2012 - 6 конкурс. Итоги. Венена Петровская

Золотой Пегас
Представляем вам оценки и комментарии Венены Петровской http://www.stihi.ru/avtor/woljwolj


1. Иродиада, вариант второй

Прикинь – клыки собака скалит, мясо
приняв из рук, рассудку вопреки.
Мне месседж ясен – было б по-людски
не доверять собакам. Восвояси
я удаляюсь в глубину себя
молить и плакать о судьбе царя.

Гроссмейстеры расселись за доской.
С тоской и болью наблюдаю. Зритель
им безразличен. Всё вниманье свите,
а бдительность, что в праздник на Тверской,
где пароксизм созвучен с Октябрём.
Но хватит спичей, первый ход царём,
чей нрав – нора, чей ум погряз во тьме,
в его темнице смерть, в жилище пьянство.
Царица ждёт, мелькают лица, яства,
саднит обида. И, не смея сметь,
мой долг узреть в достойной даме змея.
Иродиада шепчет Саломее.
Та кружится, и кажется овал
дворцовой залы необычно людным,
слова, слова, кровь лужицей, на блюде
кровоточит предтечи голова.
Зал наполняется зловонием и гнусом.
Гамбит разыгран, ход за Иисусом.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Стихотворение, безусловно, одно из лучших в подборке. Если не лучшее. Надо подумать.
Интеллектуальность автора неоспорима. Ощутим Дантовский ритм. «Земную жизнь пройдя наполовину»…
Кроме того, культорологические реалии наполняют пространство стиха дополнительным смыслом, делают его ещё богаче.
Библейская тематика не дастся с бухты барахты каждому… А здесь ощутимо глубокое проникновение в суть описанных событий. Нра!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


2. Золушки

Жила она где-то, и – слава Богу,
А то, что в дерьме – так при чём тут Бог?
Ходила в ботинках на босу ногу
И в платье из ситца в цветной горох.

Какая-то тётка (пришла с вокзала,
А может, с базара – теперь не факт),
"Ты выйдешь за принца" – смеясь сказала,
Наверно, сказала не просто так.
 
Где из-за деревьев не видно леса,
Там хочется верить порою в бред,
Что кто-то тебя пригласит в принцессы
За то, что тебе восемнадцать лет.

Бродила по парку, искала принца,
Ведь должен быть принц среди сотни лиц;
А принцы как будто пошли на принцип:
И в Битцевском парке не завелись!

Искала-искала, потом устала,
Конечно, устала его искать:
Ведь Золушек много, а принцев мало.
Накрыла обида, за ней тоска.
 
Сначала она не могла решиться,
Клиентам боялась смотреть в глаза,
Помог алкоголь перейти границы,
Затем покатилось – базар, вокзал...

Успела за годы пожухнуть, спиться,
И глупой девчонке сама потом
Сказала: "Ты замуж пойдёшь за принца"
И долго смеялась щербатым ртом.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Вот это – приглянулось. Чувствую руку мастера. Тема актуальная – не в бровь, в глаз. Сколько их, желающих найти принцев любыми способами, ломает себе судьбы! Все они там, где из-за деревьев не видно леса, где
ходится в ботинках на босу ногу и в ситцевом платье в цветной горох…
Здорово показано автором «кольцевое» предсказание : «ты замуж пойдёшь за принца»…Проблема остаётся нерешённой.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


3. У времени хорошая привычка

У времени хорошая привычка –
заштопывать сердечные порезы.
Оставила любовь период стычек
и споров с истеричной антитезой.

Оформился вопрос недоуменный
к рассыпанным мотивам зазеркалья,
звучащим обаятельной валторной
под сказки романтичного рояля:

куда уходят звездные порывы?
облизанные воздухом полеты?
парящий дух, свободный и счастливый?
и радугой пропитанные ноты?

Алиса изменилась? Сбился кролик
с пути непредсказуемых соблазнов?
Печально – над вершинами юдоли
все чаще тень разумного сарказма.

Баллады загрустивших приключений
теперь тревожат только песней эха,
неся душе медовое печенье,
а холоду ночей – накидку с мехом.

Всю жизнь перелопативший торнадо
с позиции «сегодня» – просто ветер,
согнавший дней упитанное стадо...

