Составные ритмы

Творческая Мастерская Алкоры
из http://www.stihi.ru/2012/11/22/5815

Далеко не все стихи, которые мы расписали звуковыми схемами, позволяют нам однозначно отнести их к тому или иному метру и к стихотворному размеру.  В некоторых  количество стоп в отдельных строках строфы (например, четных, или нечетных, или одной из строк строфы) на  какое-то количество стоп меньше или больше, и это не беда, а всего лишь  пример РАЗНОСТОПНОЙ СТРОФЫ.  Например:

Безликая богиня
плачет
над сводом облаков.
В душе моей пустыня,
значит
не будет больше снов.
01 00 01 0
10
01 00 01
01 00 01 0
10
01 00 01

Но встречается и еще более шокирующая ситуация, когда стопы – разные: одни из них напоминают, например,  анапест (001), а другие – явный ямб (01), и это не похоже на ошибку автора, потому что ЗВУКОВОЙ РИСУНОК СТРОФЫ СТРОГО ПОВТОРЯЕТСЯ ПО ВСЕМ СТРОФАМ. Какой рисунок – это уже другой  вопрос, но он – повторяется!

Некоторые  из этих диковин звучат прекрасно даже несмотря на смешение в них разных стоп, а другие –чудовищно, несмотря на четкую повторяемость рисунка, и тут уже дела автора, его вкуса, его музыкального слуха – допускать к жизни  подобных «монстров», или все же выправить их ритм до более привычного и мелодичного.

К чему я все это веду? К тому, что составные метры – метры, состоящие из разных стоп – существуют,  и часть из них имеют законное право на жизнь. У этой разновидности ритмов есть свое название – ЛОГАЭДЫ.

Логаэд - это стихи менее правильные по форме, чем обычные. Если обычные стихи состоят из однородных стоп, то логаэды – из разнородных, но обязательно в ТВЕРДОЙ ПОСТОЯННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: например, два хорея, анапест и еще два хорея. В стихах такого рода есть метр, т.е. упорядоченное чередование сильных и слабых мест, но уловить его звучание несколько труднее, потому что периодичность этого чередования велика. Расположение ударений в логаэдах повторяется не из стопы в стопу, а из строчки в строчку.

Размеры с правильным чередованием неоднородных стоп называют СТОПНЫМИ ЛОГАЭДАМИ.

Приведу пример стихотворения, специально написанного мною по следующей схеме стопного логаэда: (здесь, как везде  1 –ударный слог, 0 – безударный)

Закружила осень, листвой и ветром,
почему так горько - ужель все в прошлом?
Не хочу признаться себе я в этом
и бегу от счастья, ведь так жить проще.

Отошли денечки с жарой и смогом,
на лету поймала их злыдня-осень,
обернулась ведьмой и смотрит строго:
никогда не поздно оковы сбросить!

И стою, печалюсь, дорог не зная,
что случится завтра, никто не скажет.
Закружила осень, пугая раем,
улетаю вслед ей, вдруг путь укажет?
001 01 001 01 0
001 01 001 01 0
001 01 001 01 0
001 01 001 01 0

Еще один пример стопного логаэда, где строки составлены из стоп  дактиля (100) и хорея(10):

Вечер приходит, трогая лапой мхи,
кроны деревьев мягко лизнул закат.
Время такое - просто писать стихи,
просто смотреть на рыжие облака...

Солнце над речкой стелет янтарный дым.
Запахи мяты и клевера, треск цикад...
Знаешь, как здорово - лечь у самой воды
и наблюдать, как рыжие облака

тянутся вдаль - каравеллой закатных снов...
Ветер утих. И на самом краю земли,
где догорает солнечное руно,
тихо растают рыжие корабли...
100 10 100 10 1
100 10 100 10 1
100 10 100 10 1
100 10 100 00 1

Последняя стопа – тоже хорей, только  урезанная (мужское окончание хорея)

Периодичность чередования неоднородных стоп может стать еще больше - из двустишия в двустишие. Например, все нечетные строки в стихотворении составлены из дактилей, а четные – из ямбов. Размеры с правильным чередованием неоднородных строк, называются СТРОЧНЫМИ ЛОГАЭДАМИ. Привожу пример другого своего стихотворения, написанного мною по одной из схем строчного логаэда:

100 100 100
01 01 0
100 100 100
01 01 0

Осень решила по-новому -
не так, как было.
Только, как встарь, зачарована,
и мне постыло.

