Молитва и поэзия

Юлия Ви Комарова
      Я родилась в обычной советской семье, далёкой как от религии, так и от атеизма - мои родители о Боге просто не говорили. Поэтому первой молитвой, которую я услышала, была не "Отче наш" или "Богородице", а "Молитва Франсуа Вийона" в исполнении Жанны Бичевской: она очень любила моряков и приезжала в наш закрытый город каждое лето, выступала на летней эстраде ДОФа, а я всегда сидела в первом ряду. Итак,
 
Булат Окуджава

           МОЛИТВА ФРАНСУА ВИЙОНА
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет:

Мудрому дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег...
И не забудь про меня.

Пока земля еще вертится, -
Господи, твоя власть! -
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть,

Дай передышку щедрому,
Хоть до исхода дня,
Каину дай раскаяние...
И не забудь про меня...


      Молитва - та, что испльзуется в богослужении: псалмы, акафисты, каноны - безусловно является духовной поэзией. Можно спорить о том, что раньше появилось - молитва или поэзия, но зачем? По мне, так они возникли одновременно - вспомним те же дохристианские языческие празднества, которые обязательно сопровождались пением. А что такое песня, как не ритмизированный - поэтический текст? Поэтому не будет, наверное, преувеличением сказать, что поэзия вышла из молитвы. Конечно, сейчас она претерпела такие сильные изменения, что никому и в голову не прийдёт молиться современными стихами. Но вот этот внутренний посыл к душе человека, это глубинное, подспудное желание возвысить человека над обыденностью, сделать его чище и лучше - это в поэзии всегда остаётся. Настоящий поэт прежде всего пророк - он один может говорить вслух совершенно нелицеприятные вещи, и именно за это любим народом и прощаем властями. Даже когда поэт воспевает красоту природы или земную любовь, он всегда говорит не просто так, для "поговорить", он пробуждает в читателе "чувства добрые", он заставляет сопереживать себе, посмотреть вокруг новыми глазами, увидеть обыденное в другом свете. В данном случае он как бы выступает таким проводником божественных энергий, небесным передатчиком.
Наверное, поэтому в нашей литературе стихотворная молитва выделилась даже в отдельный жанр, и стихи такого рода писали самые уважаемые поэты, начиная циклом "Молитв" Сумарокова и стихами Карамзина, Глинки, Веневетинова, Кольцова и Баратынского и продолжая стихами  Пушкина, Фета, Тютчева.

* *

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.



Это знаменитая Молитва мытаря, которую читают Великим постом, переведённая Пушкиным на поэтический язык.
А вот стихотворная молитва Тютчева:

 * * *

Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной,
Как бедный нищий, мимо саду,
Бредет по жесткой мостовой;

Кто смотрит вскользь — через ограду —
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись —
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит…

Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий — мимо саду —
Бредет по знойной мостовой.


Стихотворная молитва пробивалась сквозь все тернии сложного революционного времени и оставалась запечатлена в бессмертных строках поэтов переломной эпохи.

Иван Бунин

    За все Тебя, Господь, благодарю!
    Ты, после дня тревоги и печали,
    Даруешь мне вечернюю зарю,
    Простор полей и кротость синей дали.
   
    Я одинок и ныне - как всегда.
    Но вот закат разлил свой пышный пламень,
    И тает в нем Вечерняя Звезда
    Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
   
    И счастлив я печальною судьбой,
    И есть отрада сладкая в сознанье,
    Что я один в безмолвном созерцанье,
    Что всем я чужд и говорю - с Тобой.
   

Анна Ахматова  Молитва


    Дай мне горькие годы недуга,
    Задыханья, бессонницу, жар,
    Отыми и ребёнка, и друга,
    И таинственный песенный дар -
    Так молюсь за Твоей литургией
    После стольких томительных дней,
    Чтобы туча над тёмной Россией
    Стала облаком в славе лучей.

     Особенно часто прибегают к этому жанру в последнее время. Но вот не знаю, радоваться ли этому? Очень часто такие молитвы, написанные, возможно, от всей души и из лучших побуждений, настолько примитивны по форме и банальны по содержанию, что скорее отвращают читателя от веры, чем привлекают к ней. Мне кажется, если уж в наше время скрытых, или скажем - внутренних, гонений на Церковь и всё, что с ней связано, прибегать к такой форме стихотворения, это должна быть если не гениальная, то по крайней мере, безупречная поэзия - такая, которую не стыдно было бы предъявить Всевышнему.