И только вера в чудо так же светит.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Претензии на афористичность. Вполне приемлемо. Но как принять, к примеру, предпоследнюю строфу…
Баллады приключений в которой несут душе медовое печенье, а холоду ночей – накидку с мехом. Ну не надо…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


4. Драгунам 1812 г

Я кружилась, кружилась, кружилась у фарфоровой кромки Невы,
ощущая налипшую сырость облаченных в гранит мостовых.
Уносились туманам навстречу полусны: на старинный манер
вы ведёте меня безупречно, новоявленный мой кавалер.

Ваш драгунский мундир неизношен, – значит, он не с чужого плеча.
С девятнадцатым веком похожи – ощущением новых начал.
Пахнут дёрном витые петлицы, но изысканна гордая речь.
Мне не терпится вами забыться. Вам не хочется мной пренебречь.

Я нескладна. Но дело ли в этом, если близко родная душа?
До войны – половинка рассвета и холодное слово «прощай».
Виноватым покажется утро и сломается тонкий каблук.
На причале тревожно и людно, – провожают не мой Петербург.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Рифмы внутренние, контурные, ассонансные – всё это признак работы над текстом стихотворения, демонстрирование
приобретённого версификационного навыка.
Кроме того, полусны многое оправдывают. И лирическое пространство, как и лирическое время, позволяют расширять смысловое
наполнение текста. Что и сделано автором стихотворения. И девятнадцатый век, и довоенное время – всё допустимо в полуснах.
И название актуальненькое…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


5. музыка

по прихоти мамы кроху назвали музыкой.
по прихоти господа она родилась немой.
в свидетельстве о рождении стоит – русская,
папа был немец, стыдился, скрывал, сколько мог. 
девочка выросла в травах, в поверьях, в кружеве.
чаплина обожала, считала, что мир – кино.
внешне – углы да трапеции – неуклюжая,
только внутри клокотал кипяток из нот.

жил по соседству парнишка, слегка застенчивый. 
тайком наблюдая, как бездонно она молчит,
как смешны рядом с нею кричащие женщины,
мечтал познакомиться и предложить свой щит.
слух потерял в двадцать шесть. утешало главное,
которого не лишиться – воздух-огонь-вода.
взяв руку музыки, выдохнул людвиг: славная,
я тебя слышал и слышу... всегда-всегда.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Кипяток из нот», признаюсь сразу, и «бездонное молчание» меня вмиг очаровали.
Повторяю, очаровали, несмотря на «мыльность» сюжета, (а он присутствует) и такой «перелёт,переброс» к Бетховену. Интересный ракурс.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


6. Цветная капуста

Зацвела суматошно цветная капуста.
Раскудрявилась юная дерзкая поросль.
Расползается вширь беспокойное русло,
укрывая в груди зародившийся голос.

– Где твой вскрик, сириянка, ведущий к началам?
Отчего, продираясь сквозь сорные травы,
на изломе молчала, молчала, молчала
и хрустела отважно в железных суставах?

И откликнулось эхом двудольное семя,
цветоносным побегом карабкаясь к солнцу:
– Пожелай мне удачи во имя спасенья
беломорных земель, попирая юродство.

И ни всхлипа, ни вздоха о тленной юдоли.
Святоцерквенны линии гордого стебля.
_______________________________
Как отчаянный червь, обвиненный в крамоле,
многодетный побег черноземье колеблет.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

И то спасибо, что узнала (вспомнила, может,) о цветной капусте.
Сириянка с двудольным семенем. Круто. Но предназначенье цветной капусты, кка  оказалось, – спасение беломорных земель – ни много ни мало. И, конечно же, колебание черноземья многодетными побегами предмета воспевания. Интересный взгляд на капусту. Хоть и цветёт оная суматошно. Удачи.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


7. Неделя

Сказать "неделя" или жить семь дней,
Страдая и влюбляясь не на шутку,
Срезая стебли флоксов у корней,
Отчитывая по минутам сутки,
Вдыхая воздух с ноткой невских вод,
В дугу упившись ветром прелых листьев,
Свою хандру лелеять у ворот,
Кресты рисуя на осенних числах.
И по ночам наращивать луну
С огрызка ногтя до почти монеты,
Четверг порвав как тонкую струну,
За то, что после дождичка, за это…
Придав прозрачность грязному стеклу,
Заклеить окна прочно зимним скотчем,
Считать кленовых деток жёлтых клуш,
И быть в тепле, и помнить лето, впрочем...
Сказать"неделя" или жить семь дней?
Слова быстры, как в нашем детстве сказки,
А время-змей по мачтам фонарей
Ползёт, съедая осень-Златовласку.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Сколько ни говори «халва» во рту слаще не станет…Всем известная восточная мудрость, видимо, и подвигла, вдохновила автора на начальные строки астрофичного стихотворения «Неделя».
О, бесспорно, прожить эту пресловутую неделю хотелось бы по-другому.
Диапазон желаний-нежеланий сама ЛГ определяет методом несколько заполошным.
Может, «в дугу упившись ветром прелых листьев» такое и возможно… «Время – отношение бытия к небытию» (не моё). Здесь не понять, тянется оно или скоротечно.
Остаётся неизвестным, жаль ли утраченного (потраченного) времени ЛГ.
Вроде крестики на календаре – ожидание, предвкушение чего-либо значительного, желанного, но почему тогда время-змей?
А если это неделя в любимом городе (образ Невы), почему тогда «хандру лелеять у ворот»? Противоречиво.
Заставляет думать – уже хорошо.

