Драматическая импровизация

Мим Олег Попов
                На занятиях в клинике Федоровых я даю пациентам задание исполнить пантомимический этюд «Цветок», в котором из зерна, посаженного в землю, вырастает цветок, раскрывается бутон и на этом пантомима заканчивается. Это хорошо для пациентов, но для драматизма надо показать и засыхание цветка. Другой этюд «Марионетка». Безжизненная кукла лежит на полу. Кукловод начинает поднимать марионетку с помощью ниток—кукла оживает, танцует, кукловод бросает нитки и марионетка безжизненно падает на пол. Можно было бы продолжить этот этюд и снова привести марионетку в движение, а потом опять бросить на пол без жизни. После этого проснулся человек, увидел нитки вокруг себя, оборвал их, сам встал и пошел. Можно представить алкоголика, которого сверху дух алкоголя как марионетку заставляет тянуться к стакану с водкой. Задача человека-- оборвать эти нитки, ведущие к кукловоду. Те же нитки идут и к курильщику.
Следующий этюд о том, как дети в своем дворе теплой зимой лепят снеговика, а потом уходят домой. А солнце растапливает снеговиков, от которых остаются только лужи. Этот этюд о надежде, которая растаяла под влиянием времени. Мысль такова, что все проходит, всему свое время под солнцем, и что нужно создавать жизнь не из «снега», который тает при теплом солнце, а из того, что не тает, не исчезает со временем, что живет во все времена.
Следующий этюд: «Осень». Дворник в старом парке метет осеннюю, опавшую с деревьев, листву своей метлой. Вот собралась небольшая кучка листьев и дворник поджигает ее спичкой. Огонь распространяется по куче и постепенно загорается вся куча. Большое пламя, куча превратилась в огромный костер. Наконец костер стал прогорать и вскоре совсем потух, но струйка дыма поднялась над потухшим костром и послушная ветру отлетела и растаяла в осеннем воздухе. И снова дворник своей метлой метет листву.
      В этих этюдах надо окружить актера обстоятельствами, которые в свою очередь вызовут у него определенное чувство и самочувствие, которое в свою очередь наполнят силой и смыслом последующее его действие. В этом последовательном виде актеру становится интересно выразить то, что родилось в его воображении. Эти обстоятельства, которые Станиславский назвал предлагаемыми, должны быть озвучены для актера в самом задании сыграть этюд. Очень важно для актера быть движимым и выражать то чувство, которое у него появилось, когда он познакомился с сюжетом этюда. Быть в чувстве и выражать его—вот, что притягивает актера к игре персонажа. Благодаря своему самочувствию актер может сотворить свою атмосферу жизни в этюде. Знакомство с предлагаемыми обстоятельствами возбуждают воображение актера и его психику, пробуждая его интерес к персонажу, наполняет смыслом его творчество. Поэтому причина слабой игры актера-- в незнании предлагаемых обстоятельств, в этом же причина неорганичности актера, нецельности Образа, создаваемого им, невозможности захватить зрителя своей игрой.