Акцентные стихи

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2012/12/12/9778

Теперь, когда мы более или менее разобрались с составными метрами – стихотворными размерами, составленными из разных стоп, но по единому, повторяющемуся из строфы в строфу, рисунку, пришло время  поговорить о стихах, которые интересно звучат, но их звуковую схему никак не удается вписать в какой-то повторяющийся рисунок. Этому есть три объяснения:

1.Это - астрофический стих:  его строки не образуют строф или представляют собой неурегулированную череду разных типов рифмовок. Подробнее см. http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403. Но не стоит особо обольщаться. Потому что строфы, как таковой, может и не быть, а ритмика отдельных строк все равно чаще всего урегулирована: последовательность ударных и безударных слогов очень четко образует какой-то повторяющийся рисунок. А значит  это – либо обычный метр с вкраплением безударных стоп, либо – логаэд.

2.Это стихи автора со слабой техникой стихосложения: он  допустил в некоторых местах ошибки – не там и не туда поставил ударные слоги. Таких мест немного, большая часть стихотворения звучит сносно,  и только в отдельных строчках есть сбивки ритма (рисунка звуковой схемы). В этом случае эти стихи «звучат отлично» только для их автора, а тренированное ухо профессионала эти сбивки ритма услышит и обязательно выкинет данное творение из числа потенциально возможных номинантов конкурса, если стихи – участник конкурса, выкинет по ошибке ТЕХНИКИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. Конечно же, если только судья был внимателен к своей работе и соответствует  своему званию по своим профессиональным качествам. Подробнее этот случай частичных сбивок рисунка звуовой схемы будет разобран мною в следующей статье этого сборника, после ее публикации которой я дам здесь ссылку.

3.Это – не силлабо-тоническая система стихосложения, а тоническая. Подробнее о разновидностях систем стихосложения мы с вами говорили здесь: http://www.stihi.ru/2012/09/21/7726
В этой статье мы подробнее обсудим акцентные стихи как образцы тонической системы стихосложения.
 
Чаще всего в своей практике написания стихов мы используем СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СТИХОСЛОЖЕНИЯ - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Кроме этой системы существует еще и ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ или АКЦЕНТНАЯ СИСТЕМА — система стихосложения, основанная на том, что В НЕЙ РЕГУЛИРУЕТСЯ ЧИСЛО УДАРНЫХ СЛОГОВ В СТИХОТВОРНОЙ СТРОКЕ, ЧИСЛО ЖЕ БЕЗУДАРНЫХ СЛОГОВ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ СВОБОДНО.

Есть разные виды тонического стиха, мы поговорим сегодня о дольнике, тактовике и акцентном стихе.

ДОЛЬНИК (ранее иногда употреблялся термин ПАУЗНИК) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.

Дней бык пег,
Медленна лет арба,
Наш бог - бег,
Сердце - наш барабан
            (Владимир Маяковский)

111 - между ударными нет безударных слогов
1001 01 - между ударными сперва 2, а потом 1 безударный слог
111 - как и в первой строке – все ударные
101001 - сперва 1 безударный, потом 2.

Общая формула 1 X 1 X 1 и т. д. (1 — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2).

В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т.д.

Итак, в строке дольника могут встречаться то двусложные, то трехсложные стопы в произвольном порядке. Он является переходной формой от силлабо-тоники к чистой тонике, где длина стиха определяется не числом стоп, а числом СИЛЬНЫХ МЕСТ. В тоническом стихосложении правильнее употреблять вместо выражения «ударный слог» -«сильное место» (или ИКТ ), а вместо «безударный слог» – «слабое место». Таким образом, и дольники, и вообще тонические стихи, бывают в зависимости от числа ударений – двухИктовые, трехИктовые, четырехИктовые. Приведенный выше пример из Маяковского – трехИктовый дольник.

Пример четырёхИктного дольника:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою".
(А. А. Блок).

1 001 001 01 0
01 01 001 01
01 001 01 01 0
01 01 01 001

Различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации дольника. В чтении разница объёмов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами, но может и не компенсироваться вовсе.

Еще примеры дольника:

Над Невой завывает сирена,
И тучи близко к земле,
Чугунные вижу колена
У царя на серой скале.
001 001 001 0
01 01 001
01 001 001 0
001 01 001

По земле – это тень моя бродит,
Я давно окаменел;
В неизвестном и диком роде
Остался мой царский удел.
001 001 001 0
001 00 01
001 001 01 0
01 001 001

И там, над застывшей водою.
Где нет ни людей, ни огня,
Я тоже железной уздою
Удерживаю коня!
01 001 001 0
01 001 001
01 001 001 0
01 00 001
(Б. Эйхенбаум, [1913])

Логаэдом эти стихи назвать нельзя  потому, что РИСУНОК РИТМА из строфы в строфу да и в одноименных строках строф НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ.

В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о ТАКТОВИКЕ, если 4 и более — об АКЦЕНТНОМ СТИХЕ. В некоторых учебниках  термин « акцентный стих» – это общее название  стихов, написанных в тонической системе стихосложения, частным случаем которого являются дольник и тактовик.

