Скромный поэт

Лариса Ищенко2
Поэт поклонникам его таланта:
-Спасибо, что вы хлопаете дружно,
Но после каждого-то вирша
Рукоплескать едва ли нужно.

А те ему: -Мы аплодируем затем,
Чтоб не дремать и не уснуть совсем.



История аплодирования, оваций, рукоплесканий

 Впервые аплодирование вошло в традицию в Древнем Риме, возведшему аплодисменты в специальность и разделявшему их на «bombi» — шум, похожий на жужжание пчёл, «imbrices» — подражание падающему на крыши дождю и «testae» — подражание треску разбивающихся глиняных сосудов.

Известные писатели Римской империи Тит Макций Плавт и Публий Теренций Афр практически всегда оканчивали свои пьесы словами: «plaudite, cives». Римляне даже ввели профессию наёмных хлопальщиков, которые являлись одной из непременных принадлежностей любого популярного цирка и амфитеатра. Гистрионы, мимы, гладиаторы, шуты, любимые авторы и певцы всегда встречались шумными рукоплесканиями, сопровождавшимися криком зрителей («acclamatio»), a иногда и качанием («surrectio»).

Римский император Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик живший в I веке, обожавший петь и участвовать в соревнованиях поэтов, обладал сильною страстью к аплодисментам, требовал от подданных, чтобы ему аплодировали, когда он декламировал свои вирши или пел. Известен случай, когда он даже казнил одного оратора, отказавшегося аплодировать его выступлению.

Публий Корнелий Тацит, Сенека Старший и другие римские писатели-классики и ораторы негативно воспринимали страсть иных к аплодисментам, и крайне презрительно относились к тем, кто пользовался услугами наёмных хлопальщиков, ходивших за софистами и ораторами и аплодировавших своим патронам.

В столице Франции городе Париже наемных хлопальщиков прозвали «клакёрами» (от фр. claque, буквально «легкое хлопанье в ладоши»), «рыцарями люстры» (они помещаются в театре под люстрой), а также «римлянами» (по происхождению от римлян). У них имелась своя особая организация и свой босс. В 1901 году, в одной из миланских газет было опубликовано письмо Фёдора Шаляпина, которому предстояло выступать в театре Ла Скала «Ко мне в дом явился какой-то шеф клаки, — писал Шаляпин, — и предлагал купить аплодисменты. Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах. Я привёз публике своё художественное создание и хочу её, только её свободного приговора: хорошо это или дурно. Мне говорят, что клака — это обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой».

Выражение восторга маханием платков и шляп тоже имеет свое начало в Риме, где страстные и развращенные любители зрелищ, истощив все способы выражать одобрение аплодисментами, стали махать концами тог вместо хлопания в ладоши, а император Аврелиан раздавал зрителям куски ткани, которыми они должны были махать дабы выразить одобрение выступающим.

В первые времена христианства аплодисменты привились и в церкви, где толпа рукоплескала проповедям священослужителей с таким же рвением, как и актёрам на театральных подмостках. Иоанн Златоуст сильно восставал против этого обычая, стараясь прекратить его церковными постановлениями. Еще до него осуждал этот обычай Авл Геллий в своих «Аттических ночах» , говоря, что «аплодирование философу приравнивает его к флейтисту, забавляющему наш слух».



СТАРОЕ ПЕРО


Слышен шум аплодисментов народных,
Как признание совершенства и красоты,
Ведь это шпоры для умов благородных
И цель для слабых достичь высоты!