Что ж, листопаду доверчиво
открыла сердце?
Больше добавить мне нечего, -
хочу согреться.

Тихую музыку осени
приносит ветер,
Тополи прошлое сбросили,
а мне - не светит…

Наконец, еще один - самый сложный и часто трудно читаемый вариант логаэда – СМЕШАННЫЙ, где строчные логаэды могут включать в себя стопные логаэды, как составную часть. Например, первые строки всех строф представляют собой стопный логаэд (два хорея и два анапеста); вторые и третьи строки – 3-стопные анапесты, а четвертые – снова два хорея и два анапеста. Таким образом, середина строфы как бы подхватывает ритм анапеста начального логаэда, а конец строфы возвращает его к ритму хорея. Периодичность повторяющегося расположения ударений здесь идет из четверостишия в четверостишие. Ниже предлагаю схему построения логаэда последнего типа и моего стихотворения, написанного по ней:

В вальсе трепетном листы облетают,-
чехарда столкновений - и вдруг,
неожиданный смысл обретая,
ввысь взлетают, несмотря на испуг.

Так и любящий: не жаждет паденья,
а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье:
все прощает, хоть пронзает сердца.

Мне не грустно, что финал отыграла,
что метели нас ждут впереди,
неоконченной сказкою стала
эта осень, но другая - в пути…
10 10 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
10 10 001 001

Смешанный логаэд можно построить и по другой схеме: в четвертой строке каждой строфы попытаться сразу полностью перейти из анапеста в пятистопный хорей:

10 10 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
10 10 00 10 1

В вальсе трепетном листы облетают,-
чехарда столкновений - и вдруг,
неожиданный смысл обретая,
вверх уходят, вмиг презрев испуг!

Так и любящий: не жаждет паденья,
а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье:
боль уносит, оживив сердца.

Мне не грустно, что финал отыграла,
что метели нас ждут впереди,
неоконченной сказкою стала
эта осень, что в окно глядит…

Как видите, ритм стал еще более рубленым, резким. Такие ритмы теоретически допустимо использовать, если только это оправдано вашим желанием передать определенное настроение лирического героя с помощью ритма, а главное, если ваши сбои ритмов – действительно логаэды, а не ваша недоработка или непрофессионализм.

Еще раз напомню: логаэд должен иметь четкий рисунок и повторяться от строфы к строфе. Если этого нет, да и ваши изыски мало что прибавляют к передаче настроения стихотворения, то лучше писать «чистым» размером. Например, для данного примера вполне можно воспользоваться обычным трехстопным анапестом во всех строках:

Листья, падая, в вальсе летают,
чехарда столкновений - и вдруг,
неожиданный смысл обретая,
ввысь несутся – восторг и испуг!

Так влюбленный не жаждет паденья,
а стремится пойти до конца,
и любовь для него – воскресенье,
что спасает от смерти сердца.

Мне не грустно - финал отыграла,
и метели всех ждут впереди.
Незаконченной сказкою стала
эта осень, но лучшей - не жди…
001 001 001 0
001 001 001
001 001 001 0
001 001 001

Значительно лучше звучит, не правда ли? Поэтому, не гонитесь за оригинальностью звучания. Очень часто на конкурсы подаются стихи, крайне интересные («закрученные») по форме, по звучанию, но они не имеют большого успеха у судей, потому что сложный ритм создает трудности для легкости изложения мысли. А стихи – это ведь не просто и не только музыка, но еще и содержание. А если ваши стихи можно только «спеть», но невозможно понять, что же, в конце концов, хотел выразить в них автор и на каком языке он это написал, когда переставлял слова в предложении самым немыслимым образом и  притягивал за уши (ради ритма!) образы, которые там и не к месту, и не по стилю (например, вставил специальный технический термин в лирическое стихотворение), то вряд ли ваши стихи станут победителями. Если, конечно, конкурс  судят профессионалы, а не такие же, как и вы «любители поиграть в слова без смысла»…
 
 Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/12/07/3089