Тактовиком написана «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М.Ю. Лермонтова., В ХХ веке тактовик активно используется у З. Гиппиус, Блока, Гумилёва, Георгия Иванова, Есенина, позднее у советских поэтов-«шестидесятников», и в особенности у Бродского и поэтов его круга.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня;
Я на башню всходил и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(К. Бальмонта)
001 001 001 001 0
001 001 0001 001
001 001 001 001 0
001 001 0001 001

Ты куда, удалая ты башка?
Уходи ты к лесу темному пока:
Не сегодня-завтра свяжут молодца.
Не ушел ли ты от матери-отца?
Не гулял ли ты за Волгой в степи?
Не сидел ли ты в остроге на цепи?
(Я. Полонский «Беглый»)
001 001 01 01
001 01 01 0001
001 0001 0001
001 0001 001
001 0001 0001

Пример акцентного стиха, где интервалы между иктами – любой длины:

Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залёжанные, как больница,
И женщины, истрёпанные, как пословица.
                (Маяковский, 1915)

01 001 01 001 0
1 001 001 00
01 001 000001 0
01 0001 000001 00

Интересно, не правда ли?

А теперь рассмотрим несколько примеров из конкурсного пакета «Мастер класс-2012»:

№1. Осенняя Рапсодия. «Детство»

Стихи написаны четырехИктовым акцентным стихом:

Верится, что добро всегда побеждает.
Сказки, наверно, поэтому сладки.
Важная тайна спит за большим сараем:
в ямке «секретик» - фант от шоколадки.
100001010010
10010010010
100100001010
10010100010
Жалко, если в детской картине
гибнет славный «гуттаперчевый мальчик».
Страшно, если сосед из пятой квартиры
громко кричит: Мало сажал вас Сталин!
101010010
10100010010
100001010010
10010001010
Грустно, если в горле противно-шершаво,
нос опух и почему-то красный,
не пускают подружек Любу и Клаву
(мама твердит, что микробы опасны).
100010010010
1010001010
001001010010
10010010010
В черных пластинках Нина Дорда, Кибкалло,
слоники на комоде, пламя в печке.
Вяжет бабуля. Она мне сказала:
Не будет войны. Значит, мы все вечны?
100100010010
10000101010
10010010010
01001001010

№2. Ирина Гирфанова. « Я была марсианкой».

Стихи написаны ПятиИктовым акцентным стихом:

Я была марсианкой, ты будто свалился с Луны.
Как было нам жарко! А теперь холодны
наши взгляды и пальцы, и земля тесна для двоих.
Нет силы расстаться, нет сил для войны.
001 001 001 001 001
01 001 01 01 001
001 001 0001 01 001
01 001 001 001
Сидишь напротив. Сердце застыло в лёд.
На пол-обороте нерв. И больше не ждёт
меня твоё тело. А выражение глаз!
Какое мне дело теперь до тебя и нас!
01 01 01 001 01
01 001 01 01 001
01 001 01 001 01
01 001 001 001 01
Спустился вечер, сгустив одиночества мрак.
Снаружи ветер и лай незнакомых собак.
А в доме пусто. Ты рядом, но так далёк!
Какое чувство во мне уничтожить ты смог!!!

Безумно жалко любовь, и себя, и нас.
Снесу на свалку все фото. Тошнит от фраз
дежурных утром и вечером невзначай.
Читаю сутры и мантры. Чадит аромосвеча…
01 01 001 001 01
01 01 001 001 01
01 01 001 001 01.
01 01 001 001 00001

№3. Марина Мартынова 2 «Преображение»

Совершенное замечательное произведение, тоже   пятиИктовый  акцентный стих с единственной укороченной строкой в 1 и последней строфах, что вовсе стихи не портит. Кроме того, давайте вспомним, что такое Икт. Это не просто слог слова, на который падает фонетическое ударение, а прежде всего – место ритмическое ударения в строке, которое прочитывается с особой силой – акцентом.  Фонетическое ударение не всегда совпадает с ритмическим,  оно может в стихах произноситься или совсем безударно, сливаясь с рядом  стоящим словом при чтении (обозначаться 0) или произноситься в полсилы -  как полусильное ударение (в схеме обозначается +).

Наступает пора спелых яблок и злобных мух.
Зной подстегивает в умах и сердцах брожение.
Август – пора потрясений, катаклизмов и мук.
Приближается Преображение.
001 001 001 001 01
001 00001 001 01 00
1 001 001 0001 001
001 00 0001 00

Хорошо нам здесь, Господи – если б только не эта жара,
Если б только не гибель детей, стариков и женщин…
Август. Сушь. Урожай. Жатвы и жертвы пора.
По сусекам всё так же впустую железо скрежещет.
001 001 00001 001 001
001 001 001 001 01 0
1 0+001 1 001 001
001 001 001 001 001 0
Ночь встречаю в стопке балконов засушенным лепестком.
Сквозь просветы в чужом белье мозаику неба складываю
И молюсь непослушно плетущимся языком,
Ветошь лет перебирая – бабушка надвое…
001 01 001 001 00001
001 00+01 01 001 01 00
001 001 001 00001
001 0001 01 001 00
На две стопки неравные делится прошлое.
Эверестом растет за плечами стопа с потерями.
Обретений почти не видать: только звездное крошево,
Как и прежде, по-свойски подмигивает и теперь мне.
001 001 001 001 00
001 001 001 001 01 00
001 001 001 001 001 00
001 001 001 000 001 0
Тем, что с возу упало, тяготиться, понятно, нечего.
Пораскинув мозгами, поразмыслив и так, и эдак,
Не возьму я в толк: отчего не становится легче мне?
От чего бы еще избавиться напоследок?
001 001 0001 001 01 00
001 001 0001 001 01 0
001 01 001 001 001 00
001 001 01 00001 0
Скоро Спас. Звезды вызрели. Одна за другой срываются,
Целя мне всякий раз аккурат по темени.
И тогда мне заново открывается
Закон всемирного тяготения.
001 +01 0001 001 01 00
001 001 001 01 00
001 01 00001 00
01 01 00001 00

Продолжение следует