Мысли. Личность. Индивидуальность, 92-99

Абрамов Борис Николаевич
Записи Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха,
полученные из Высокого Источника, о чем имеется подтверждение Е.И. Рерих. 1954 год.

92. Утверждаю изменчивость и преходимость всего внешнего при постоянстве и неизменности Учителя. Поэтому в твердыню духа внутри можно всегда удалиться от бурь и вихрей внешнего мира. Карта мира была когда-то иной, другие народы населяли Землю. Культура была не похожей на современность, и был иным лик городов и селений. Но был Владыка, и были около Его близкие и ученики. И так же серебряная нить уже связывала их вместе. И так же Учение Жизни в форме доступной и нужной проливалось на Землю. И они, ближайшие, были распространителями его. Язык и одежды были другие, но сущность и характер взаимоотношений и служения Свету оставались все теми же. Разве что Свет усилился в напряжении, и опыт идущих за Мной и со Мной углубился. Говорю о сущности, неизменной во все времена. В мелькании дней и ночей надо четко различать сияние Вечного Света. При спирально-круговом движении быстрота смены явлений велика на периферии. Чем дальше от центра, тем сильнее; чем ближе, тем замедленнее, пока, наконец, в самом центре сознание не обретает точку неподвижности, или равновесия, когда как бы останавливается бег времени и дыхание Вечности касается духа. Тогда можно созерцать поток жизни, не входя в него. Тогда вечное внутри можно отделить от временного вовне, тогда можно ощутить в сердце Камень Вечного Основания жизни. Но для этого сознание надо перенести внутрь, оторвавшись от цепкости внешних явлений, в которые погружается, в которые врастает и с которыми отождествляет себя сознание. Считаю: такие погружения в молчаливый мир, который внутри, нужны для сохранения равновесия духа между вечным и временным. Иначе временное захватит сознание настолько, что утратит оно ощущение и понимание непреходящей ценности духа. Конечно, все окружающее и течение внешних событий жизни имеет важное значение, но... они пройдут, как бы важны они ни были. Важнее и значительнее то, что не проходит, сливаясь с уходящими волнами потока. Зову к пониманию истинных ценностей жизни, которые есть сегодня и которые остаются таковыми всегда. Есть книги, которые забываются тотчас же по прочтении; есть много писаний человеческих, и особенно газетных, которые живут только один день; есть книги, живущие годы и десятки лет, и даже века и тысячелетия; есть рукописи, хранимые Нами многие тысячелетия и до сих пор не утратившие своей жизненности. Так видим, как касание Вечности насыщает строки писаний элементами долговечности и непреходимости в зависимости от наличия в них искр Вечного Света. Предметы искусства также насыщены ими, и в разных степенях. Среди преходящего будем искать и замечать искры Вечного Света, вложенные в творчество рук человеческих. Зову к распознаванию Света в формах на Земле и в условиях земных явленных. Един Свет, но многообразны его формы, и насыщены они Красотою. Свет везде: в распускающейся розе, в цветущей яблоне, луче далекой звезды, в картине художника, в песне утренней птицы. Так будем учиться везде находить искры Единого Света.

93. Считаю, что воин в тебе, который есть Я, непобедим, если памятование постоянное утвердилось. Не знает поражений идущий со Мною. И даже ошибки служат на пользу. Словом, непреложен становится путь лученосный.

94. Учитель Полагает, что прыжки на Пути происходят все-таки вследствие малой уверенности в Учителе. В Присутствие верят, но эта вера не столь убедительна, как присутствие обычных живых людей. Конечно, эти присутствия разные и сделать невидимое действительностью не так просто. Полное утверждение незримого Присутствия делает действительным Присутствие Учителя. Близость Учителя становится реальным фактом жизни. Тогда качество непоколебимости становится достижением и человек живет в двух мирах. Значит, задача заключается в том, чтобы незримое сделать видимым и тайное явным. Не будет уверенности, пока глаза не увидят и ухо не услышит. Вера есть чувствознание, или предварительная ступень знания. Но увидеть и услышать то, на что они направлены и устремлены, рано или поздно все же необходимо. Верою можно идти до известного предела, за которым начинается знание. Эту границу между верою и знанием рано или поздно придется переступить. Соединение двух миров в сознании должно стать столь же реальным и обычным, как и явления мира земного. Сперва неясно и туманно и потом – лицом к лицу. Для ученика утвержденного Присутствие является фактом неоспоримым, и потому тверд, непреложен и непоколебим его путь. Путь Агни Йоги есть утверждение действительности в жизни.

