Нодья - новая стихотворная форма

Футурсобрание
Боргил Храванон


Нодья – разработанная мной форма рифмованного стихотворения.

Изначально это слово означает костёр, сложенный из двух или трёх
брёвен примерно одной длины и толщины. Они разгораются одно от
другого либо от двух. Нодья считается лучшим зимним костром, так как
горит долго и ровно, не требуя постоянного присмотра.

Как пример для версификации нас интересует нодья двухбрёвенная:
ищем эффект смыслового взаиморазогрева двух сколь угодно
асимметричных внутри себя, но структурно симметричных между
собой частей стихотворения, отражённых друг в друге.
Два последовательных высказывания – они могут быть просто
контрастны либо несходны как инь и янь – облечённые в одинаковую
стихотворную форму и прочно, без пауз сцеплённые рифмами (при том, что по
отдельности каждое из них может быть совершенно не рифмованным) –
способны убедить больше, чем просто тезис и антитезис. Зримое единство
несходств или противоположностей – образ синтеза, снимающего
противоречие.

Пример малой стихотворной нодьи в радикально-революционной
гражданской лирике:


ДОЛЯ  МОЛИ. ВОЛЯ  ГОЛИ


Доля
  Моли -
    Бал
      Судьбы -
        Ду'ши...
          Позы...
Воля
  Голи -
    Вал
      Борьбы -
        Сушит
          Слезы!


В пейзажно-философской:


СВЕЖЕЙ  СТУЖИ…


Свежей
Стужи
Ворс-
Снежок.
Я жив.
Нежен?
Нужен.
Чёрств?
Жесток?
Правдив.


Как видите, текст может быть зрительно разделён на две части –
верхнюю и нижнюю – а может и не быть. Рифмовка каждой строки
с соответствующей (не только по нумерации, но обязательно и по
числу слогов) строкой другой части – обязательный принцип –
одинаково заметна в обоих случаях.

Это – элементарные примеры: одна строка – одно слово и максимум одна
строка хорея или ямба.

Принцип структурной симметрии делает возможной нодью с размерной
и ритмической структурой, сколь угодно далёкой от элементарных.

Близкий к гражданской лирике пример из сверхповести «Штормовые
предупреждения», так и называющийся «Большая нодья (довесок-эпиграф
опускаю):


Бледной
Грушею
      Свесясь
      Аду,
Леже-
      Гневное
Хоровое
Массовое
      Предубеждение
Моровое,
Вновь
           оскалишь
                отметины:
Мол, гной -
      Не «вышка»,
Дно -
      Не крышка!
               
Летней
Стужею
      Месяц
      Кряду
Еже-
      Дневное
Ш(т)оры моет
Невкассовое
     Предупреждение -
Штормовое,
Но
     пока лишь
                от метео,
И то’ -
      Что дышло:
Твердо’
      Не слишком.


Там, где строка состоит из двух и более слов, форма нодьи требует
панторифмы – послоговой рифмовки строки со строкой. Здесь это
заметнее всего в строках «Вновь/ оскалишь/ отметины – Но/ пока лишь/  от метео».
Панторифмовка компенсирует удалённость симметрично-соответствующих
фрагментов двух частей стихотворения.
В большой нодье допустим отход от строгого соответствия (+ - 1) числа слогов
в рифмующимся строках.

Ещё пример – тоже из гражданской лирики – большой нодьи (его я также
даю без эпиграфа), показывающий, сколь свободно можно в этой форме
использовать составные, ассонантные и диссонантные рифмы:


ЗАКЛЯТИЕ  ОГНЁМ И МРАКОМ... СМЕХОМ... ЧИСТЫМ СМЫСЛОМ


Не зябок,
Боже, мир -
Плоск, пуст,
Мёртв,
Трупно-сер.

Гламура
Глянец вдаль
Постеленной
Стези.

Нельзя так!
В коже «мы» -
Солнц пульс,
Кровь
Трудных эр.

Глаз мира,
Глянь в кристалл
Прозрения
Слезы!