Семь футов под килем

Павел Дмитриев2
"Томск"-так называется атомная крейсерская подводная лодка,торжественно спущенная на воду в июле 1996года. Откуда у корабля такое название,почему при его спуске присутствовали посланцы нашего города,можно понять из поздравления,отправленного экипажу главой Администрации г.Северска Н.И.Кузьменко.В нем говорится:"От всей души поздравляем вас с пуском на воду боевого атомного крейсера "Томск".В ваших дальнейших походах в энергетическом комплексе корабля всегда будет присутствовать частичка нашего города Северска,труд и умение его жителей..."Заканчивается послание выражением уверенности,что молодежь нашего города будет достойно проходить воинскую службу на этом корабле,и пожеланием "меньше встречать подводных камней -и ...семь футов под килем!"Не исключено,что кому-то из земляков доведется в свое время оказаться в составе
ее экипажа.Для них и для всех тех,кому не чужда морская романтика,включающая и встречи
с "подводными камнями",мой рассказ.

ПУТЬ НА ФЛОТ

В Военно-Морской Флот я был призван после окончания второго курса Свердловского монтаж-
ного техникума. Моря,как и большенство ребят,призванных с Урала,я воочию не видел,
только в кино.Но морская форма,особенно офицерская-с кортиком,маячила в мечтах каждого
из нас. До места службы во Владивостоке дорога оказалась длинной,и уже во время пути мы
начали перевоплощение в морских волков-распороли по швам штаны,превратив их в клеши.Над
головами потрудились парикмахеры-добровольцы.Короче,такого с собой натворили,что,когда
наш веселый поезд прибыл к станции назначения,эту братву не рискнули вести по городу.
На пересылочный пункт наша колонна двигалась какими-то закоулками.
Мы были ошарашены:морская вода,действительно,оказалась соленой,и ее количество было
неимоверным-до горизонта!
Кто на что пригоден,окончательно решала тщательная медицинская комиссия. Испытание
барокамерой разделило нас на разные категории-не у всех уши выдерживали давление в
5 атмосфер. Мне поставили 1 категорию-годен в подводники. Напоследок строгий майор
спросил,проплыву ли я километр и не боюсь ли высоты.Я ответил,что проплыву и не боюсь.
Судьба моя была решена.А так как я выдержал испытания на порог слышимости высоких и
низких частот,я был признан годным в подводный флот гидроакустиком.Гидроакустик-глаза
и уши корабля.Он должен по шуму винтов,работе дизелей или турбин обнаружить корабль,
определить его класс и доложить командиру.Это одна из самых интересных и престижных
специальностей на корабле.
Так я оказался в учебном отряде подводного плавания.Командовал отрядом контрадмирал
Ф.И.Лукьянов. В годы войны он был старшим помощником на подводной лодке К-21 Северного
Флота,которой командовал Герой Советского Союза Н.А.Лунин.Это та самая подлодка,которая
в1942 году торпедировала новейший германский линкор "Тирпиц" водоизмещением в 53 тысячи
тонн.Надо ли говорить,как мы,зеленые необученные юнцы,воспринимали эту легендарную
личность!На занятиях мы изучали устройство подводной лодки.Кому-то покажется странным,
но первым вопросом при этом оказывается устройство гальюна...
