В ожидании приговора. Рассказ

Янис Мариартис
Осталось немного... или... нет, я не знаю. Я не знаю. Я не знаю. Я ничего не знаю. Не знаю зачем, не знаю почему, не знаю для чего, не знаю кому, не знаю, не знаю, не знаю, не знаю! Как это с ума сводит! Как будоражит ум и бередит кровь. Какая хитрая и гнусная игла! Какая мерзость...
Это случилось... да, это не могло не произойти. Это случилось. Это ко мне пришло. Или я сам к этому пришел. Или я стал жертвой. Или палачом. Или... или или..  Нет, не то. Неверно, не так. Сплошные ошибки, Густав. Да, ты ошибся. В сотый раз ошибся. Ошибся опять. Ошибся снова. Ошибся потому что всегда ошибался. Да ты воистину никогда не жил! А что ты делал? Ты шел. Ты видел. Ты знал. Ты чувствовал. Ты прикасался. Ты уходил. Ты возвращался. Но ты не любил. Ты не оставлял следов. Ты никому не делал лучше. Ты никому не делал добра и зла. Ничего ты не оставлял за собой. Ничего, Густав! Ничего! А теперь тебе отвечать. Теперь ты на равных со своей участью. Ты не отвертишься. Всё. Попался. Капкан захлопнулся. Крышка над твоей головой. Посмотри на звезды.. Видишь? Видишь? Нет? Да, ты их не видишь. Потому что их нет. Их НЕТ. Звезд нет. Потому что в капкане есть только смерть и дыхание холода. Им ты будешь задушен.

Да, это случилось... Наверное, даже не могло не случиться. Кто виноват?  Я сам виноват. Сам. Не те, кого знаю и не те, кого не знаю. А я. Я. Я! Я сам виноват в том, что со мной происходит. И сам же своим незнанием себя наказываю. Поэтому я здесь. Здесь один в этом доме. Заперт. Брошен. А ведь я их даже не знаю! Кто они? Нет, их лиц я никогда раньше не видел. А теперь они нависли надо мной как ночь над не спящим и живым городом. Зловещие, мистические маски.  И что они сделают ? А от кого это зависит ? От кого зависит моя дальнейшая судьба? Жизнь? И как я умру? Каким способом они убьют меня? Каким? Только не насильственным. Только без боли. Как мне сказать им об этом? Почему они ко мне не приходят? Почему до сих пор молчат? Я уже хочу есть. Здесь тесно. Здесь грязно. Здесь невыносимо. Здесь невыносимо! Наверное, надо позвать их. Покричать. Но как позвать? Имен не знаю. Стены кажутся толстыми. А где кончается потолок не видно. Тьма...  Во тьме человек превращается в животное. Я стану крысой. Я буду грязным куском мяса. Они этого хотят. Когда они вели меня сюда, я слышал, я  точно помню, один из них шептал тихо другому,  что мне дадут один день, а потом повесят. Вытащат за ноги из камеры и вздернут на виселице. Такова моя участь. Кто-то так решил. Как тут бунтовать? Я слишком слаб, чтобы бунтовать. Весь мой протест в мое убогое ничтожество помещается как спички в коробок. Вот бы вспыхнуть! Иногда я даже хочу запротестовать. Взбунтоваться. Закричать. Сказать — нет, это не я, я не хочу смерти, я не хочу казни, я не хочу вашей петли, я не могу, я не хочу, я не хочу. Оставьте меня в покое!
Нет, они не могут. Они должны казнить. Они должны убивать. Они должны вершить свой незримый и высший суд. А мы -  беспрекословно подчиняться.  Для этого родились на свет, чтобы умереть. Чтобы умереть не зная, за что умираешь... Какая жалость! Смерть единицы... Да ничего она не стоит. Ничего. Здесь ты был. И здесь тебя не было... Всё.
Мысли, мысли... рой ядовитых мух. Да они быстрее сожрут меня, чем петля сожмет шею.
Я сам себя убью перед тем, как они придут за мной. Я буду первым. Они не успеют. Они недооценивают силу этого ничтожного, но пытливого и маленького ума.

С тяжелым чувством тоски и неизбывного ужаса я оглядывал мрачные, серые стены.. Куда они уходили? Потолка не было видно. Какая же сырость.. Вода капает. Ступни совсем околели. Сволочи, отобрали обувь. Рубашка тонкая, прилипла к телу так, что только ножницами отодрать. Когда они придут? Почему нельзя сказать сразу! Установить точную дату моей смерти. День, час, место, одежду.. Как я буду выглядеть, когда умру.. Во что они оденут меня? Красиво ли это будет? Или ничтожная смерть убогой собаки? Не знаю, не знаю..