95. Если есть желание вещей или явлений земного порядка, их надо иметь и через них пройти, чтобы понять их преходящую природу и от них освободиться. Дух завершающий от этих притяжений свободен. Притяжение к вещам, которое может создаться при благополучии и полнообеспеченности, может стать настолько сильным, что высшие притяжения будут совершенно парализованы. Потому Говорится, что при наличии устремления дозволено все и допустимы ошибки. Но при отсутствии его все допущенное и все ошибки обращаются против. При устремлении ошибки ничто, ибо крепнет огонь духа и каждая ошибка научает чему-то, но она обращается в тяжкий груз на ногах, когда засыхает устремление. Так же обстоит дело с притяжением к делам и условиям жизни земной. Они учат, дают опыт, помогают изучать жизнь, пока горит огонь сердца. Все служит тогда восхождению духа. Но стоит этому огню поникнуть, тотчас же все обращается против отступника. Силы, служившие продвижению, превращаются в энергии задерживающие. Дело не в самих вещах, но в состоянии духа, который и обуславливает природу этих явлений в их отношении к восхождению сознания. Сами по себе они инертны, состояние духа придает им ту окраску, которая для продвижения становится решающей. От духа исходят энергии, наделяющие явления силой влиять на сознание. Сперва дух сам вкладывает в явление это характер и степень притягивающей силы, а потом сам становится его добровольным узником. Если явление имеет власть над сознанием, эту власть дух вложил в него сам. А раз дух вложил в него сам, то может от него и освободиться. Человек живет под властью различных потенциалов, как бы связанных с вещами и явлениями внешнего мира и влияющих на него. Но эта власть дана им самим. Если потенциал энергии высшего порядка – высшее притяжение действует. Человек – властелин своего мира – сознательно или бессознательно творит и порождает зерно этих энергий, которые потом на него же и воздействуют. Сам породитель и сам же очиститель своих порождений, если они несостоятельны. Потому, каковы бы ни были эти притяжения, они допустимы лишь при одном условии – при наличии ярого устремления духа к пути высшему. Когда устремление поникает, чудовища встают во весь рост и бросаются на незадачливого землянина. Храните огонь устремления поверх всех желаний и условий земных. Ничто не страшно и ничто не может остановить до тех пор, пока горит его священный огонь.

96. Пиши. Предвзятости суждений не избежать, если при анализе положения оставаться только на том, что было. Ведь жизнь идет вперед, и меняется ее выражение. Со старыми мерками к мерке сегодняшнего дня подходить нельзя, если желательно избежать ошибок. Ведь должные перемены настанут, их надо увидеть. Между тем, что было, и тем, что будет, его характер и окраску нужно почуять, если не хотим жить в мире призраков. Будущее совершится, путь к нему лежит через сегодня и завтра. И сердце должно почуять окраску текущего дня. Очевидность платформой для суждений быть не может. Но и на нее надо смотреть непредвзято, нужно пламенно верить и нежданно ждать. И лучше пламенно ждать и не дождаться, как это делали апостолы в Великом Служении, чем, отбросив надежду, разлагаться заживо в стоячем болоте, где застой разложения.

97. Способность приобретенная требует бережного отношения, иначе может быть утрачена. Не будем судить, хорошо или худо написанное, но если огонь творческий горит, гасить его не годится. Кто знает, сколько веков постоянных усилий и устремления потребовалось, чтобы он загорелся. Потому способность утвержденную следует заботливо утончать. Построение и творчество идут по Лучу. Если оно не всегда соответствует настроению, значит, что-то не ладно с настроением, но не с творческой способностью заработанной. Уже Говорил: устремление должно быть безусловным. Основа жизни не может зависеть от удачи или неудачи складывающихся событий. План Владык непреложен. Детали зависят от комбинации местных условий. Неизменен План, хотя подробности его осуществления могут измениться, подчиняясь целесообразности общей задачи. Сатиа Юга изменит лик Земли. Преобразится человечество. Настанут другие времена. Карма личная и карма общечеловеческая в одном колесе. Перемены коснутся всех сторон жизни, но прежде всего – Общее Благо. Общее, но не личное. И личное будет приноситься в жертву Общему, пока Общее Благо не вознесет личное до себя и не сольются они в счастье общечеловеческое. И личное уже не будет противопоставляться Общему, ибо пойдут они рука об руку в устроении жизни земной, но это в будущем. Ныне же тьма столь сгустилась, что в сумерках потонули огни будущего, замыкая круг безысходности. С обольщением тьмы надо бороться. Цитадель тьмы разрушена. Остались лишь следствия, и как бы ни были они тяжки, Лучи огненные рассекают мрак. Вижу, как задыхаются близкие при давлении непомерном, но перед победой полной и окончательной устоять духом и в духе надо. Девятый вал самый мощный. Достигнув апогея, волны следствий начнут сбывать и уменьшаться, и когда засияет обещанный Свет, не радостно будет неустоявшим. Сила цепи измеряется по слабейшему звену, сила духа – по времени наинапряженнейшему. Мало устоять, утопая в сиянии Лучей посылаемых и ощущаемых, но как устоять перед глупою стихией? Призовем Образ Учителя, мысли и сердца любовью к Владыке наполним, стойкость усилим, зная, что отступления нет.