Шумопеленгование осваивали с помощью установленной на проигрователь пластинки.На ней
запись с десятью шумами различных кораблей:сторожевых,подлодок,эсминцев,крейсеров и др.
Нужно было классифицировать каждый шум,а это задача не из простых.
Был среди прочих такой предмет,где занятия оценивались только на "5"или "2"-последнее
значило пересдачу,потому что,если ты не справишся на "отлично",это может означать
только то,что ты утонул... Легководолазная подготовка моряков-подводников предполагает
десять практических задач,наиболее важная-выход из затонувшей подводной лодки через
торпедный аппарат.Моряки надевают резиновые костюмы со свинцовыми стельками,затем
надевают баллоны с азотно-гелиево-кислородной смесью.Успех задачи решают слаженные и
грамотные действия четырех моряков,поочередно залезающих в торпедный аппарат,после чего
закрывается его задняя крышка.Самое жуткое-это когда аппарат заполняется водой и она
постепенно обтекает тело.Но,как говорится,тяжело в учении...В таком легководолазном
костюме можно выходить из затонувшей подводной лодки с глубины до 120 метров.
Осваивали мы не только специальные предметы.Каждый день в течении четырех часов шла
общая подготовка на плацу.Так что на нашем пути к флотской службе мы сносили немало
каблуков.Чтобы сберечь обувь,приспособились делать специальные подковы из стальной
проволоки диаметром 6-8мм.Через несколько дней от проволоки оставалась лишь тоненькая
пластинка и приходилось менять "подкову".
А тут еще приближался День Военно-Морского Флота.В течении двух месяцев нас водили на
стадион,где готовили к физкультурным выступлениям.Мы должны были по команде строить из
человеческих фигур подводную лодку.Под песню "Мы красные кавалеристы" с красными флагами в руках.
Нельзя было ударить в грязь лицом,так как на празднике должны были присутствовать гости из Индии,командующим флотом со своей супругой и другие.Контр-адмирал Потехин,
стоя на трибуне,лично руководил всем действом.Он был уже далеко не молод,но энергии
ему было не занимать.Если ему нравилось,как кто-то выполнял упражнение,он прямо на
месте объявлял отличившемуся отпуск на десять суток с выездом на родину.Это здорово
стимулировало.
Мы любили ходить на стадион.Для этого нужно было пройти почти весь город,а так как у
нас фактически не было увольнений,это доставляло огромное удовольствие.Перед нами
открывалась прекрасная бухта Золотой Рог,где стояло множество военных кораблей.Это
впечатляющее зрелище.А когда подошло время праздника и на стадионе состоялось представ-
ление,мы не подвели своего контр-адмирала-индийский адмирал в белой чалме с какардой
был в восторге.
А вечером все собрались на набережной.На рейде выстроились военные корабли с разноцветными флагами.Здесь были и эсминцы,и крейсера,и подводные лодки,и сторожевые
корабли и торпедные катера.Весь цвет нашего Военно-Морского Флота.И был великолепный
праздничный салют,какого больше мне никогда не довелось увидеть.Он навсегда остался
в моей памяти,этот незабываемый июль 1967года.
Как живо до сих пор чувство,что моя жизнь и жизнь моих товарищей по учебной подготовке
была исполнена высокого смысла-мы готовились к защите Родины.