Отсчитывая (написано «отчитывая»)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


8. Я не люблю бесснежных ноябрей

Ноябрь неприветлив, нерадив,
хрустит с утра заледенелой коркой.
А под ногами лист танцует вёрткий,
всю прелесть охры в цвете сохранив.

Вчерашний ливень, словно чумовой,
хлестал полдня без всяческих приличий.
Мой зонтик, что справлялся на отлично,
едва качал промокшей головой…

Под сапогом – хрустящее драже,
и лезет в душу беспардонный ветер.
Он каждый лист дыханием пометил,
газету поднял и «прочёл» уже…

Я не люблю бесснежных ноябрей
и на тропинках смёрзшуюся слякоть.
Сереет небо, словно старый лапоть –
пристанище неплакавших дождей.

В такую морозь ценятся тепло,
горячий чай и чуткие ладони.
Мы, согревая, греемся и тонем
в уютном мире, ноябрю назло…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Совпаденье с автором по нелюбви в ноябрю… Но…
Не совсем внятно прописано отношение ЛГ к ноябрю: не люблю (получается) и сохранённую в цвете прелесть охры? Не проще ли было, противоречивое отношение к ноябрю показать в тезе первой строфы? Хотя бы так: «Ноябрь неприветлив, но красив…»
Третья строфа также вызывает недоумение. После полдневного (по продолжительности) дождя откуда драже хрустящее под ногами?
Может, строфы поменять местами? К примеру, третью с четвёртой. И почему «неплакавших дождей»? Ведь только хлестал полдня…
Имхо. Простите.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 9. Рассвет. Ушли химеры сна…

…Рассвет. Ушли химеры сна, –
речные брызги, взмахи вёсел,
и неизвестная страна,
где на стремнине якорь бросил…
…Туман без края над водой,
приглушены, вздыхая, звуки.
Незримо, призрачно ладонь,
легко ощупывая руки,
ведёт по лбу, по волосам,
скользит и, дрогнув, исчезает,
и ты уже не знаешь сам,
откуда влага под глазами,
и почему давно знаком
уютный взмах, привычна нежность...
Струится сон. Душе легко,
как летом, в детстве, безмятежно…
Скрипит натянутая цепь.
Сильна стремнина, рыщет лодка.
Туман всё ниже, густ и слеп,
и ты сидишь, из ваты соткан,
а память ждёт ладонь, и взмах,
и узнаёшь, тоскливо охнув,
ту, что давно являлась в снах,
когда распахивал ей окна…
…Рассвет. Ушли химеры сна,
оставив дню упорство вёсел,
но знаешь точно, что она
придёт опять сегодня, в осень.
Ты поднесёшь ей три цветка,
и пять, и семь. Нечётность в силе!
И пусть лежат те два пока.
На чёрном камне. Красный с синим.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Замысел хорош. Понятен условный мир ЛГ. Туманы без края, и химеры сна, и вода, и вёсла, призрачное ощущение рук,
ладони потерянной ранее любимой – несомненные признаки, претензии на романтичность, приправленную слегка мистикой.
Жаль, что принижает уровень стиха грамматика. Куда без неё?! Построение предложения с деепричастием, где оно никак не оправдывает себя в качестве дополнительного, добавочного действия….Нельзя же так.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 10. Перечёркнуто время чернилами красных костров...

Перечёркнуто время чернилами красных костров,
переписано набело вязью морозных сказаний.
С пресвятого плеча принимая смиренно Покров,
венценосная осень склонилась в последней осанне.
Колокольную высь рассекая сусальным крылом,
птичьим криком поманит с крестов упорхнувшее небо,
и пойдёт листопадное золото спешно на лом
под кредит декабря, под проценты ноябрьского снега.
Это вечный удел - оставаться к зиме не у дел,
на избитом крыльце, средь разбитых корыт, и не шибко
горевать, что растаяло солнце в холодной воде
золотой чешуёй ускользнувшей от невода рыбки.

