Тамерлан

Егор Андреев
- Когда я восстану, мир содрогнётся! (надпись на надгробии Тамерлана)
Легенда гласит: В 1747 году иранский Надир-шах забрал этот нагробный камень из нефрита, и в тот день Иран был разрушен землетрясением, а сам шах тяжело заболел. Землетрясение повторилось, когда шах вернулся в Иран, и камень вернули обратно.

В мавзолее Гур-Эмир, на века сокрытый,
в магическом эбеновом гробу,
под плитой тяжёлой из нефрита
покоится властитель знаменитый,
Хромцом Железным прозванный в миру...

Горе тем, кто прах тот потревожит!
Демоны покой Его хранят...
Но кто он был, чьи кости в этом ложе,
скрывая тайны и надёжно
заклятием хранимые, лежат?

Тамерлан- Тимур рода Барласов.
От имени его дрожал когда- то мир.
Завоеватель беспощадный и ужасный!
Помнят Дели и Багдад и Басра,
помнит его полчища Измир.

Но в его тамге был символ неба!
Знак трёх сфер- Единство сущего.
Он побеждал везде, где только не был,
сжигая города , сметая стены
во имя неба всемогущего!

Монгол ли с круглыми глазами,
Кипчак ли с рыжей бородой?
Загадкой образ перед нами,
необъяснимою в сознании-
Тимур- кто же он был такой?

Он, чтя Пророка, жил по «Ясе»,
Любил кумыс и пил Архи*.
В его державе был прекрасен
и светел мир
ценой войны!

Пределы мира укрепляя
на пирамидах из голов,
он строил стены, твёрдо зная,
что крепче всех стена иная-
из тел поверженных врагов!
 
Увы, но срок всему отмерян,
Пророку ль, хану, королю…
Империи стирает время,
И у коня пустеет стремя,
и прах разносит на ветру…

Но до сих пор Его деянья
и мощь копыт его коней
вызывают содроганья
и трепет душ от созерцанья
эпохи Тамерлана всей.

*Яса- свод законов Чингисхана.
*Архи- монгольская водка на кобыльем молоке.

Руи де Клавихо- Посол Короля Кастилии и Леона ко Двору Тимура в 1403 году, и арабский историк Ибн Арабшах сообщают о знаке, вытесненном на печати Тимура - три равных круга, расположенные в форме равностороннего треугольника.
Доподлинно неизвестно, какой смысл заложил Тимур, выбрав именно этот знак для государственной печати, но известно объяснение Клавихо: каждый круг означает часть света, а владелец символа является их Властителем. Это объяснение может считаться вполне приемлимым, т.к. соответствует распространённому, до Эпохи Великих Географических Открытий (XV в.), воззрению, что мир состоит из Европы, Азии и Африки, омываемых Внешним Океаном, а утвердивший господство над этими частями света, может считаться Властелином Мира.
Но у этой истории есть продолжение. Пять веков спустя, утверждая геральдику Самарканда, Российская Империя примет во внимание Тамерланову печать, и включит Знак в герб Самарканда. "В лазуревом щите серебряный, волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана, т.е. три черных кольца. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою".
Именно на дореволюционном гербе Самарканда, известный философ и художник Н. К. Рерих увидит знак триады и приобщит это наблюдение к своему исследованию, целью которого было выяснить природу и смысл Знака Трёх Сфер, который он обнаруживает во многих культурах и традициях. "...Знак триединости оказался раскинутым по всему миру... Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение... На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак... Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском... Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображении Святой Троицы. Он же на гербе Самарканда... Он же и на Буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для знамени все объединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих... Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть такое изображение».
Различные народы и традиции, по разному объясняли этот знак, связывая его с тремя солнцами (азиатские и праславянские легенды), небесным оком, душой, триединством Бога, тремя Сокровищами Востока (Будда, Дхарма, Сангха), преемственности прошлого, настоящего и будущего, истиной, красотой, справедливостью и др.
Подытоживая результаты своих исследований, Рерих назовёт Символ Знаменем Мира и напишет: "Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах".
В 1929 году, Символ, в виде трёх красных кругов (символ прошлого, настоящего и будущего человечества), заключённых в большую окружность (Вечность), будет утверждён, по инициативе Рериха, в качестве Символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры во Время Войн и Междоусобных Столкновений). Ныне, данный знак официально запатентован Российским Агентством по Патентным и Товарным Знакам и используется в качестве официального символа защиты культурного достояния человечества.