Цветы

Евгения Мальцева Красноярск
    Рассказ


    Вчера вечером мы стояли на остановке до последних автобусов.… О, как же много времени нам с тобой нужно, чтобы, наконец, надышаться, насытиться счастьем встречи нашей земной. И – о! – как же мало дано нам этого летящего времени! Так мало, что и с мыслями не успеешь собраться, как уж и расставаться пора.

    Глаза твои сияли волшебным покоем, сплетая гирлянды цветов ароматных лучами далёких звёзд. Ты одаривал меня сими цветами так скромно и нежно… То слева, то справа они оживали, то над моей головой, то у ног расцветали… О! Ты молодчина! – ты обвил меня всю благодатью нежнейшей, но не смея коснуться, не нарушил границ дозволенного – как бывало и раньше – обласкал чистотой беспорочной… Ты молодчина! А я… Ах, я… – если честно – хотела б собрать, сгрести все эти цветы и прижать их к груди в наслаждении, и носом уткнуться в их душистые листики, как это делают пчёлы – вобрать в себя весь их целебный нектар и в благодарность любить тебя ещё больше. Да, я хочу этого! Да, я хочу. Но не штурмом! Не революцией, направленной против свержения старых царей. Я хочу так, как если бы сама жизнь позволила это. Но нет пока позволенья. И что же? Что?! – я стою очарованная цветочной сказкой твоей, блаженно вдыхаю доносящиеся ароматы прекрасных цветов, разглядываю их формы, цвета… И так же, как ты, не нарушаю границ дозволенного – как бывало и раньше.

    Я сохраню в сердце эту чудесную сказку. Не прикоснусь. И цветы не растают. Они сохранятся в вечности до лучших времён. Я знаю – эти времена настанут однажды – времена, когда ты протянешь букет прямо мне в руки, и тогда я прижму его к груди… и чувства наши сольются в потоке звенящем восторженных глаз, ласковых рук, нежнейших губ.

    Ты знаешь… О, ты и не знаешь, к чему ты во мне пробудил интерес! Ты удивишься наверно. Мне дивно самой. К цветам! Да! Представляешь?! К цветам! – лесным, полевым и садовым… Прямо жажда знаний какая-то вдруг появилась к теме цветочной. Почему вдруг к цветам? И именно ты? Так уж вышло, что именно ты и именно к цветам. Юнг… сны… и цветы… Лето… «Город любви» – на рекламных щитах… Вся наша звёздно-цветочная улица Мира – в сплошных поцелуях… Каждый раз такая реклама вызывает во мне взрыв смеха. Да, я очень люблю посмеяться над парадоксами жизни и превратностями судьбы, над такими вот странными обстоятельствами – вроде этих – с цветами.

    Да, так вернёмся же к теме! Цветы… Читая недавно книгу «Две жизни» Антаровой Коры особо ведь я выделяла места о цветах, их значении. Как волшебно подана там эта тема! Целая наука, оказывается, – значение и сочетание видов, форм, окраски. О, как бы хотелось мне эту науку постичь! Изучить алхимическую символику и купить толстенную энциклопедию всех существующих в мире цветов.

    Бесспорно, это всё тянется с каких-то давних-давних времён. Сны… и цветы… И невозможность быть вместе! Всегда, во всех воплощениях! То нас смерть разделяет – молодых и здоровых, то какие-то совершенно немыслимые обстоятельства жизни. Почему происходит так? И когда началось это всё? И как? В чём причина такого сильнейшего притяжения и абсолютной невозможности приближения, прикосновения, обладания? Чтобы это понять, мне нужно разобраться с милыми цветочками – лесными, полевыми, садовыми… Чую, что дело тут в них!

    Хотел бы ты невозможное сделать возможным? Я знаю – мы сумеем на этот раз изменить обстоятельства жизни! Ведь желание есть! И единая жажда познаний. О, жажда просветления! Ты, несомненно, поможешь нам победить! А ещё нам поможет взрыв смеха. Пусть же он будет столь мощным и частым явлением, что снесёт все преграды!

    Снежок на асфальте тает… Снежок… И гирлянды цветов вокруг меня… Я ловлю твой лучистый взгляд… – эту трогательную нежность невозможности… Ах, границы и рамки приличия… Но законы важно не нарушить ещё и внутри – в мыслях и чувствах. Но, ох, как мы соскучились оба за эту неделю по нашей улице Мира звёздно-цветочной, по нашей кафешке с чаем и орешками, по песням, которые так вдохновенно поют наши души вместе!

