Не путать с халявой!

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2012/12/26/5728

Весь основной материал по сборнику «Все о ритме» мною уже опубликован. Если в нем будут еще статьи – то это не более, чем дополнения к ранее сказанному и ответы на ваши вопросы. Вот и сегодняшнюю статью я начну с ответа на вопрос, заданного мне одним из читателей Ликбеза:

«Здравствуйте, Алкора! Попытался, свое старое творение переделать в белый стих. А еще я что-то не сильно заладил с дольниками, ну и решил одним выстрелом убить двух зайцев… Не могли бы вы оценить получившийся результат, считается ли это белым стихом и  3-х стопным дольником? 

Я не знаю, как сделать лучше,
Чтобы счастье у нас сталось.
Мимоходом шагают тучи,
Цепи к небу свои прижав.

Вечер снова наступит долгий,
Утопая в бокале пива.
Бог сидит на вершине мира,
От пустых eversong устав.

Обещаний пустых не стоит,
Пантомимой о стенку бьемся,
мир однажды давно построен,
без мостов разводящих пути.
…… и т.д.

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, который, я надеюсь, может стать интересным и для многих читателей Ликбеза, я поделюсь с вами некоторыми своими соображениями по поводу таких относительно редко встречающихся в поэзии жанров, как белые стихи и акцентные.  О тех и других на Ликбезе уже написаны отдельные статьи:

Белые стихи - http://www.stihi.ru/2011/03/17/2725
Акцентные стихи - http://www.stihi.ru/2012/12/26/5728

И те, и другие – это своего рода отклонение от привычного нам рифмованного стиха в силлабо-тонической системе стихосложения, где есть концевые рифмы, завершающие строки стихотворения, а звуковая схема поделена на одинаковые группы слогов - СТОПы или повторяющиеся группы разных стоп. 

Именно в такой форме мы чаще всего пишем свои стихи – рифмуем их концовки и выбираем постоянный рисунок ритма строф. И рифмы, и ритм – это украшения стихотворения. Если они удачно подобраны, то слушать стихи – наслаждение. Иногда мы даже так наслаждаемся этими украшениями (нестандартными рифмами, оригинальным, необычным звучанием), что даже не вслушиваемся в содержание. А там – сплошь и рядом - ритмические заплатки (случайные, не раскрытые далее образы, хаос образов и даже их «безумие»), несогласованность предложений, отсутствие связной прозаической основы, смешные языковые ляпы. И неподготовленный к восприятию поэзии читатель (обычно - плохо образованный) всего этого часто не замечает, не слышит. Для него стихи - подтекстовка для песни, где слова никто не слушает.

Итак, метрика текста (его деление на единообразные стопы) и рифмы – отличное прикрытие для пустоты содержания.

Юные и самоуверенные авторы, которые не считают нужным искать не только тему, но следовать четкой форме (рифмовать, организовывать чистый ритм) очень любят писать верлибром, белым стихом или «акцентным» - где стоп, как таковых нет, а есть только места  ритмических ударений – Икты. Автор считает эти способы стихосложения желанной холявой: и оправданием своей неспособности структуировать форму, и возможностью прослыть новатором – автором эксперементальной поэзии. С такими я встречалась неоднократно на конкурсах «Мастер-класс»,  Часто это – авторы талантливые, но очень  ленивые: принципиально не желающих сначала освоить азы  и  почитать теорию, прежде чем начать ее ломать.

Белые стихи – это стихи с чистым ритмом (с делением на стопы), у них просто нет концевых рифм. Хорошо ли это или плохо? Не знаю. Мне кажется, каждое отсекание чего бы то ни было, должно иметь свой особый смысл: автор должен понять, что ПРИВНОСИТ отсутствие концевых рифм по сравнению с их наличием? Мы ведь добровольно отказываемся от одного из украшений стихотворения, которым могли бы «прикрыться». Если нет рифм, значит надо «зацепить» читателя чем-то другим: глубиной содержания, чистотой ритма, красотой и точностью поэтического языка, тропов. Способны ли мы? Осилим ли?

Еще сложнее – с акцентным стихом. Он нам непривычен: ритм его сложен, не упорядочен слогами, но четче, ярче, чем в силлабо-тонике: сильные места (икты) – должны не просто где-то быть, а еще попасть на те фонетические ударения слов, которые ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКЦЕНТИРОВАНЫ ПО СМЫСЛУ, не быть случайными местами. Техника эта сложная, непривычная, «прикрыться» приятным мотивчиком от читателя здесь не удастся, а значит надо написать не только продуманное акцентное звучание, но и продумать содержание – красивый и точный поэтический язык, логику изложения, интересную тему.

Выходит, стихи без рифм (белый и верлибр) и без метрики ритма (разновидности акцентного стиха – дольник, тактовик) – это вовсе не "халява", а великий труд. Если ты еще не мастер – не берись, не позорься: без привычных стихотворных украшений (рифм и метрики) ты окажешься гол перед миром, и все увидят твою пустоту, твое неумение, не поймут, в чем смысл твоего странного непричесанного и невнятного творения. Если тебе просто хочется поделиться своим потоком сознания – напиши лучше прозаическую миниатюру… Хотя и там должно быть то, ради чего оно опубликовано – яркость и глубина содержания, авторский язык, личное интересное видение.

А теперь вернусь к анализу стихотворения, предложенного читателем Ликбеза в качестве белого стиха и дольника одновременно. Сперва обсудим только форму.

Это не дольник и не белый стих. НЕ ДОЛЬНИК, потому что в строфах есть повторяющийся рисунок ударных, хотя и со сбивками. Это – логаэд анапест-ямб, в котором отдельных  строках строф 1, 3, 4, 5, 7 надо выправить сбивки ритма.

Я не знаю, как сделать лучше,
Чтобы счастье у нас сталось.
Мимоходом шагают тучи,
Цепи к небу свои прижав.
001 001 01 0
001 001 10 (сбивка ритма в посл стопе)
001 001 01 0
001 001 01

Вечер снова наступит долгий,
Утопая в бокале пива.
Бог сидит на вершине мира,
От пустых eversong устав.
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01

Обещаний пустых не стоит,
Пантомимой о стенку бьемся,
мир однажды давно построен,
без мостов разводящих пути.
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 00 1 (лишний слог)

Нынче ангел присядет рядом,
разговор поведем нелепый,
виновато свой взгляд опустит,
Не виню, он ведь тоже устал.
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 0 001 001 (два лишних слога)

Я спрошу у него о боли,
что по венам течет с кровью,
почему же болея двое,
не находят причин простить.
001 001 01 0
001 001 10 (сбивка ритма)
001 001 01 0
001 001 01

Поднимая устало крылья,
пожимая плечами вяло,
натирая свеченье нимба,
он попросит за ним закрыть.
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01

Провожая его под утро,
он признается мне честно:
"В своей поднебесной витая
Я не знаю, как сделать лучше"
001 001 01 0
100 100 10 (строка другого ритма – заменить!)
01 001 001 0 (сбивка ритма)
001 001 01 0

Это - НЕ БЕЛЫЙ СТИХ, потому что в большинстве строф у автора есть рифма, а сделать ее везде (что было бы желательно) ему было лень. Можно, конечно, убрать рифму отовсюду, чего я бы не посоветовала: белые стихи требуют на порядок больше мастерства изложения темы

Достаточно ли здесь этого мастерства? Боюсь, что нет.  Будь оно подано на конкурс (с добавленной рифмой и исправленным ритмом) я бы его не номинировала по причине нескольких неточности лексики и отсутствию логичной прозаической основы, но разбор этих ошибок - тема уже другого сборника.