Я родилась в обычной советской семье, далёкой как от религии, так и от атеизма - мои родители о Боге просто не говорили. Поэтому первой молитвой, которую я услышала, была не "Отче наш" или "Богородице", а "Молитва Франсуа Вийона" в исполнении Жанны Бичевской: она очень любила моряков и приезжала в наш закрытый город каждое лето, выступала на летней эстраде ДОФа, а я всегда сидела в первом ряду. Итак,
Булат Окуджава
МОЛИТВА ФРАНСУА ВИЙОНА
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет:
Мудрому дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег...
И не забудь про меня.
Пока земля еще вертится, -
Господи, твоя власть! -
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому,
Хоть до исхода дня,
Каину дай раскаяние...
И не забудь про меня...
Молитва - та, что испльзуется в богослужении: псалмы, акафисты, каноны - безусловно является духовной поэзией. Можно спорить о том, что раньше появилось - молитва или поэзия, но зачем? По мне, так они возникли одновременно - вспомним те же дохристианские языческие празднества, которые обязательно сопровождались пением. А что такое песня, как не ритмизированный - поэтический текст? Поэтому не будет, наверное, преувеличением сказать, что поэзия вышла из молитвы. Конечно, сейчас она претерпела такие сильные изменения, что никому и в голову не прийдёт молиться современными стихами. Но вот этот внутренний посыл к душе человека, это глубинное, подспудное желание возвысить человека над обыденностью, сделать его чище и лучше - это в поэзии всегда остаётся. Настоящий поэт прежде всего пророк - он один может говорить вслух совершенно нелицеприятные вещи, и именно за это любим народом и прощаем властями. Даже когда поэт воспевает красоту природы или земную любовь, он всегда говорит не просто так, для "поговорить", он пробуждает в читателе "чувства добрые", он заставляет сопереживать себе, посмотреть вокруг новыми глазами, увидеть обыденное в другом свете. В данном случае он как бы выступает таким проводником божественных энергий, небесным передатчиком.
Наверное, поэтому в нашей литературе стихотворная молитва выделилась даже в отдельный жанр, и стихи такого рода писали самые уважаемые поэты, начиная циклом "Молитв" Сумарокова и стихами Карамзина, Глинки, Веневетинова, Кольцова и Баратынского и продолжая стихами Пушкина, Фета, Тютчева.
* *
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Это знаменитая Молитва мытаря, которую читают Великим постом, переведённая Пушкиным на поэтический язык.
А вот стихотворная молитва Тютчева:
* * *
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной,
Как бедный нищий, мимо саду,
Бредет по жесткой мостовой;
Кто смотрит вскользь — через ограду —
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.
Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись —
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.
Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит…
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий — мимо саду —
Бредет по знойной мостовой.
Стихотворная молитва пробивалась сквозь все тернии сложного революционного времени и оставалась запечатлена в бессмертных строках поэтов переломной эпохи.
Иван Бунин
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне - как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю - с Тобой.
Анна Ахматова Молитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Особенно часто прибегают к этому жанру в последнее время. Но вот не знаю, радоваться ли этому? Очень часто такие молитвы, написанные, возможно, от всей души и из лучших побуждений, настолько примитивны по форме и банальны по содержанию, что скорее отвращают читателя от веры, чем привлекают к ней. Мне кажется, если уж в наше время скрытых, или скажем - внутренних, гонений на Церковь и всё, что с ней связано, прибегать к такой форме стихотворения, это должна быть если не гениальная, то по крайней мере, безупречная поэзия - такая, которую не стыдно было бы предъявить Всевышнему.