Война план покажет

Григорий Пономарчук
          Среди деловых людей в ходу поговорка: «Главное – ввязаться в бой, а там – война план покажет». Корни такого «девиза смелых» - в далеких-предалеких временах, когда  полки защитников и захватчиков выходили друг против друга с палицами, топорами и просто с кулаками. Всяких штабных премудростей еще  не знали. А поговорка эта жива до сих пор. Ею часто пользуются, чтобы убедить соратников идти «в бой» без надлежащей подготовки, «надежных разведданных» и прочих гарантий успеха. Уповая на смелость и сообразительность «по ходу дела».

          Ситуации, когда, что называется, «не до планов и размышлений», сопровождают нас в жизни  едва ли не с пеленок.  Про пеленки я, может, и перегнул. Но вот вам случай из моего отрочества.

        Седьмой класс. Канун экзаменов. Гурьбой высыпаем  из школы: весеннее солнце высоко, жара. Что вы хотите - Кубань. Внизу, под горкой одноимённая река  – как на ладони... И вдруг нас всех - как электричеством: с криком «Ураааа!», не сговариваясь, ватагой ринулись вниз. Подхваченный общим вихрем я тоже качусь под горку. На ходу пронзает: "это ж все – купаться!..   А я-то куда? Утону ведь!" Страх и стыд мгновенно накрывают меня. Но не останавливают. Рядом -  друг  Женька. Я всего-то с зимы в этом классе, но мы уже успели с ним тесно сдружиться. Советоваться или объясняться на бегу, хоть и с другом  - дохлое дело: и не поймет, и не услышит, да и, вообще… 

        Для принятия решения - секунды. Я как и все по дороге сбросил  лишние одежды и уже ничем от остальных не отличался… внешне. А что делалось внутри?! «Точку невозврата» я проскочил волевым путем. Подвернулась на ум слышанная где-то красивая поговорка: «война план покажет». Дальше – автопилот.

       На первый взгляд, чего волноваться? Прыгнул себе в речку, побултыхался со всеми… Я, ведь, и до этого «бултыхался»... в прудах, выбирая, где помельче.  А здесь судьба приготовила мне эксклюзив. Супер-эксклюзив! Широкая и полноводная Кубань  в своем самом, что ни на есть, полноводном русле. Берег здесь крут не в меру. И в довершение картины все - прямиком  на старый причал. Они здешние – знают, что делают. Летят как на крыльях, как сумасшедшие. Мне и захотеть бы, так не остановиться в этой лавине…

        В сознании мелькает: здесь раньше ходил паром, значит, глубина самая-самая! Таков был последний импульс. Вся дружная компания - уже на дебаркадере, и… кто как! Подпрыгивают, и - в воду! Ещё успеваю «просчитать», как с меньшими потерями для здоровья «сложиться», и… ныряю «солдатиком»...

        Много лет прошло. Я заново переживаю те несколько минут кошмара. Как мне удалось не  утонуть? Задним числом разбираю всё по секундочкам: и прыгнул правильно, чтоб скорее до дна дойти, и, сгруппировавшись,  резко от него оттолкнулся…  Наверх выбирался, загребая руками, как настоящий дайвер… Все эти действия были. Но какие были мысли? Никаких. Одни рефлексы. И как мне только хватило воздуха? Говорят, там было метров семь-восемь, а, может, и глубже... Выскочил я на воду, а там до меня никому дела нет - все плескаются, бесятся…  Природный инстинкт выталкивает меня на поверхность, я кричу, размахиваю руками, но не успевая толком вдохнуть, захлёбываюсь и снова ухожу вниз…  А река несётся, как самолёт. Меня  проносит мимо всех друзей.  Ещё пару таких "нырков", и "прощайте мои дорогие... никто уже меня не увидит... никогда...".

        Случись такое сегодня, не дожить бы мне до спасения –  утонул бы, как пить дать. Не могу сказать, в чём тут собака зарыта, но спас меня... именно друг Женька. Как потом выяснилось, все видели мои выкрутасы на воде, но никому и в голову не могло прийти, что человек, по собственной воле ныряющий в такую глубину и быстрину, не умеет плавать. И только  Женьке стукнуло такое в голову. Телепатия?.. Жаль, раскидала нас судьба. Это была короткая, но настоящая дружба. Когда всё хорошо закончилось, и Женька «пришвартовал» меня к берегу далеко от злополучного дебаркадера, мы с ним долго ещё отходили от происшедшего. Он спросил меня: «О чем ты думал, когда прыгал?» В ответ я неопределённо пожал плечами: сам, мол, не знаю, о чём.

         Сегодня  могу сказать определенно:  ни о чём я не думал. Но моё неокрепшее подсознание подталкивало меня: «Прыгай! Война план покажет!». Из этой истории я сделал вывод – война без  тщательно продуманного плана – авантюра.
        И ещё: планы – планами, но для гарантии успеха на войне неплохо бы  иметь рядом настоящего друга.

        Черноморка, декабрь 2011