98. Считаю, что вся тьма собравшаяся не может преградить путь духу. Истинно так: как бы ни была сильна тьма, она временна, и в этом ее слабость. Но дух вечен, и вечен импульс жизни, пульсирующий в нем стремлением к эволюции. На Высших Планах, где есть противодействие материи и стихии, но нет иерархии темных, это обстоятельство выражено особенно ярко. Все стремится развернуть свой потенциал, преодолевая условия момента. Так же дела будут обстоять и на Земле, ибо с Сатаной покончено. Как только посев злой будет изжит и нейтрализован, условия жизни земной изменятся в корне. Можно будет наблюдать, как периоды неуравновесий будут сокращаться, пока совсем не сойдут на нет. Сейчас многое еще перемешано в беспорядке. Планета выздоровеет. Приходится много говорить о будущем, ибо настоящее не удовлетворяет. Нет ничего в этом мире земном, что могло бы сравниться с великолепием грядущего Света. Потому настоящее можно претерпеть во имя будущего. Но претерпеть надо до конца, пока Свет не наступит. Утешение не в настоящем, но в будущем. В настоящем – лишь труд во имя будущего, труд творческий, труд победный. Потрудимся для Света и Иерархии!


99. Не следует удивляться тому, что мысли посылаемые порой не соответствуют личному мышлению и даже находятся в противоречии с ним. Личность земная есть результат прошлого. Мысли Мои могут не вмещаться в ее ограниченный круг, и тогда особенно яро надо суметь от нее отойти и встать как бы в стороне и вести Запись, не считаясь с тем, нравится ли это малому «я» земному или нет, соответствует ли малости или превосходит ее, и, быть может, намного. Хорошо и полезно отметить эти два различных вида мышления: малое – от самости, и большое, от Учителя идущее. И когда противоречия возрастают, какой-то из двух этих видов мышления должен пострадать, и какому-то воля должна отдать предпочтение, и какое-то должно господствовать. Конечно, мысли Мои идут вразрез с интересами, желаниями и мыслями ветхого человека в тебе. Он думает лишь о себе и своих личных интересах. Но Учение дается во имя развития Индивидуальности и в ее интересах. Говорю: через страдания приходим к Свету. Но кто же хочет страдать добровольно? То есть чье малое «я» принимает страдания охотно? Личность страданий не хочет. Даже Спаситель Произнес: «Да минует меня чаша сия». Это слова личности, Индивидуальность уже утвердила: «Впрочем, не так, как я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя». Так конфликт между личностью и Индивидуальностью есть неотъемлемая ступень восхождения духа. Борьба неизбежна, и Индивидуальность должна победить. В помощь Учитель мысли нужные Посылает. И мысли эти низшему не принадлежат. Сумейте отделить низшее от высшего и последнему отдать предпочтение. Сумейте мысли запечатлеть независимо от того, что они личности не созвучны, и ее покой нарушают, и желаниям ее не соответствуют. Никогда не Говорил о слиянии самости с Сознанием Моим. Высшее соединяется с высшим, а личное и самость остаются внизу, покинутые их обладателем. Тот, кто ставит Дело Учителя прежде себя, на верном пути и победном. Не будем смущаться двумя видами мышления. Расхождение между ними будет уявляться до тех пор, пока высшее не победит и не подчинит низшее.

Иллюстрация. Алексей Архипович Леонов (космонавт).