Научи меня, осень, молиться седой тишине,
отпусти мне грехи на четыре размашистых ветра...
Несказанны пути твои, ветры шальней и шальней...
Научи меня верить, и знать дай, зачем эта вера?
Научи выносить болевые приёмы судьбы,
и года исчислять золотыми мгновеньями счастья...
Ведь потребность любить соразмерна потребности быть.
Даже если вдруг быть стало всё тяжелей получаться.
От себя не уйти, даже пробуя прочность виска,
многоточьем свинцовым слова объявив вне закона.
От себя не уйти, даже если из бездны зеркал
на тебя глянет пристально кто-то чужой, незнакомый.

Мотыльковое лето застынет в янтарной смоле,
неубитому зверю спокойней за шкуру в берлоге...
Научи меня жить. И уж если идти по земле,
то по самому краю высокого самого слога.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ассоциативно выхожу на Ахматову: «Небывалая осень построила купол высокий…»
Это стихотворение одно из тех, попадая в лирическое пространство которого не хочешь выбираться из него. О чём это я?
Архитектоника стихотворения, его композиция продуманы и оттого великолепны.
Длинный стих, пятистопный анапест придают стихотворению торжественный и доверительно – медитативный ритм, характер. Очень умело автор оперирует тропами и фигурами, создавая образные ряды, сплавленные из осенних картин и рефлексии по поводу проблем умной и философичной ЛГ.
Нравится игра омонимичными выражениями. «Это вечный удел – оставаться к зиме не у дел»… И аллюзии на Ф. Саган, и Мандельштама. Спасибо.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 11. Дом ветеранов сцены

В этом доме стабильно не то чтобы счастье,
а уютное время, неспешный покой.
Но порою кипят и волнуются страсти,
Благо, маски и роли всегда под рукой.

Тёплый ветер под блюз уходящего лета
ставит лиственный танец в соседнем лесу. 
На балконе мечтает седая Джульета,
престарелый Ромео томится внизу.

В холле плачет старушка, клянётся несмело,
то и дело готова бежать наутёк –
страшен в гневе ушедший в отставку Отелло
и терзает в руках злополучный платок.

У фонтана, от грусти заметно старея,
наблюдая, как слёзно стекает вода,
вспоминает Ассоль алый парус и Грея,
что уже не успеет приплыть никуда.

Эти поздние страсти смешны и бесценны,
для сценария вряд ли подвластны перу.
Ветераны судьбы, вдохновения, сцены,
ночь ещё не пришла. Продолжайте игру.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Имеет место быть, наверное, и такое освещение этой темы. Горькой, жёсткой. Грустной, но почему-то кому-то кажущейся смешной.
Стареют все. Время беспощадно. Но стареют тела – не стареют души. Поэтому жизнь продолжается. Продолжается игра. Вроде всё понятно, что хотел сказать автор, но само стихотворение почему-то меня не тронуло. Оно «сделано». Как натянутая улыбка, гримаса… Имхо.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 12. Обнимающий птиц

Во снах своих я обнимаю птиц,
То превращаюсь в них, а то – обратно...
Нас некому, пернатых, приютить
В домах и клетках тёплых и опрятных.

Скитальцы подсознательных миров,
Мы, может, вышли из кошмаров Гойи?
Тысячекрылый красный душелов
Меня несёт над чёрною рекою.

Я птицами лечу в далёкий край
На мой любимый одинокий остров,
Где в детстве часто в кубики играл
Из красочных коралловых отростков.

Тот сон во сне не в силах ухватить,
Я разлетаюсь в красный пух и перья,
В испуганных большеголовых птиц,
В них обитаю в разных измереньях.

...
Они под утро превратятся в дым ,
Бумажными захлопают руками
И в тающие улетят сады
Фигурками из красных оригами.

Проснувшись – повзрослею на сто лет!
Увижу – у кого мой сон украден:
Линованые крылья на столе
Из детской ученической тетради.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

По-настоящему романтичное, поэтически обаятельное стихотворение. «Обнимаю птиц» – покорило. Обнимают девушек, любимых, небо, берёзы... Здесь – птиц! Тому и радуюсь безмерно. Ранее не встречала. Сны – тема и приём часто встречающиеся, но куда без них душе, умеющей летать?!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 13. О нас и о том, кто...