Лучше сидеть тихо.. Ничего не говорить. Молча ожидать смерти.. Придут убивать, так сразу пойму, -  без слов. Все люди в этом доме — палачи. И кто бы ни пришел — участь предрешена. И конец заведомо нам известен. Какой нелепый парадокс! Когда ты там — на воле, то философские размышления о смерти заласкают любое ухо.. Говорить приятно. Потому что иногда так принято. И ты — довольный, открытой только что мыслью, окрылен и где то внутри рад тому, что способен размышлять и поддерживать умную беседу. Ты доволен. И может быть счастлив. И люди — декорация этих размышлений. Всё. Но не здесь. Здесь мысли о смерти мучительны, остры как иголки, которые утыкаются острием в упрямый и больной мозг.

Нет, у меня сейчас нет слов.. Я так кричу. Внутри кричу надрывно как собака тяжелой, густой ночью.. Это вой. Протяжное пение осужденного.. Слова — дождь, бьющий по красным, голым нервам.. Сплошная веревка боли, спускаясь по ней всё ниже, я вижу своё худое, распластанное над бездной смерти тело.. Оно болтается в воздухе как выстраданное слово.. Какие губы сказали его ? Какое сердце выкрикнуло эти черные, бредовые буквы ?

И всё таки мерзость.. Всё мерзость. Я, комната, мысли, стены, пол, руки, волосы, плечи, мой помутневший, скользкий и ледяной ум.. Мерзость, мерзость, мерзость.. Как тошно и гадко, Густав.

Уже второй день никто из них не приходил ко мне.. Приносят пищу, под дверь кладут, руки только вижу — проворные и быстрые руки убийц. Вчера хотел вцепиться в них и потянуть на себя, может быть тогда открыли дверь.. Лица. Я бы хотя бы увидел их лица. Заглянул в глаза и задал бы только один вопрос. Только один! Всё. Почему так тяжело выполнить мою просьбу ? Чего они ждут ? Какая же это пытка! Сколько вопросов.. Я никогда не задавал себе столько вопросов. А теперь как прорвало.. Не остановить поток. Жизнь, смерть, конец, начало, рождение, тот свет, возможность бессмертия, вероятность вечности.. А чего я боюсь ? А может быть я вечен ? Я бессмертен ? И смерти нет. Не смерти. Нет умирания. Нет конца. Чего бояться ? Зачем мучиться ? Нет, нет.. Уловки ложного ума! Кого я обманываю ? Здесь, один в дом брошенный, оставленный жизнью, здравым смыслом, очевидной логикой, другими людьми, кроме моих палачей и кроме меня самого..

 - Здравствуй...

Кто это ? Откуда голос ? Смотрю вверх, вниз.. Нет, ни единого просвета.. Откуда голос ?
 - Здравствуй.. - вновь повторилось. Так спокойно.. Будто тишина сама говорила, спокойным, вкрадчивым голосом...
 - Кто ты ? , - мой голос никогда так не дрожал. Кто ты ? Я тебя слышу. Но я не вижу тебя. Где ты ?
 - Ты задаешь слишком много вопросов.. Себе. А теперь мне. Почему ты задаешь эти вопросы ? Они хоть в чём нибудь тебе помогли ?  Я вижу только то, что они измучили тебя, превратили в страдающее животное... Как ты страдаешь! Бедный. Раньше ты вызывал во мне ненависть и отвращение, теперь горькую жалость. Мне тебя жаль. Да, жаль.. Как уличную, облезлую собаку...
 - Эти вопросы не лишне! Как ты смеешь ?! Я не знаю зачем я здесь, кто бросил меня сюда и для чего.. А ведь это важно. Оказавшись на моем месте, ты бы сам спрашивал!
 - Но я не на твоем месте.. И вопросы мне не нужны. Я давно на все ответил.
 - Тогда ответь на мои!
 - А это ты сделаешь сам. Всё ты должен делать сам.
 - Кто ты ? Кто запер меня сюда ? Кто бросил ? По чьей воли я здесь ? Кто виноват, а ? Кто виноват ? Ты слышишь ?
 - Смешной и жалкий трус.. Я ухожу. Если вернусь, дам знать.

Тишина.. Голос смолк. Всё. Что дальше ?

Как застыло здесь время.. Остановилось. Я не чувствовал его. День? Ночь? Утро? Вечер? Что? Не знаю.. Чего мне ждать? Тишина становилась всё глуше. Её руки ползали по моему телу и с упрямым упорством давили на больные места. Если бы в эту минуту я дал бы голос и слово своим мыслям, стены мигом бы исчезли, превратились в руины. Они бы завыли. Протяжно, громко, неистово.. Как стая волков.

Сон навалился тяжелым, неизбежным катком.. Судорога прошило тело. Руки дрожали. Ещё одно странное страдание — сон. И от него я тоже не избавлен.

Я проснулся от лязга открываемой двери. В комнату вошли, незнакомый голос окликнул меня. Оглянувшись, я увидел быстрый и резкий блеск стали.. Вспышка ослепила глаза, а потом.. неужели страдания прекратятся? Эта мысль быстрее убила меня, чем их быстрые и неизбежные руки.

03.12.12.