобы растрачивать её на одни будничные заботы, забывая об отдыхе. И что один хорошо проведённый и навсегда оставшийся в памяти вечер  лучше, чем тысяча однообразных, незаметно промелькнувших дней.
 

17-18 января 2013 г.
                КОНЕЦ

P. S.

Друзья ! Не спешите обвинить меня в плагиате !

Поставленный в ужасные условия необходимости хоть что-нибудь рассказать, я принуждён был выкручиваться, о чём честно и предупредил в начале своего повествования : "я глянул на вечернее небо, на лик полной луны и внезапно интересный случай, напоминающий сюжет одной старинной баллады, пришёл мне на ум..."