ПЕРЕД ДАЛЬНИМ ПОХОДОМ

После окончания учебы в отряде подводного плавания я оказался перед выбором:продолжить
службу на Камчатке или отправиться на Северный Флот.Шесть месяцев вдали от дома-это
обстоятельство стало решающим.Я выбрал Северный Флот,чтобы еще раз пересечь страну и,
проезжая Урал,повидаться с родными...
Наша группа направлялась для дальнейшего прохождения службы на атомных подводных лодках.Для этого мы прибыли поездом в Мурманск,далее автобусом до Североморска,а после
-катером к окончательному месту назначения-военно-морской базе Гаджиево.Туда мы прибыли
ночью.Когда высаживались на пирсе,в голове была одна мысль:мама дорогая,куда же мы
попали? Вокруг вода,скалы,подводные лодки,и лишь вдали видны казармы.И тишина.После
Владивостока этот край земли показался нам пустыней.Утром настроение несколько измени-
лось,мы почувствовали разницу в решении продовольственного вопроса в учебном отряде и
на базе.Копченой колбасы,белого хлеба,масла,яблок,кофе-и все это к завтраку-мы не
видели в глаза.Подумали,что это в честь нашего прибытия,оказалось-каждодневная норма.
...И вот я спускаюсь в недра подводной лодки,в которой мне предстояло служить.Сказать
честно,мне там не очень понравилось.Не понравилось,что койки моряков подвешены на цепях
прямо в отсеках.Гидроакустический комплекс оказался устаревшим,нас же обучали на самом
новом.Кроме того,в мое первое посещение случилось неприятное происшествие.Тщательно
все рассматривая,я отстал от других и оказался один в отсеке.Куда идти дальше? Иду в
одну сторону-металлическая переборка,в другую- то же самое.И нигде нет люка.Долго я там
метался,даже на обед опоздал.А все оказалось очень просто-люки находились на другой
палубе,а трап я сразу не заметил.Словом,когда вскоре мне предложили службу на новейшей
лодке,я с радостью согласился.Правда,она еще достраивалась на заводе в Северодвинске.
А пока надо было продолжить учебу по специальности в Эстонии и Ленинграде.После чего
предстояло знакомство с подлодкой.Это время пришло,наш экипаж прибыл в Северодвинск.
Мы изучали корабль,принимали у строителей оборудование.Размеры лодки поражали:длина
117м,диаметр легкого корпуса-11м,прочного-9м,два винта весом около 4 тонн каждый,
подводное водоизмещение 11000 тонн.Ее вооружение:16 баллистических ракет с ядерными
боеголовками,24 торпеды.Таких лодок строилось одновременно шесть. Наконец,наша
субмарина была торжественно спущена на воду,разбито шампанское на счастье.
Начались испытания,в них приняли участие специалисты с завода,представители командова-
ния,и потому на борту вместо 120 человек команды находилось 400.Спать приходилось где
придется,я устраивался на телогрейке прямо в центральном посту за пультом управления.
Временные трудности не влияли на настроение команды.Однажды наша подлодка зашла на
военно-морскую базу в Полярное. Все высыпали на берег посмотреть на нее,таких еще здесь
не видели,а была она похожа на американскую типа "Трешер"-ее фотографию печатали в
журнале.Сыпались вопросы:откуда такая? Как обычно нашлись шутники и разыграли любопыт-
ствующих.Они объяснили,мол,она действительно американская,обнаружена в наших водах.
Ее заставили всплыть,и теперь она следует на базу в Гаджиево.В это многие поверили,
а мы еще долго смеялись.
Но вот все испытания позади.Наш корабль прибыл к месту постоянного базирования.Опять
Гаджиево...Как не сказать несколько слов о человеке,чье имя носит этот небольшой
военный городок.
Гаджиев Магомед Имантудинович -Герой Советского Союза,командир 1 дивизиона подводных
лодок,капитан 2 ранга.Это был истинный моряк,отец-командир,к тому же еще и поэт.
Люди готовы были идти за ним в огонь и в воду.И шли.Это случилось 12 мая 1942 года.
Подводная лодка К-2,которой командовал Гаджиев,совершив удачную транспортную атаку,
подверглась бомбежке.Получив повреждение,она не смогла оторваться от сторожевых
кораблей и всплыла,вступив в артиллерийский бой с ними.Корабли были уничтожены,но
подлодка не смогла погрузиться.Немецкая авиация завершила трагедию-лодка и ее команда
погибли.
Гаджиеву принадлежат строки,известные каждому подводнику:

         Тот цену солнцу не поймет
         И ясность голубого неба,
         Кто сутками в глубинах вод
         В отсеках герметичных не был!

Настоящий смысл этих слов я прочувствовал в свой первый дальний поход.Он оставил в
моей памяти неизгладимые впечатления.

