Термины. Делюзиональное расстройство

Империя Наносит Ответный Щелбан
Я не стану умничать, расшифровывая понятие «делюзия», как «психоэмоциональный комплекс индивида, являющийся интроспективным проявлением в его психике некоторого объективно существующего дополнительного условия реализации сценария самоосуществления».

Скажу проще: в основе делюзии лежит ощущение, для которого у человека нет объяснения. Человек структурирует это ощущение, создавая для него объяснение из доступных ему внешних представлений. Так рождается делюзия.  Человек начинает воображать ситуации и события, которые не соответствуют действительности. Но как бы ему ни старались доказать нереальность его воображений, он продолжает фантазировать.

А если ещё проще, то делюзия – искаженное восприятие человеком окружающего мира.
Давным-давно делюзия обозначалось термином паранойя.

Основным проявлением этого расстройства являются бредовые мысли, чаще всего – преследования и ревности.
Важно заметить, что в отличие от бредовых мыслей при шизофрении, эти мысли часто основаны на реальных ситуациях и внешне могут носить весьма  логичный характер.
Как правило делюзии ограничены по содержанию определенной фабулой, во всех остальных сферах мыслительной и трудовой деятельности человек может выглядеть абсолютно нормальным.

Делюзиональные расстройства могут начинаться в любом возрасте и довольно долго оставаться практически незаметными для окружающих. Частота встречаемости ниже, чем шизофрении, одинакова у мужчин и женщин и обнаруживается у 0,05% населения.

Если человек ощущает постоянный голод, который только на короткое время удовлетворяется едой, то он может создать представление, будто окружающие хотят уморить его голодом. Если человек ощущает обиду, то у него возникает делюзия будто к нему плохо относятся и даже среди своих доброжелателей он будет уверен, что его окружают враги.

Ощущение, которое не имеет своего объяснения; потребность, которая не может быть удовлетворена; неудовлетворенность, не приводящая к действию – это состояние абсолютно непереносимое для человека.

Потребность человека казаться себе рациональным и адекватным  по силе сравнима с другими жизненно важными потребностями. До тех пор, пока делюзия объясняет ощущения человека, он скорее откажется от всего, что имеет, от всех кого любит,  будет действовать во вред своим интересам, здоровью, жертвовать самой жизнью, но никогда и ни при каких обстоятельствах не откажется от своей делюзии.

Делюзия чаще всего характеризуется выраженными проявлениями тревоги, попытками разрешить ситуацию при помощи обращений в официальные инстанции или решить вопрос самостоятельно (иногда незаконными средствами).  Нередко делюзиональные расстройства сочетаются с раздражительностью, агрессивностью,  социальными и семейными проблемами.

У человека возникают идеи собственного величия, уверенности, что  только он один может принимать единственно правильные решения. Из окружения удаляются все неугодные и оставляются только согласно кивающие.  Затем возникает мания преследования и, как следствие, деление на «своих», тех, кто «ЗА» и «врагов», тех, кто «против».

Суть бредовых мыслей часто зависит от культуральных моментов. К примеру, в СССР самым распространенным видом делюзионального расстройства было преследование со стороны КГБ.

По конкретным бредовым проявлениям можно разделить следующие подтипы делюзиональных расстройств:
-  эротоманя
-  mania grandiоsa
 - ревность
-  мания преследования
-  соматический бред (характеризуется бредовыми мыслями о наличии физических заболеваний или угрожающих жизни состояний)

Главная особенность делюзии не в том, что представления человека ошибочны, а в том, что они устойчивы и не зависят от внешней реальности. Поэтому, если делюзию нельзя приспособить к реальности, то человек пытается приспособить реальность к делюзии.

Примером делюзионального разрешения конфликта может служить поведение ослика Иа-Иа при спасении Крошки Ру, которое описал Алан Александр Милн в  «Винни Пух и Все-Все-Все».  Ослик усаживается на берегу и предлагает Ру ухватиться за его хвост как раз в тот момент, когда спасаемый на середине пруда. На первый взгляд Иа-Иа действует в соответствии с социальной нормой,  совершая полезный поступок, придя на помощь утопающему, но его поведение совершенно неадекватно сложившейся ситуации. Он, находясь в ситуации стресса,  полностью утрачивает критическое восприятие своих поступков,  прибегает к делюзиональному разрешению конфликта,  ведёт себя как сумасшедший: разговаривает с воздухом, опускает хвост в воду у берега, когда Крошка Ру уже у плотины, и при этом, изнутри своей делюзиональной (бредовой) картины происходящего уверен в своей правоте.


Использованные источники:
Алан Александр Милн   «Винни Пух и Все-Все-Все».
Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь.
С. В. Кулик «Делюзия и судьба»  (www.kulyk.org)
Шанкаран Р. «Субстанция гомеопатии»
UpToDate  «Шизофрения (базовая информация)»
Материалы сайта budemzdorovy.org 
Материалы сайта israclinic.com
Материалы сайта echo.msk.ru
Материалы сайта infamed.com

© Питон22
Специально для проекта «Империя Наносит Ответный Щелбан»