Натка Иванова

Графиня Рудольштадт
А.Городницкий - Тридцатые годы

Тридцатых годов не уют,
Уклад коммунальной квартиры,
И жесткие ориентиры -
Теперь уже так не живут.

Футболка с каймой голубой,
И вкус довоенного чая.
Шум примуса - словно прибой,
Которого не замечаешь.

В стремительном времени том,
Всем уличным вЕтрам открытом,
Мы были легки на подъём,
Поскольку не связаны бытом.

Мы верили в правду и труд,
Дошкольники и пионеры.
Эпоха мальчишеской веры -
Теперь так уже не живут.

 
        Натка Иванова - инструктор политотдела Амурской железной дороги по работе с молодежью постоянно ездила в командировки .С одной стороны, ее этот факт постоянных разъездов выручал, так как дома в семье было много сестер и братьев и пьющий отец. А Натка просто на дух не выносила пьяных и,хотя в этих командировках по всем станциям Амурской железной дороги, ей приходилось голодать и спать на голых досках рабочих столов в кабинетах и красных уголках, накрывшись  подшивками газет и положив под голову ненужные рабочие папки,она все равно наслаждалась полной свободой и покоем. А станций было много…
Натка увлекалась изучением истории своего края. Она вообще мечтала стать историком, закончить институт..но семейные неурядицы и безденежье заставили ее после школы идти работать, а институт пока оставался мечтой.
        Натка  знала, что общая протяженность Амурской железной дороги более 2 тысяч км. Для ускорения  ее строительства было решено разделить строящуюся дорогу на 4 участка. В 1908 г. началось строительство головного участка, в 1909 г. — западного, в 1911 г. — среднего и в 1912 г. — восточного. Дорогу в царское  время строили за казенный счет, деньги выделяло государство. Основную массу строителей привлекали по контракту из европейской части страны — в некоторые годы до 60 тыс. человек. На стройке использовался труд каторжан, которых направляли на самые тяжелые работы. Привлекалось и местное население. Строительные работы приобрели широкий размах: в самые сжатые сроки построили железнодорожные пути на головном, западном и среднем участках. Было сооружено много мостов через многочисленные реки, в том числе два железнодорожных моста через реку Зея. И 6 декабря 1913 г. из Благовещенска в Петербург вышел первый пассажирский поезд.
В ходе сооружения железнодорожной дороги в необжитых местах создавались железнодорожные станции, возводились рабочие поселки, разъезды. Так на карте Амурской области появились поселки и станции Уруша, Ерофей Павлович, Ольдой, Рухлово (Сковородино), Талдан, Тыгда, Магдагачи, Завитая, Архара, Бурея. В  1912 г генерал-губернатором  был основан город Алексеевск (с 1917 г. Свободный), названный так в честь наследника царского престола Алексея, сына царя  Николая второго.
Натке Ивановой интересно было знакомится с новыми местами, которые поражали красотами Приморского края. Ее прапрадед казачий  старший урядник Евстафий Захарович Тихонов, рожденный в 1829 году, сплавлялся по Амуру из Зайкалья и основался с семейством в станице Игнатьевской Амурской области, а прадед Иван Евстафьевич попал в места Приамурья еще ребенком.И дед Павел Иванович, казачий урядник, был награжден Георгиевским крестом за поход в Китай.Все верою и правдой служили Отечеству. Наткина родословная была крепкая, служивая. Все мужчины служили в Амурском  конном казачьем полку и имели большие семьи. Только у Евстафия Захаровича было 10 детей. Поэтому родня была многочисленная, зажиточная. Дочь Георгиевского кавалера Павла Ивановича, Вера Павловна, вышла замуж за казака Никона Иванова. Дед Павел, несмотря на тяжелую жизнь, обладал крепким здоровьем. Отец Натки был младше матери, служил в полку, но будучи грамотным, даже работал начальником почты, но по причине слабого характера сильно пил и по этому делу так и умер от воспаления легких в возрасте 47 лет, прожив недолгую  и не очень счастливую жизнь.
Натка хорошо училась в школе и на любимых уроках географии ее всегда поражал тот факт, что в Приморском крае, на ее малой родине самый большой материк в мире – Евразия, встречался с самым большим океаном на планете Тихим. Когда летом на школьных каникулах, она приезжала к бабушке и дедушке, родителям отца в село Екатериновку, ее удивляла природа Приморья,  ее разнообразный мир.
   Местность в деревне была красива и маленькой Натке было интересно узнавать каждый год что-то новое и неизведанное . Здесь встречались такие места, откуда одним взглядом можно увидеть красивую тайгу, и синюю воду могучего Амура-батюшки, как его называли сельчане. По древним поверьям в тайге существовало множество древних пещер и водопадов. С вершин гористой местности открывалось великолепное зрелище во все стороны света.
