Разум разумных отвергну

Преображенская Лариса
Кружево слов и мыслей сегодняшнего дня выплеталось предсказуемо для меня, но все же узор получился оригинальным, поскольку я решила воспользоваться заимствованными элементами и вплести в свои рассуждения реплики своих оппонентов. Так, в споре с неким вовой усольцевым, считающим себя мудрецом и блестящим оратором, я получила такую фигуру.

«Пируэт, как там у фигуристов? Тулуп, тодес, "прыжок в сторону" в 5 оборотов!;-))))))))))))))))))»

Этот листик хохмача я не стала рвать дерзостью палача и дала возможность вове насладиться своим пафосом. В речитативе это выглядело так:
«Винегрет, и в придачу каша - в ваших политических взглядах. И самое лучшее определение вашему менталитету следующее -------- "Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? -
ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц
- ночью. Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!"(Козьма Прутков)

И когда вова узнал, что блюдо под названием «Винегрет» было подано из царской харчевни, именуемой «Википедия», ему захотелось защититься при помощи красноречия Цицерона. А этот элемент моего кружева выглядит таким образом:
"На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники". Марк Туллий Цицерон

И вот на этой детали я хочу остановиться более подробно, поскольку она определяет цели и задачи статьи. Казалось бы, блестящий оратор и мудрец Цицерон должен был понимать, что основой основ служит Истина, и только Она может быть на первом месте. И даже смягчающее обстоятельство в виде даты рождения Марка (до нашей эры) не смягчает степень его вины, ибо уже по заповедям Моисея векторы Истины видны. «Я - твой Бог» – первая заповедь, и «не делай себе кумира» - вторая. Что это означает? А то, что приоритеты должны выстраиваться так, что Истина должна быть дороже. Тому есть множество подтверждений и в литературе –«Платон мне друг, но истина дороже»  («Дон Кихот» (1615) и в истории - «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине» (Аристотель). Позднее Иисус выстраивает эти приоритеты таким образом:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». То есть первостепенны требования истины, потом души самого человека, и затем ближнего. Почему еще ошибочно утверждение Цицерона? Ответ очевиден. «Факты – вещь упрямая», и в данном случае они иллюстрируют доказательства убедительнее красноречия оратора. Возьмем для рассмотрения агрессию Наполеона и Гитлера. Было ли разумным в тех случаях следовать приказам, исходящим из требований родины? Стоило ли сжигать людей в концлагерях и быть покорными воле тирана, нанося невинным не только раны, но и лишая их права на жизнь? В ответ на этот вопрос разумно было бы включить режим минуты молчания и почтить память умерших в тех сражениях с тиранией сатанизма. И, пожелав им Царствия Небесного, далее проверим истинность второй цицероновской ступени первенства почета. Даже не прибегая к Иисусовой доктрине о том, что враги человеку домашние его, я побью эту карту таким простым аргументом. Родители у нас тоже могут быть разными, их, как известно, не выбирают. И если отец алкоголик или разбойник, то стоит ли сыну, выполняя сыновий долг, идти по его стопам? И пятая заповедь Моисея, предлагающая человеку уважать родителей –«почитай отца твоего и матерь твою», не требует отвергать Истину и подчиняться чужой воле. Примером тому служит подвиг святого Алексея, отказавшего от сытой жизни для стяжания Духа Святого. И посему Марк Туллий изрек не мудрость, а глупость, чему, вероятно, были причины и таились они в следующем. «Всякий дар совершенный дается Свыше». А мы в речах Цицерона преклонения пред Всевышним не слышим. Пробежавшись по его высказываниям, я нашла несколько грубых ошибок, на которые обращу и ваше внимание.

-Алчность есть преступное желание чужого? - (неумеренная склонность к получению материальных благ)
-Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства?… Высшая законность - это высшее беззаконие?… Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели…Имеющий деньги не может быть наказан? (противоречия очевидны) -В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся?… Кто уверен в себе, тому чуждо чувство страха...( в страхе Божьем нет зла – это система защиты равная рефлексам)
-Величайшее зло – страдание?… Вспоминание неволи делает свободу еще сладостнее... Кто страдает, тот помнит (через страдание приходит и терпение и сострадание и возможность переосмысления ценностей)
- Каждому надо иметь свое суждение?... Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных природой? (при этом мудрость пророков сведена к невежеству животных)
- На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники…Человек - твой злейший враг (и зачем тогда любить того, от кого надо защищаться?)

