О бедных буржуях замолвите слово

Геннадий Юдин Лист Второй
             
Они еще пытаются жить духовно: посещают спектакли и симфонические концерты, покупают книги по философии и сборники поэзии, записываются на какие-то модные курсы или посещают церкви… Но до царства небесного, ой, как далеко, а жить в своей телесной оболочке на что-то надо.
   Они не сеют и не выращивают злаки, у них нет садов-огородов, полей и пастбищ,  овец и коров. У них есть высшее образование еще того образца.
   Они прозябают временными или постоянными заработками, которые составляют 400 рублей в месяц, и… мечтают жить духовно. Чтобы не заботиться о хлебе насущном… Чтобы далеко-высоко подняться от повседневности и не видеть ее до самой смерти… Они приглашают меня в тесные кабинеты и душные залы с поэзией и чаепитием, да и более крепкими возлияниями… Но кто их учил этому, я бы сказал, аристократическому образу жизни?!
   Что я могу сказать против аристократии? Против аристократического города, каким стала наша и любая другая российская столица? Разве это счастливая, радостная, праздничная жизнь, насыщенная песнями, танцами и другими видами творчества, не положительное достижение?
   Разве не аристократом был граф Михаил Михайлович Сперанский, придумавший 190 лет назад удивительную и бессмертную как мафия, бюрократическую систему управления нашей российской империей? Изменяется только количество чиновников, которых все время катастрофически не хватает, ибо растет и количество тех, кого они обслуживают. Например, преступников. И надо увеличить количество чиновников относящихся к судопроизводству.
   Преступников же плодит аристократизм в образовании и в воспитании юных россиян. Педагоги учат не работать, а творить, так как замечено, что аристократизм всегда хочет творчества, а не дела.
   Отсюда у нас неочищенные дворы, неприглядные подъезды, неуютные улочки и узкие тротуары. Тысячи педагогов только теряя нервы, учат наших детей не покою у Христа, а с самого раннего возраста приобщают их к пению, пляскам, рисованию, чтению…
   Родители, а это обычно мамы, свято верят воспитателям, что их детям именно это и надо в жизни!
   Началось все это еще при Советской власти. Выслав из России танцующих  и рисующих аристократов, не обратили внимание на их гувернанток,  которые  сразу же стали прививать дворянское воспитание детям рабочих, что последним весьма понравилось. Это даже объявили культпросветом, а позже и культурой. Первым, как известно, против подобного занятия взрослых  в рабочее время выступил у нас Андропов, но он быстро ушел, и его указания забыли.  Но сейчас противником подобного воспитания стал сам капиталистический строй, которому не нужны в таком количестве танцоры, певцы, художники, музыканты, чтецы, актеры…  И не только государству нужны деловые люди. Мужчинам нужны деловые жены, коллеги и соратницы для нормальной, не богемной жизни. И не нужны мужу диплом или два о высшем образовании его жены, которыми она, кстати, кичится, а не признание ее невероятной учености на основе документов приводит к истерике и разводу. В конце ХIХ века психиатр Шарль Рише объяснил это явление и назвал «извращением морального чувства»
   «В Париже, - говорит Рише, - и вообще в больших городах, где молодые девушки низшего сословия и мелкой буржуазии получают воспитание, превышающее их общественное положение, истерически встречаются весьма часто. У истерических развивается тщеславие, стремление к блеску, болезненное развитие самолюбия».
   Недавно при мне в службу знакомств зашла мама с фотографиями своей дочери, чтобы подыскать ей за рубежом достойного жениха. Она объяснила свой план так: «Дочка моя имеет два высших образования, богата, внешностью удалась, и я считаю, она достойна заграничного жениха».
   85 лет назад М. Лодыженский в книге «Темная сила» указывает на «микробы зла», которые действуют на психику людей, вызывая психические заболевания и разжигая страсти. К большому сожалению, наши образованнейшие и культурные граждане и  гражданки даже не задумываются о  таких полезных занятиях, увлеченные отвлеченными, как граф Сперанский, понятиями, «весьма далекими от низменных нужд человека», как заметил по отношению к проектам графа историк Ключевский.
   И эту ответственность от конкретной жизни называют даже духовностью. Бесконечные балы, дни рождения и праздники начинаются в воспитании у наших «аристократов» еще с детства. Дошкольника заранее готовят к будущим ночным дискотекам, многодневным празднованиям с бесконечной едой и возлияниями.
   Мужское население не взрослеет и не берет ответственность за происходящую деградацию (а аристократия всегда деградирует, ибо нет полезного общественно полезного труда). Распускаемые ею же самой слухи о, якобы, полезности ее деятельности, только самообман и введение в заблуждение неокрепших умов. Достаточно оценить разовость мероприятий, где много шума из ничего. И если кто-то где-то начал «борьбу» со СПИДом или наркоманией, то ясно, что через год и носителей СПИДа, и наркоманов сразу станет больше.  Хотя борющийся и отмечается прессой и даже продвигается по службе. Впрочем, борец  только удовлетворил свои амбиции, а не служил Отечеству словом и делом. Он творил и ставил вопросы, а не делал обустройство всей нашей жизни. Он отвлекал всех от жизни, глуша ее тихость и величавость шумом и треском.  Он даже мог умереть раньше времени от натуги, но какой нам прок, что он в лучах славы покорял далекие от нас Эвересты? Какой мне прок, что куда бы я не зашел, мне всучивают очередной плакат, буклет, брошюру и красиво составленную программу, не хуже, чем у отвлеченного графа Сперанского. Я знаю, что на убитые на бумажки деньги можно было заделать кочки на дорогах, заклеить протекающие крыши, удешевить кефир для стариков… Но весь пар в гудок ушел. Аристократ бывает и остается нищим, но удовлетворяется самомнением, что он духовно богат…
   И готовит очередную книгу о своих «великих» деяниях…
   А мне единственное утешение, что на аристократическую культуру напирают еще две-три. Это – блатная, торговая и чиновничья. И какая возьмет верх, не мне судить. На что есть куча всяких специалистов-социологов, психологов и много-много авторитетных  и заслуженных со всех сторон узких специалистов.

                2001 год