есть в октябре такое... из ряда вон.
будто бы кто-то чуткий следит за нами:
ветер гоняет в салки с сухой листвой,
тот, кто не дремлет, давно приготовил сани,

выгнал на выгул в небо табун коней –
кони подмяли кроны, затмили солнце.
время считать цыплят. тот, кому видней,
пересчитал вперёд и теперь смеётся.

знаешь, давай не будем готовить впрок
замшевых слов, обетов шелкОво-складных.
этот октябрь – распутье ветров, дорог –
в небе сошёлся клином, а нам туда, где

спит приручённый злой временной волчок,
где и молчать светло, где уймёт печали
наш доброжитель – запечный смешной сверчок –
в красном углу внимает ему молчальник.

листья и ветер сникнут, уснут в тиши.
и потеряв интерес, позабыв затею,
тот, кто придумал осень и нашу жизнь,
выдохнув тьму, придаст межсезонье тленью.

глянешь в окно, а там опадает свет:
мёртвые осы сны навевать остались.
тот, кто поднять не хочет набрякших век,
дай пережить нам эту твою усталость.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мастерство очевидно. Окольные обороты (перифразы) «кто-то чуткий», «тот, кому видней», « молчальник»; окказионализмы «доброжитель», составные рифмы… И можно ещё указывать и указывать на приметы мастерства.
Лирическое пространство стиха аллюзийной глубиной выводит и к Мандельштаму «мёртвые осы» и…и…и…
Словом, любуюсь тонким лиризмом, настоящей поэзией.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 14. Нет, не курлычат журавли – кричат…

Нет, не курлычат журавли – кричат,
Угрюмо покидая листопады.
На небе тоже есть своя печаль,
Что тяжело меняется на радость.

И, крыльями вонзаясь в тишину,
Сбивая иней с облаков осенних,
Трубит вожак: «Мы принесем весну!»,
На ветках замечая птиц оседлых.

Когда с тобой мы по полю бредем,
Себя, приговоренного к заботам,
Я чувствую осенним журавлем,
Готовым к неизбежному отлету.

И вновь тебе – зачем лишь, не пойму –
Все, что имею, блага предлагаю.
Конечно, торговаться ни к чему,
Ведь я твою любовь не покупаю.

Сомненья прошлые спалив дотла,
По кромке чувств ступая осторожно,
Ты мне так много света принесла,
Что не увидеть счастье невозможно.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ну никак не «курлачат», а курлычут … Глагол-то первого спряжения. А стихотворение хорошее. И рифмы неизбитые. Кроме глагольных. Понравилось «сбивая иней с облаков осенних» и спалённые сомненья. И визави лиргероя, несущая свет ,выводит на Анненского: «с тобой не надо света». Хорошо.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


№ 15. Штурм Кёнигсберга

Убаюкивает дождь-пономарь.
Исповедует бойцов политрук.
По-над городом весенняя хмарь.
А я знаю, что сегодня умру.
И молиться смысла, вроде бы нет:
с поля брани полагается в рай.
Только дал бы кто толковый совет:
что туда с собой дозволено брать?

Обозначит горизонты рассвет.
Оборвётся мысли каверзной нить.
Вспыхнут звёздочки сигнальных ракет.
И подумается вдруг: «Будем жить!»
Брошу тело из окопа вперёд,
подхвачу осипшим горлом: «Ура!»
Мне в ответку забубнит пулемёт –
огрызается ещё немчура…

***

…Не рассказывал мне дед про войну.
Он остался в сорок пятом. А я,
словно чью-то искупая вину,
вижу сны о тех апрельских боях.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Клааас! Прошибает, пронзает, уверяет мгновенно… Ритм выбран имитирующий пулемётную очередь, стрельбу -та-та-та-та…. Анапест трёхстопный с пиррихиями во второй стопе.
Метонимия «осипшее горло» (вместо голоса) имеет функционал – показать силу, выплеск энергетики в победное «Ура!»
И «ответку», «немчура» – всё к месту, всё цельно, органично. Нра.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

 1 место - № стихотворения 1
 2 место - № стихотворения 15
 3 место - № стихотворения 13
 4 место - № стихотворения 10
 5 место - № стихотворения 2
 6 место - № стихотворения 9
 7 место - № стихотворения 6
 8 место - № стихотворения 5
 9 место - № стихотворения 12
 10 место - № стихотворения 14
 11 место - № стихотворения 7
 12 место - № стихотворения 11
 13 место - № стихотворения 4
 14 место - № стихотворения 3
 15 место - № стихотворения 8



В.