Разговор с Янусом

Анатолий Бейлинсон
- Двуликий Янус, лживый бог дверей,
Скажи, ты почему же постоянно врёшь, плутуешь?
Зачем обманываешь верящих людей?
Тебе, что, скучно, если ты кого-то не надуешь?
Одной ты говоришь, что замуж надо выходить лишь
                по любви,
Другую уверяешь, что любовь значенья в браке не имеет,
Любовь, мол, рано или поздно захиреет,
И шепчешь, лучше не любимого, а жениха богатого урви!..
В учёном споре - помнишь? - громче всех вопил,
Что параллельные прямые не пересекутся из определенья,
Ну а Сократу что потом ты говорил?
А что уж где-то там они пересекутся без сомненья!..
На римском Форуме ты всенародно утверждал,
Что невозможно вечное движенье,
В Афинах, на Акрополе, ты засмеялся и сказал,
Что ложно и смешно такое утвержденье...
Из каждых утверждений двух твоих одно, понятно, ложно,
Но ты же, хоть и не великий, всё же бог, нельзя тебе
                людей обманывать безбожно!
К себе ты разрушаешь пиетет,
Теряешь сам руководящего лица авторитет!
А, кстати, что за мода, для чего ты носишь два лица?
Чтоб врать удобней было без конца?
Привычку эту уж тебе по возрасту пора бы позабыть,
Ты в жизни раз хотя бы можешь однозначно истину открыть?
- Ты хочешь истину узнать? Ну что ж, узнай -
                она не абсолютна,
Ведь абсолютного нет ничего ни в Космосе, ни на Земле,
От истины такой тебе не стало грустно, неуютно?
Тогда ещё пролью на душу на пытливую твою я знания елей...
Да, истина не однозначна и порой достаточно сложна,
И часто в самой мудрой голове не умещается она,
А ты при той пустой башке, что на плечах для шапки лишь
                таскаешь,
Вообще напрасно о самостоятельном познаньи истины
                мечтаешь...
Не понимаешь ты, что у меня не два лица, а как и у тебя, -
                одно,
Оно лишь в прошлое и будушее враз обращено,
Начало и конец символизируя процесса,
И в этом вовсе никакого нет эксцесса.
Ты мне тут заявил, что я совсем, мол, не великий бог,
Однако я с тобой расправиться бы, как с селёдкой повар,
                мог,
Хоть на Олимпе я и не аристократ,
А среди вас,людей, держусь вообще как ровня, демократ,
Я всё же бог, а не сопливая девчонка-нимфа,
Себе опасно много позволяешь, разговаривая нагло
                с жителем Олимпа!..
Ну, ладно, раз уж оказался рядом бог с тобой, балбес,
Так слушай, коль ко мне с научными вопросами полез...
Движенье тела на Земле, понятно, ограничено количеством
                энергии и тренья,
Что неизбежно и приводит к прекращению его диженья,
Никто, и даже Зевс, не может уничтожить этот тормозной
                эффект,
Но в этом лишь один движения аспект.
Аспект другой: движение - материи всеобщее и
                неотъемлемое свойство,
Движенье - безусловно основной из принципов
                мироустройства,
Весь Мир находится в движеньи постоянном, вечном,
Для Мира ни единый миг не может быть конечным.
Так где ж в моих словах противоречие ты видишь или ложь?
Их тут ни капли нет, ты, если вдумаешься, это сам
                поймёшь...
Рассмотрим параллельные прямые... погляди сюда, вот
                плоскость, на которой вдаль они несутся,
В пространстве, искривлённом под влиянием небесных
                тел больших,
Прямые параллельные на искривлённой плоскости пересекутся.
Ты понял? Нет? Подумай и, глядишь, сообразишь!..
О чём ещё меня выпытывал ты, о невестах, бишь?
Ну можно ли давать один совет различным людям!
Для юной девочки, в которой полыхает кровь, важней всего
                любовь.
И если ей для брака мы иное посоветуем, то кем мы будем?
А для другой, вдовы, в которой уж давно перегорели страсти,
Которую подстерегают нездоровия и бедности напасти,
Что ж для неё желанней, чем богатый щедрый муж?
А ты ей посоветовал бы страсть или богатый куш?
Молчишь? Ты видишь сам теперь, что истина не абсолютна
                и не однозначна?
В любом вопросе - хоть в научном, хоть в житейском,
                брачном -
Ищи всегда своею головой ответ,
И уж не возлагай вину ни на кого за тот или иной совет...