И невольно возникает вопрос: где произрастает мудрость и что это за фрукт? Какое она имеет значение? Почему ее не добыть учением? В качестве введения в эту тему приведу цитату философа новой эры.
«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней» (Сенека). А добрым нравам, как и благочестию, учит нас религия. И к этому бережку я пришла не благодаря дружку, а всего лишь знакомому по МП. Его мысли вслух, засеянные в поле макспарка, дали такие всходы. Вот его воспоминания о вхождении в Святые воды.

«Крещение, скажу я вам какое-то смешное, нас, таких собралось человек 20, поп почитал молитву, побрызгал водичкой, нас мужчин куда-то заводил. И всё. Да, крестик дали, правда как-то быстро его потерял. После этого "крещения" бывал в церквях ещё раза 3-4. Вот лично у меня осталось от этих посещений гнетущие ощущения. Мрачно, душно, стоять надо, постоянно на бабулек косишься, когда креститься, кланяться, а что там поп бормочет, вообще не разберёшь. В общем, понял, не моё это, жена ещё какое-то время ходила, да и тоже бросила».
(Юрий Дубенков «Мысли вслух»)

И прежде чем прокомментировать это и увязать со следующим листиком, приведу другую цепочку рассуждений, вывязанную крючком мысли тут же.

-ГЛАВНЫЙ ВРАГ РОССИИ
-Главный наш враг - наше невежество.
-"Самое вредное – это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле не верны".
Фрэнк НАЙТ (1885—1974), американский экономист
-«погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну»

И вот окольцевав сказанное, я не повторяясь, поясню, что вера не есть хождение в Церковь или выполнение обрядов. И язычники поклонялись богам, пели колядки,  следовали традициям предков. Но это не давало им ни мудрости, ни богатырской силы духа, ни воли. Задумавшись сегодня над вопросом « а чем, например, я отличаюсь, от тех, кто не считает себя благочестивыми?», я добыла сразу несколько золотых качеств, дающих мне преимущество в любых жизненных обстоятельствах. И эти украшения я размещу в оправах мудрых высказываний Цицерона, реабилитировав его права на звание философа.
-Сила духа, доброта, здоровье -«Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа».
-Мудрость, прозорливость, изящная словесность – «Поэтами рождаются, ораторами становятся»
-Коммуникабельность –« Привычка - вторая натура»
-Терпение, выдержка – «Гнев - начало безумия»
-Щедрость,  удачливость –– «Что посеешь, то и пожнешь»
-Аскетизм – «Природа довольствуется малым»
-Неуязвимость, искренность, простодушие – «Самое главное украшение - чистая совесть»

А эти достопримечательности моей души я добыла в недрах ума и сердца с Божьей помощью, то есть открыла эти месторождения в себе и развила при помощи веры. И дабы не отклоняться от заданного курса, приведу свой комментарий к рассуждениям Юрия.
-Меня вере никто не учил. Я сама чувствовала мир тонкий всегда, и внутренний голос был очень сильным, он меня оберегал, давал советы, предупреждал. Во взрослом возрасте стала видеть вещие сны, потом стала слышать стихи, музыку. Таланты росли по мере совершенствования духа. И конечно, помогали обретать силу подвиги. Я и сейчас их ищу. А в церковь на службу хожу не часто, к причастию раза два-три в год. И это не показатель веры. Отцы-пустынники вообще жили вне мира, и это не помешало им обрести святость.
К этому добавлю только то, что, конечно, в идеале Церковь должна быть очагом тепла, веры и надежды. Но, как и в медицине еще не редки врачебные ошибки, так и в РПЦ еще допускаются отклонения от курса. И это особенно заметно по проповедям протоиерея Д. Смирнова, заблудившегося в трех соснах, так и не понявшего, где искать Бога живого. А Он  «не в рукотворных храмах живёт и не требует служения рук человеческих», Он живет в наших сердцах, и мы сами создаем себе памятники  нерукотворные своими словами и делами. И все, что мы делаем ближнему своему, мы делаем и Богу и себе. И добро и зло ходят по кругу. И потому не зря еще живший до нашей эры Цицерон бороздил поле мысли и искал проявления закономерностей. Что посеешь, то пожнешь – каждому дана благодать по мере дара Христова. И то, что простительно Цицерону, не простительно нам, искупленным Кровью Христа и тяжестью Его креста.
 
*
Марк Туллий Цицерон ( 3 января 106 до н. э., Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., Формиа) - древнеримский политик и философ, блестящий оратор... Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству поколения юристов. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.