Такая судьба 13 Кузнецов, Аксёнов, Гладилин

Игорь Николаевич Жданов
       Анатолий Кузнецов – будущий «Анатоль» - появился на курсе осенью 59 года после академического отпуска – знаменитый и корректный. Их тогда трое было – знаменитых и корректных: В.Аксенов, А.Гладилин и А.Кузнецов – новая молодежная проза, властители умов, элита. Прославился Кузнецов повестью о Братской ГЭС – «Продолжение легенды». Ее без конца издавали, переиздавали, премировали и инсценировали. Потому он и брал академический отпуск. В поэзии гремел Евг. Евтушенко, в прозе – эта троица. Андрей Вознесенский только-только напечатал первые стихи и еще не годился в соперники Жене.
       Кузнецов вел себя замкнуто, с чувством достоинства и превосходства. Иногда отпрашивался с лекций – за гонораром. Деньги – просторные бумаги сотенных – приносил в чемоданчике. Взаймы никому не давал: «Работать надо, а не пьянствовать!»
       Уехал он скандально: отправился от «Юности» под покровительством ее редактора Б.Полякова собирать в Лондоне материалы о Ленине. А заодно состряпал какой-то донос, чуть ли не о подпольной организации писателей и деятелей искусства с перечнем самых известных фамилий молодых. В Англии, по рассказам, опустился и погиб, в конце концов. Аксенов забил Гладилина в молодежной прозе «Коллегами», «Звездным билетом» и «Апельсинами из Марокко». Но,  в конце концов, оба оказались за рубежом, и, кажется, не удел. Иногда слышно о них по разным «голосам»: Гладилин дает скучные репортажи о модных салонах Парижа, вяло покусывает руководство СП. СССР. Аксенов пытается говорить по-английски, утверждая, что «свобода духа – дороже  Родины», пишет фантастический роман на тему: что было бы  с Россией, уцелей в Крыму Врангель, а с ним цвет русского общества…Сомнительная и неумная затея!
       А вообще – я заметил - бегут на Запад не лучшие писатели, а люди с уязвленным самолюбием, отвергнутые временем. Б. Пастернак таким не был: когда Хрущев хотел его выслать, он обратился с письмом к правительству с просьбой не делать этого и отказался от нобелевской премии. Это отнюдь не трусость, это - истинный патриотизм, если хотите.