    Тает снежок… А ты всё задаёшь мне свои цветочные загадки: «Это знаешь, что за цветок? А это? А вот это ещё? И что значат они в таком сочетании? Что сказали они тебе от моего имени о тебе, обо мне, о нас с тобой?» О, Боже, как мало я знаю! Я ещё не постигла всю полноту любви Бога. Но я не из тех, кто останавливается и успокаивается на достигнутом. И я разгадаю все твои загадки! И ты загадаешь мне новые.
    – Руки замёрзли…
    – Какой же ты Овен тогда!
    – Я – горячая внутри, хоть снаружи мерзлячка.
    – На 7-ое ноября собираюсь в деревню к своим.

    О, как бы и мне хотелось с тобой! Вместе с тобой – в ореоле загадочном ароматных цветов идти, бежать, плыть и лететь… и разгадывать тайные знаки души… и любить тебя ещё больше.

    Подъезд без дверей… Почерневшие стены… Дома всё в саже. Стирка, мытьё каждый день. Был потоп полгода назад (в день похорон моей матери), теперь вот – пожар. Как символично! Сказала я за день до пожара: «Корявой постройке сей, что без фундамента строилась, вместе со всем этим неустроенным бытом, остаётся сгореть лишь в огне». Так о семье своей я сказала. Но, о, как же весомы наши слова! И я получила урок! Все наши мысли и чувства имеют невероятную силу, а слово сказанное – силу двойную! Слава Богу, сгорели лишь двери подъезда. Но я буду теперь осторожна в выражении чувств, в оформлении мыслей, в произношении слов.

    Запах гари особенно ощутим, когда заходишь домой с улицы – со свежего воздуха. Но то, что случилось – сажа ровным слоем по всей квартире… – что ж, принимаю как новую возможность – дом довести до ума: где-то обои доклеить, где-то перестановку сделать, где-то вещи разобрать, выбросить что-то, всё перемыть, перестирать, прибрать. И главное – книжный шкаф! – вот где радость! Книги все разложила по комнате… Протираю каждую и, конечно же, не могу удержаться от желания заглянуть внутрь некоторых из них. О, восторг трепетный! – открыть книгу! Открыть и наполниться новой жизнью, новым вдохновением! Вот стихи Бунина – прекрасные! А вот «Песнь о Гайавате» Лонгфелло в переводе опять же Бунина – чудо-произведение! Стихи Томаса Мура… Вот и гимны античные, Гессе – «Сиддхартха», «Ирис» … Ах, Ирис… снова цветы… А сколько ж здесь книг, о которых я просто забыла! – не знала, что есть они здесь, в моём доме, в моём же книжном шкафу! Вот где радость! – найти так неожиданно то, что нужно!

    Хороша всё же библиотека в моём доме! Помню – были времена, когда я могла себе позволить покупать книги каждый месяц. О, сейчас бы такие возможности! Ведь нет ещё в моей библиотеке книг Юнга, Владимира Соловьёва, нет «Психосинтеза» Ассаджиоли и энциклопедии восточной символики. И нет, в конце концов, энциклопедии цветов!

    Как мне хочется с тобой поделиться этими книжными раскопками, чтобы и ты почитал и это, и то, и вон то. О, славные, славные книжки… Жажда познаний. Жажда просветления. И жажда любви, безусловно! Да, жажда именно любви! Когда приходит любовь, не растратить нам надо её впустую, а научиться любить ещё больше – творчески её приумножить. Не продать за выгодную сумму и не выбросить всю эту мороку в мусорное ведро от греха подальше, а вырастить до Небес, дать течь потоку живой радости по фигуре восьмёрки – снизу вверх, сверху вниз – свободно – как птица это делать умеет – взмывать в лазурную высь и вновь возвращаться на землю. И по горизонтали – также – от меня к тебе, от тебя ко мне. Помнишь великолепное произведение Владимира Соловьёва «Смысл любви»?