ДАЛЬНИЙ ПОХОД

Мы уходили к берегам Америки зимой,в конце декабря.Предстояло пройти,не всплывая,
40 тысяч км.Приготовления были тщательными,одних продуктов загрузили на год,хотя
уходили на два месяца.На всякий случай...
Наконец,полная готовность к походу.Моряки заняли боевые посты.На носу и корме выстро-
илась швартовая команда,и я был в ней.Прозвучала команда:"Отдать швартовые!"
Подлодка отошла от пирса.Вот уже позади сопки в полярных снегах.Швартовая команда
покилает палубу.задраен центральный люк."К погружению!" И лодка ушла в глебину,направ-
ляясь в район патрулирования.
За время похода нам встретилось более 2000 кораблей.В основном-транспорт.Но были и две
американские атомные подводные лодки.Полученные данные заносили в вахтовый журнал,
а при необходимости вводили в компьютер для производства торпедной стрельбы.
В определенное время лодка выходила на связь с Москвой,для чего подвсплывала на глубину
13 метров.Всплытие и погружение всегда производилось по тревоге.Все находились на своих
боевых постах в отсеках.Помню,однажды ночью после одного такого всплытия дали отбой,
и я пошел к себе в каюту.Прошел уже три отсека и спускался по трапу,как вдруг лодка
резко пошла вниз с дифферентом на нос.Как потом выяснилось,заклинило кормовые рули.
Секунды показались вечностью.В голове мысль:сейчас раздавит,как яичную скорлупу! Ведь
под нами были километры воды...А тут еще оторвался ящик с регенеративными кассетами,
поглощающими углекислый газ и выделяющими кислород.Ящик немалого веса и высотой более
метра.И летит на меня.А я как раз между ракетными шахтами и не увернуться-проход очень
узкий.В последний момент я подпрыгнул,ухватился руками за трубы над головой-ящик
ударился о трап,только слегка задев мою ногу.И этого хватило,чтобы я долгое время
хромал.Лодка выровнялась.Мы совершили аварийное всплытие.К счастью,в этом районе не
оказалось ни кораблей,ни самолетов.Мы следовали в район патрулирования скрытно,так что
при встрече с американскими подлодками приходилось маневрировать,изменяя глубину и
скорость,чтобы оторваться от преследования-именно такой была одна из ситуаций.Это нам
удалось.Наша лодка могла находиться под водой и пол года,и год.Пресную воду и воздух
мы получали из морской воды.В экваториальных водах,ночью,мы подвсплыли,выдвинули из
под воды устройство забора воздуха,прокачали тропический воздух в отсеки и дышали им.
Местонахождение корабля штурман определял с помощью выдвижных устройств по солнцу и
звездам.Вахту несли по два человека-по четыре часа.Затем восемь часов отдыха,и снова
вахта.И так каждые сутки.Дни тянулись похожими один на другой,особенно когда корабль
был на глубине.При всплытии на связь иногда попадали в шторм,и тут уж качка давала о
себе знать.Привыкнуть к ней невозможно.Особенно тяжело тем,кто на камбузе,возле еды.
Над ними подшучивали.Зайдет такой шутник на камбуз и с невозмутимым видом заявит:"Эх,
мясца бы тухленького рубануть!" После этого многие бегут к гальюну.И до зелени...
Порой было не до шуток.Должны были выдать нам светящиеся значки,чтобы в темноте не
сталкивались.До того они долго лежали в коробке у кока в каюте.Кто-то предложил сносить
их к дозиметристам.И оказалось,что на них был нанесен фосфор,дающий сильное излучение.
На кока было жалко смотреть,он был потрясен.
Вообще,в походе ссор между людми,как правило,не бывает.Все стараются быть занятыми.
В свободное от вахты время у моряков проявляются незаурядные ювелирные способности,кто
мастерит кулон,кто сувенир в виде подводной лодки или дельфина.И так ловко у них
получается,буд-то всю жизнь только и занимались этим.Условия для этого есть-каюты на
четыре человека,внизу два дивана,вверху две койки,как в купе поезда.Мебель из пластика:
секретер,шкаф для одежды.В помещении можно установить любую температуру.Есть душ,
курилка,спортзал.После того,как я побывал на старой атомной лодке,где койки висят на
цепях,эта мне показалась дворцом.
На нашей подлодке было десять отсеков.Между ними переборки с люками.Тем самым достигает
ся живучесть корабля.Даже при затоплении двух отсеков лодка не потонет.Люки должны быть
задраены.Если на корабле случается пожар или пробоина,то те,кто находится в этом отсеке,не имеют права его покидать.Они должны бороться с огнем и водой.И либо спастись,
либо погибнуть.Третьего не дано.Таков морской закон.Оставшиеся в живых должны выполнить
задание.
Наше задание нам удалось выполнить.И вот получен приказ:возвращаться.Путь домой показал
ся нам намного короче.Наконец,лодка всплыла.Как она устала!Да и нам двухмесячный отпуск
не показался длинным.

МАГИЧЕСКОЕ СЛОВО-"ПОДВОДНИК"

После демобилизации я продолжил учебу в Свердловском монтажном техникуме.Осенью нас
отправили на уборку картошки в деревню.И там,как водится,местные ребята встречали нас
агрессивно.Сообща мы от них отбивались.А однажды я оказался один против трех здоровен-
ных парней,которые совсем уже собирались расправиться со мной.Как вдруг меня понесло:
"А,хотите побить подводника! Да я под водой плавал,не боялся,и вас не боюсь!" Мои слова
произвели на них магическое воздействие. Меня не только не побили,но впредь здоровались
и другим говорили:"Это наш друг-подводник!Его не трогать!"
Если кому-то из ребят выпадет удача пройти службу на подводном корабле,за него можно
будет не беспокоиться-в жизни он не пропадет.