Как нельзя делать стихи

Иосиф Бобровицкий
   Хотя В. В. Маяковский в своей статье «Как делать стихи?» и пытался дать советы по написанию стихов, можно научить выполнению формальных требований стихосложения, то есть «деланию стихов», научить писать стихи вообще невозможно. Но показать типичные ошибки начинающих и можно и должно.
      Прежде всего, пишущему необходимо иметь что сказать, его должно волновать то или другое из окружающей нас действительности. Нельзя сесть и написать что-то вообще. Нужно писать о том, что тебя волнует, причём, желательно, написать так, как никто до тебя об этом не писал.
      Вот тут у автора самые широкие возможности. Такие понятия, как рифма, размер, ритм,  звукопись, сравнения необходимы в том или другом объёме, но совсем не обязательны: бывают белые стихи (стихи без рифм), стихи с рванным ритмом или вообще без него, наконец верлибр (стих без ярко выраженных закономерностей)
     Если пишутся классические для русского языка силлабо-тонические рифмованные стихи, то есть определённые требования к рифме:
     а) она не должна быть избитой типа осень – просинь, солнце – оконце, любовь-кровь.
                Почему-то вечно солнце
                Светит людям сквозь оконце,
                Хоть нередко к нам оно
                Ярко светит сквозь окно.
    б) нежелательно использовать глагольные и вообще однородные рифмы а также рифмы типа ботинок – полуботинок.
    в) слабые рифмы и рифмоиды типа вода – земля.
   Желательны глубокие, омонимические, составные, но всё это не обязательно, лучше вообще без рифм, чем рифма ради рифмы. Надо жёстко выбраковывать строчки, которые не несут смысловой нагрузки.
   То же касается и ритма, в стихах вообще не должно быть лишних слов, тем более слов-паразитов «вот», «ведь», которые служат затычками для сохранения ритма. Как исключение, допускается изменение ударения в слове. Можно найти примеры тому у классиков, но лучше этого избегать.
   Русский язык допускает инверсию, но злоупотреблять этим не стоит, чтобы исключить двусмыслие, когда дополнение стоит в винительном падеже и можно подлежащее спутать с ним.
   Вообще надо следить за тем, чтобы вас не могли понять двояко, исключение, когда автор прибегает к эзоповскому языку.
  Надо избегать неблагозвучные сочетания. Даже у Пушкина, как подметил Маяковский, такие вещи встречаются: «Слыхали ль, Вы?»
  Надо избегать "стыка", когда конец и начало слова состоят из нескольких согласных.
  Очень важен правильно выверенный поэтический словарь. Надо избегать архаизмов: всевозможные «ланиты» - это XIX век и допустимы только для исторической окраски. Надо быть осторожными и с неологизмами, не перегружать ими стихотворения, они должны быть построены по общим правилам русского языка.
   Следует избегать как красивостей так и вульгаризмов. Все эти «изумрудные», «чудесные» и «небесные» давно затерты и не передают впечатлений и переживаний автора. Вообще эпитет очень важный элемент стихотворения, он должен быть предельно точным: и над этим стоить поработать, а не хватать первый вписывающийся в выбранный ритм.
  Ненормативной лексике вообще не место в литературе. Исключение: характерная речь литературного героя.
  Образы, метафоры, сравнения не должны быть избитыми, только новые могут предать стихам свежесть. Но надо избегать заумности, стихи не кроссворд, их не надо разгадывать: они должны заставить задуматься, порой даже заставить повторно прочесть, но решение должно прийти к читателю довольно быстро, иначе он просто отложит чтение.
  Стихи не освобождают автора от правил русского языка, как тут не вспомнить Твардовского: « …вот стихи, а всё понятно – всё на русском языке".
  Звукопись: аллитерации и ассонансы, внутренние рифмы, анафора наряду с обычной рифмой делают стих афористичным и усиливают и украшают малые формы, такие как эпиграмма или каламбур, но они не должны быть самоцелью. Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали: главное в стихотворение это содержание.
                Форма в творчестве не проформа.
                Дрожь души выражай хоть ржанием.
                Важно, чтоб помогала форма
                Содержимому стать содержанием.
  Выработать свою форму, чтобы твои стихи не могли спутать со стихами других авторов – задача каждого пишущего. Надо избегать вторичности, эпигонства. Стилизация хороша для пародий, но это уже другая опера.