             Дед ей рассказывал, что в тайге можно было  встретить царя зверей – Уссурийского  тигра и грациозное животное – пятнистого оленя. А также  случайно наткнуться на хозяина леса – черного или бурого медведя. По кронам деревьев хозяйничали белки. В толще листового покрова тайги шуршали мыши.
            В полях Натка видела семейства ежей. На скалистых местах, высоко в горах Натка слышала от деда обитали ядовитые змеи – уссурийский щитомордник. В болотистых местах можно было встретить  цаплю. Обычно они жили рядом с поселениями. И никто из сельских жителей их не  трогал.
         Бабушка собирала в тайге – корень женьшеня, китайский лимонник, элеутерококк и многие другие, лекарственные и полезные растения и ими лечила домашних.
Каждый год, начиная с мая и до самого льда по всем рекам и речушкам поднималась в вверх по течению на нерест красная рыба семейства лососевых, такая как сима, горбуша и кета. Рыбы было много, ее солили, сушили, зимой делали пельмени с красной рыбой и замороженные, в мешках они стояли в подполе до весны.
      Натка родилась в городе Благовещенске, на границе с Китаем. История г.Благовещенска начиналась с июня 1856 г., когда по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва в 6 верстах от устья р. Зеи более 100 казаков во главе с сотником Травиным поставили казачий пост.
    Прибыл в Усть-Зейский пост весной 1857 г. Муравьёв, осмотрев местность, приказал солдатам перенести пост на 3 версты вниз по Амуру, на возвышенность - рёлку. На рёлке  и была построена церковь во имя Николая Мирликийского Чудотворца и заложена первая улица будущего города – Рёлочная (ныне пер. Рёлочный), вдоль которой в два ряда размещались казармы. А уже летом, когда в Усть-Зейский пост переселилось несколько семей казаков, образовав еще две улицы - Станичную и Казачью (ныне улицы Трудовая и Партизанская), пост был переименован в Усть-Зейскую станицу. И в мае 1858 г. в станице Усть-Зейской архиепископом Иннокентием был заложен храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в связи с этим событием станица была переименована в Благовещенскую. Ну а 17(5) июля 1858 года Указом императора Александра II станице Благовещенской был присвоен статус города.
    Отец служил тогда в 1920 году на почте, а мама, когда Натка подросла, работала костюмершей в Драматическом театре. И Натка с мамой все время после школы жила в театре. Вера Павловна шила костюмы, иногда задерживаясь до поздней ночи. Но самое главное и самое интересное дело у Натки было тоже в театре. Художественный руководитель театра ставил пьесу «Платон Кречет» и  у школьницы Натки обнаружился талант декламировать и стихи и прозу, поэтому ее пригласили на роль девочки пионерки Майки. Натка с утра до вечера репетировала свои вступительные слова: « Барабаны бьют, бьют, пионеры идут, идут….» и счастливее ее не было в целом свете.
      После окончания школы, Натка осталась в ней работать учительницей младших классов. Позже семья переехала в г.Свободный и там она перешла работать в политотдел. Коллектив ей нравился. Она была самой младшей и многому училась у старших товарищей. Дел было много и часто передавая сводки, приходилось засиживаться на работе до поздней ночи. А потом Натка шла по шпалам железной дороги ночью домой. Летом еще было терпимо шагать и громко декламировать стихи, а вот зимой в морозы и метели Натка промерзала так, что дома не могла отогреться горячим чаем и до утра мама сушила ей на печи одежду.
 Несмотря на такую колготную работу, она получала зарплату больше, чем в школе и могла осуществить вторую мечту - купить себе туфли на высоких каблуках, в которых гордо ходила летом по шпалам. Когда она еще преподавала в школе, то размачивала старые карты, бумага слезала и оставалась марля, из которой она шила себе платья, предварительно их покрасив. И в этих немудреных нарядах она казалась себе очень даже симпатичной девушкой. А так, как заводная Натка хорошо танцевала, то отбою от кавалеров на танцах не было. Тогда Натка и не представляла, что проживет длинную, трудную, но очень замечательную и счастливую  жизнь. Перед войной она поступит в Ленинградский пединститут на факультет истории, будет работать в школе. Выйдет замуж за военного летчика проживет с ним в любви и согласии 66 лет, поскитается с ним по военным гарнизонам нашей необъятной страны, вырастит дочерей, внуков и доживет до правнуков.
 А 31 декабря будут сороковины со дня ее смерти. Спи спокойно, любимая мама! Мы тебя помним!