Горький и Ленин продолжение

Наталья Соснова
               Горький и Ленин. (продолжение)
               
                (по книге М.Нефедовой «Максим Горький» (биография).

19 июля 1914 года Германия объявила России войну, - началась первая мировая война. И хотя она не была для Горького неожиданностью, она потрясла писателя.

   Не сразу Горький нашел правильную позицию в отношении к войне. Шовинистический угар, жесткие методы ведения войны германским империализмом сбили его с толку.

    В сентябре 1914 года он вместе с группой литераторов, театральных деятелей, ученых подписал обращение, объявлявшее виновником в войне весь немецкий народ (а не заправил – империалистов всех стран). «Шовинистически – поповским протестом» назвал обращение Ленин.

   «Бедный Горький! Как жаль, что он осрамился, подписав поганую бумаженку российских либаралишек», - сокрушенно заметил Ильич, напоминая Горькому об ответственности, которую накладывает на него высокое звание пролетарского писателя и доверие рабочих.

   Скоро и сам писатель осознал свое заблуждение, особенно когда увидел, как спекулируют его именем реакционные газеты. Уже через три дня после опубликования письма – протеста Горький  заметил: «Протест литераторов против «немецких зверств» - подписал второпях, и это меня мучает». Он начал понимать, что не весь немецкий народ виновен в войне…

   С декабря 1915 года он издает журнал «Летопись», который выходит до декабря 1917 года. В нем Алексей Максимович печатает свои статьи на антивоенные темы, темы культуры, « против национализма, империализма и всеобщего одичания». Однако цензура старательно калечила их.

   Не все в статьях писателя было верно. Горький не смог понять идею Ленина о борьбе за поражение своего правительства.

   Но Ленин считал, что заблуждения писателя имеют свои причины.
Он долго жил в эмиграции, поэтому у него ослабли связи с русской жизнью.
Очень часто вокруг него в редакции журнала «Летопись» скапливалось меньшевистское окружение.

     И все же Горький в предоктябрьские годы – одна из центральных фигур в духовной жизни России. И Ленин высоко ценит это.


   И вот 27февраля произошла Февральская революция, пало самодержавие. Однако она не решила стоящих перед страной проблем. В России в то время продолжался хаос.

   Горькому представляется, что единственными ценностями, силами, способными вести человечество по пути прогресса являются наука и искусство. Писатель активно борется за сохранение художественных ценностей, требуя запретить их вывоз из России. Но временное правительство даже не рассматривало предложение Алексея Максимовича. Зато постановление о таком запрете принял Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным в сентябре 1918 года.  Горький возглавил Комиссию по делам искусства, в состав этой комиссии входил и Н.К.Рерих.

   В 1918 году писатель начинает сотрудничать в либеральной газете «Новая жизнь», которую Ленин назвал мелкобуржуазной. На её страницах Горький выступал со своими статьями. Он в ней опубликовал целый цикл  под названием «Несвоевременные мысли (с подзаголовком «Заметки о культуре и революции».) Позднее в октябре 1918 года они вышли отдельной книгой.

   Ошибки писателя в оценке событий и расстановке сил в стране сказались и на «Несвоевременных мыслях», написанных с позиции человека, считавшего, что страна не готова к социалистической революции.

   И эту книгу сейчас подняли на свой щит так называемые либеральные, т.е. мелкобуржуазные писатели, которые стали утверждать, что Горький выступал против идей Ленина и партии большевиков.  Но ошибки, конечно, у Горького были.

  И эти ошибки в «Новой Жизни» не раз критиковала газета «Правда» и В.И.Ленин. Так 7 января 1918 года  «Правда» писала: «Слишком дорог Горький социальной революции нашей, чтобы не верить, что он скоро станет в ряды её идейных вождей».

   Сурово критикуя Горького, Ленин раскрывал сущность его ошибок, понимал, что они носят временный характер, звал писателя к преодолению заблуждений.

   И писатель не отказывался от идеалов социализма, социалистической революции. Чтобы понять её значение, надо представить жизнь простого народа в то время. А Горький знал её не понаслышке. И недаром в тревожные июльские дни 1917 года, когда буржуазия охотилась за Лениным, он заботливо спрашивал Луначарского: «А как Ленин? Жив он? Здоров? Не поймают его?»

   ЦК партит не запрещал большевикам сотрудничать в «Новой жизни». В июле 1917 года в газете было помещено письмо Ленина против нелепых клеветнических обвинений Ленина в шпионаже в пользу Германии. Правда, газета «Правда» была в то время закрыта.

   Горький все же с глубоким уважением относится к большевикам: «Лучшие из них – превосходные люди, которыми со временем будет гордиться история. (Но в наше время история перевернута с ног на голову, вся «исправлена».вся искорежена  (Н.С.)

   Газета «Новая жизнь» в июле 1918 года была закрыта. Принимая решение о закрытии газеты, Ленин говорил: «А Горький – наш человек… Он, безусловно, к нам вернется… Случаются с ним такие политические зигзаги…»

  «Надоела мне бессильная, академическая позиция «Новой жизни», - читаем мы в горьковском письме, написанном летом 1918 года. А через несколько месяцев он говорил: «Если бы закрыли «Новую жизнь» на полгода раньше – и для меня и для революции было бы лучше»…

   После Октябрьской революции Горькому казалось, что партия преувеличивает силу сопротивления буржуазии, но вот 30 августа 1918 года Ленин был тяжело ранен. Покушение на Ленина, всенародное возмущение этим актом террора, события гражданской войны окончательно убедили Горького, что партия не преувеличивает сопротивление враждебных ей сил, что большевики победили, что они сумеют удержать власть.

   «Октябрь я не понял и не понимал до дня покушения на жизнь Владимира Ильича, - вспоминает Горький. – Всеобщее возмущение рабочих этим гнусным актом показало мне, что идея Ленина глубоко вошла в сознание рабочей массы… со дня гнусного покушения на жизнь Владимира Ильича я снова почувствовал себя «большевиком»…  В 1932 году он писал о своих взглядах, как «взглядах большевика и коммуниста».

   Горький посетил раненого Ильича;  бывая в Москве, не раз встречался с Лениным, подолгу беседовал с ним.

     При всех своих ошибках и заблуждениях Горький в глазах Ленина «крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением в России и всего мира» (1909г.)

   Ленин был принципиален в больших вопросах, но никогда не превращал споры в мстительную расправу с инакомыслящими, не был злопамятен, не был подозрителен.

   «Доставляло исключительное наслаждение видеть и прислушиваться к их двух часовой беседе, которая протекала в особых тонах дружеской откровенности, искренней заинтересованности  и какой – то особой ильичевской задушевности, с которой он обычно относился к Горькому», - вспоминает один из свидетелей бесед писателя и вождя.
           Окончание следует.

начало http://www.stihi.ru/2013/01/20/11679