    «Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве.
    Конечно, прежде всего любовь есть факт природы (или дар Божий), независимо от нас возникающий естественный процесс; но отсюда не следует, чтобы мы не могли и не должны были сознательно к нему относиться и самодеятельно направлять этот естественный процесс к высшим целям.
    Так истинное назначение любви состоит не в простом испытывании этого чувства, а в том, что посредством него совершается, – в деле любви: ей недостаточно чувствовать для себя безусловное значение любимого предмета, а нужно дать или сообщить ему это значение, соединиться с ним в действительном создании абсолютной индивидуальности.
    При любви непременно бывает особенная идеализация любимого предмета, который представляется любящему совершенно в другом свете, нежели его видят посторонние люди.
    Этот образ Божий теоретически и отвлечённо познаётся нами в разуме и через разум, а в любви он познаётся конкретно и жизненно.
    Любовь восстанавливает образ Божий в материальном мире, воплощает истинную идеальную человечность. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за нами: мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолётным и загадочным проблеском какой-то тайны.
    Духовно-физический процесс восстановления образа Божия в материальном человечестве никак не может совершиться сам собой, помимо нас. Начало его, как и всего лучшего в этом мире, возникает из тёмной для нас области несознаваемых процессов и отношений; там зачаток и корни дерева жизни, но возрастить его мы должны собственным сознательным действием; для начала достаточно пассивной восприимчивости чувства, но затем необходима деятельная вера, нравственный подвиг и труд, чтобы удержать за собой, укрепить и развить этот дар светлой и творческой любви, чтобы посредством него воплотить в себе и в другом образ Божий и из двух ограниченных и смертных существ создать одну абсолютную и бессмертную индивидуальность.
    Нам видится идеальный образ любимого предмета не затем, чтобы мы им только любовались, а затем, чтобы мы силой истинной веры, действующего воображения и реального творчества преобразовали по этому истинному образцу не соответствующую ему действительность, воплотили его в реальном явлении.
    Внешнее соединение, житейское и в особенности физиологическое, не имеет определённого отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви не как её непременное условие и самостоятельная цель, а только как её окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель сама по себе прежде идеального дела любви, она губит любовь.
    Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется отношением к тому, что составляет самоё любовь и её дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится прежде него, то во столько же уменьшает или раздробляет его, отнимает у него характер целого числа.
    Чувство любви само по себе есть только побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Каждый раз, когда в человеческом сердце зажигается эта священная искра, вся стенающая и мучающаяся тварь ждёт первого откровения славы сынов Божьих. Но без действия сознательного человеческого духа Божья искра гаснет, и обманутая природа создаёт новые поколения сынов человеческих для новых надежд.
    Эти надежды не исполнятся до тех пор, пока мы не захотим вполне признать и осуществить до конца всё то, чего требует истинная любовь, что заключается в её идее.
    Исключительно духовная любовь есть, очевидно, такая же аномалия, как и любовь исключительно физическая и исключительно житейский союз. Абсолютная норма есть восстановление целости человеческого существа, и, нарушается ли эта норма в ту или другую сторону, в результате во всяком случае происходит явление ненормальное, противоестественное. Мнимо духовная любовь есть явление не только ненормальное, но и совершенно бесцельное, ибо то отделение духовного от чувственного, к которому она стремится, и без того наилучшим образом свершается смертью. Истинная же духовная любовь не есть слабое подражание и предварение смерти, а торжество над смертью, не отделение бессмертного от смертного, вечного от временного, а превращение смертного в бессмертное, временного в вечное. Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть её перерождение, спасение, воскресение».


    Да, всё так. Но что же такое любовь? Любой творческий процесс, сам поток вдохновения и есть любовь. Надо просто открыть своё сердце, чтобы принять этот поток. Создать условия, если хочешь. Как? Трудом, дисциплиной, жертвой эгоизма – пожертвовать нужно своим низшим я ради свершения высоких целей любви. Но всем ли это так легко сделать – открыть своё сердце? Я могу предложить почаще проводить урок тишины по системе Марии Монтессори для раскрытия цветов наших уснувших чувств.

    Надо сесть поудобней, закрыть глаза и просто слушать тишину. Всё, что ты услышишь в этой тишине, наполнит тебя радостью – радостью жизни, происходящей вокруг.

    Можно даже провести медитацию на тему «Цветы»:
    Ты закрываешь глаза, сидишь в тишине и сердце своё представляешь цветком – нежной розой. Бутон цветка закрыт, он склонился, будто спит. Но вот солнце восходит, крадутся лучи золотые, коснулись цветка. Головка его встрепенулась, приподнялась, и листочки бутона затрепетали, раскрылись, вбирая в себя струи солнечного дождя. Но цветов в твоём саду много – лесных, полевых и садовых. Приглядись. Рассмотри их виды, формы, окраску. Каждый, даже самый маленький цветочек – смотри – тянется к солнцу и раскрывается. Посмотри теперь со стороны на себя – издали ты выглядишь как один прекрасный цветок. Лови же поток любви и радуйся жизни! Вдохновись любить ещё больше и вдохнови на это других!

    Только закончила сей рассказ, приходит по почте конверт, открываю – журнал «Мир увлечений» – весь о цветах! Для матери. Нет, от матери! Здесь её теперь нет. Но она теперь Там. Это добрый знак от неё, очень хороший знак. Как тонко переплетается всё в нашей жизни, как дивно цветёт!

    22-23.10.2002