Перекличка. Иван Храмовник и Анна Бессмертная

Вадим Герман
    Люблю стихотворения,  в которых, что ни слово - то образ, что ни фраза - то отзвук…  Слово - любое - имеет право на существование, раз оно произнесено, но есть слова-пустышки, строки, чьё появление на свет необязательно, стихи, которые, появившись, не приносят в этот мир ничего нового. Если ты не меняешь мир, зачем ты? Перегной? Шум, сор,  из которого, быть может, что-нибудь вырастет…
    Из большого количества стихотворений, о которых мне хочется поговорить, сегодня выделю два - «цойское»  Ивана Храмовника и «поэтское» Анны Бессмертной. Стихи- переклички. Поэты - зеркало, и рассказывают они только о себе. Как бы не спрятан был поэт в стихотворении, в какие бы одежды не рядил он лирического героя, он, поэт - в каждом стихотворении. Тем  и состоит его отличие  и от ремесленника, для которого стиш - способ,  и от любителя-стихоплета, который в блаженном самомнении нанизывает блеклые стекляшки в дешевые бусы. Тем интереснее может быть сегодняшний разговор.
    С первой строфы своего стихотворения Иван задал настроение разговору. Иронично-восхищенное обращение, ни в коем случае не панибратское,  оно, скорее, говорит о принадлежности к одной группе «своих», тех, для которых Цой - большее, чем лидер группы «Кино». Это - уже цеховая традиция, идущая от знаменитого возгласа «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». И в этой общности грубоватость - как будто легкий толчок плечом - мужское баловство. Баловство - и фразы - «ему все до звезды», « брюс ли и сын и дух святой», «вечность по колено», которые намекают, да ещё как! на первую фразу стихотворения. И эта безбашенность, она также подчеркивает принадлежность ЛГ к ряду выписанному в стихотворении. Здесь, вместе, и Леннон, и Элвис, и(неявно) Башлачев и , конечно, Цой. Веселые, хулиганистые, великие. Как Маяковский протестовал против превращения Пушкина в памятник, так и Иван Храмовник протестует - своим языком и в свое время. «.и группа крови грянет в тишине»… «Не остаться в этой траве.» Жить.
    Интересно рассмотреть стихотворение -отклик Анны Бессмертной. Если стихотворение Ивана можно назвать резным - с острыми гранями и нарочитой грубоватостью, то у Анны - тема идет дальше, сплетаясь в кружево, покрывающее время и пространство. Здесь идет развитие темы, взятой в первом стихотворении, как данность, как аксиома. Да,  Цой - бессмертен. Но бессмертны  и Ленин, и Цзедун.  И они - великие. И они - революционеры.
Но если в первом стихотворении герои - «дети вымерзших цветов», то  упомянутые во втором стихотворении герои  - антагонисты поэтам. Но и они - хозяева Слова. И слова побеждают хаос. Вот только ты - сам автор того, с каким знаком будет твое слово.
    Теперь посмотрим оба стихотворения вместе. Иван - точен, резок, его образы - неочевидны.  «латышским тамагочи» - о чем он? О скоростной ( в противовес слову-клише «латышский») трассе, которая оборвала земную жизнь? Или - о месте гибели? О игрушке - жизни, которая, оставь её без внимания, закончится? Или - именно о внимании, которого не хватило заснувшему герою? У Анны - мягче, у Анны - намек. И Кассиопея - это не только Вечность, Вселенная,  глядящая на нас, не только перекличка с космонавтами первого стихотворения,  это еще - и старый фильм - о мечте, о дороге, о романтике, о времени.  У Ивана - бессмертие  - оно навсегда. Точка. Баста. Анна считает, что нет жизни «вне  рожденья строк пророческих, непраздных» - то есть бессмертье - это процесс. А после - трава и даты. Иван - резок, весел, бесшабашен. Анна - раздумчива, с ноткой грусти, очень женственна. Пара - инь и янь - двух замечательных поэтов. Прочитайте. Прочувствуйте. Мы читаем, чтобы расти… Читайте стихи.

Ваш - Герман.

    

Иван Храмовник

http://www.stihi.ru/2013/01/23/31

цойское

цой сука жив ему все до звезды
 по имени придуманному ночью
 его не взять латышским тамагочи
 в запаре перепутавшим следы

 цой сука жив он пишет новый диск
 тот просто получился слишком длинным
 герой теперь решил творить верлибром
 чтоб рифмой не острить фанатский визг

 и жив брюс ли и сын и дух святой
 и элвис и его приятель леннон
 мельчающая вечность по колено
 всем этим детям вымерзших цветов

 цой сука жив куда ему до нас
 умеющих уснуть в конце маршрута
 или с карниза вниз без парашюта
 ему другая выписка дана

 цой сука жив напишут на луне
 когда-нибудь бухие космонавты
 и это будет истинная правда
 и группа крови грянет в тишине

Анна Бессмертная

http://www.stihi.ru/2013/01/28/5294

поэтское


"цой сука жив ему все до звезды
 по имени придуманному ночью
 его не взять латышским тамагочи
 в запаре перепутавшим следы"

Иван Храмовник "цойское"


 Цой-сука жив, но это пол-беды,
 беда вся в том, что сука-Цой бессмертен,
 как музыка, стихи, как дождь и ветер,
 как имя для угаданной звезды.
 Жив сука-Ленин, иже с ним Цзэдун,
 и тем живей они, чем мы мертвее.
 Плывет в густой ночи Кассиопея,
 как в невестьсот семнадцатом году.
 О чем писать, отталкиваясь от
 того, каким ты вряд ли станешь завтра?
 Кого винить? Ты сам актер и автор
 непреходящих суточных забот.
 Нет жизни в том, что происходит вне
 рожденья строк пророческих, непраздных.
 Все остальное - только несуразность,
 идущая с часами наравне.
 К чему же все? Останется трава,
 как сироты, подброшенные даты
 и пандемия - поиск виноватых,
 и хаос победившие слова.