Найди для меня в своём сердце местечко

Венера Азарян
   Надо ли говорить, что дети любят всяких родителей- хороших и не очень. Они идеализируют их, подражают им, хотят  гордиться ими. А если родители, грубо попирая достоинство, унижают друг друга в присутствии ребёнка, юная душа разрывается между стыдом и болью за них,  обидой за неосуществимые детские мечты.
   Дети озлобляются, уходят в себя. В школе таких ребят называют трудными. Их ругают, обличают, стыдят, презирают, но редко понимают.
   Тупиковая ситуация ведёт подростков на улицу. Улица объединяет этих  разных по возрасту бедолаг с похожими судьбами. Здесь они обретают, как им кажется, признание, достоинство. Уличная жизнь накладывает свой отпечаток на их характер и поведение.
   Школа обычно избавляется от таких подростков, а ПТУ- принимает. Вместе с ребятами приходят и их проблемы. Титанический труд  мастеров-воспитателей удерживает ребят на грани, за которой становятся преступниками. Мастера помогают получить  профессию, обрести равновесие и уверенность.
   О трудных буднях ПТУ знаю не понаслышке. Я работала непродолжительное время преподавателем физики в ПУ-72 в пос. Текстильщик. Особенно сжимается сердце при виде ребятишек 7-8 классов, которые оказываются в  ПУ по договору со школой. Обычно это подростки с неустойчивой психикой, растерянные, со злобой и обидой на весь мир. И если учитель не нашёл ключика к их душе, не обрёл их доверия, то его педагогическая деятельность терпит крах.
   Всегда настороженные, недоверчивые, учащиеся по-своему отличные психологи. Быстро распознают ситуацию, чувствуют, что им грозит от того или иного учителя и пытаются приспособиться.
   Несмотря на тридцатилетний педагогический стаж работы, я порой становилась беспомощной. Приходилось искать новые пути к душам этих «юных психологов». Применяя методику преподавания донецкого учителя Шаталова, я обычно добивалась неплохих результатов. Элементы этой методики принесли первые успехи и в ПУ-72. Но ребята недоверчиво воспринимали похвалу и хорошие оценки. Сначала радовались, но потом решили, что учитель простофиля, и его можно дурить. Доброту воспринимали как глупость, и, если не удавалось легко  получить хорошую оценку, пытались бузить,  запугивать учителя. А если и это не проходило, просто пропускали занятия. Им нравилось получать хорошие оценки, но от ежедневного кропотливого труда они уставали и пытались восставать. Я бы не справилась с ситуацией, если бы не  поддержка мастеров-воспитателей. Мне тесно пришлось работать с двумя из них. Это Татьяна Николаевна Коломейцева и Людмила Михайловна Терещенко. Они постоянно держали своих подопечных в поле зрения, контролировали каждый их шаг.
    Ребята часто убегали и прятались неизвестно где. Загнав себя в тупик, становились беспомощными. Мастера-воспитатели почти всегда знали, где искать беглецов. Разыскав, они повелительным тоном, не допускающим возражения, требовали вернуться в училище. Удивительно, но подростки, казалось, были рады, что их нашли. Ребята не дерзили, не возражали, а, побурчав, охотно подчинялись распоряжениям мастера.
   Строгость в сочетании с суровой добротой и скрытой жалостью к детям, знание их семейного положения и быта сближают мастеров с детьми. И ребята с удовольствием возвращаются в училище. Они хотят этого, ждут именно такой развязки и рады тому, что за них беспокоятся, что их судьба небезразлична учителям.
   Мастера в жизни учащихся занимают особое место. Ребята признают за мастерами право вмешиваться в их проблемы и великодушно позволяют заботиться о себе. С мастерами связаны их надежды, профессия, которую они получат. Они могут пренебрегать любыми учебными предметами, но не специальностью. Обычно учащиеся ПУ гордятся своими мастерами и будущей профессией.
   Деятельность всего преподавательского состава во главе с директором Ираидой Анатольевной Ласкиной подчинена одной общей цели: не дать ребятам пропасть, научить их профессии, вселить веру в себя, подготовить к будущей жизни. Это очень нелегко.
   Но это почти всегда удаётся. ПТУ редко теряют  своих воспитанников.