Жестокость делает добрее?!

Марта Дарц Юрьева
12/08/2011

Жестокость делает добрее?!

Высказывание Виктора Розова «Нет ничего трагичней человеческих отношений» понимаешь, когда первый раз сталкиваешься с личной драмой.  Мы много слышим о жестокости с экранов телевизоров и из радиосводок происшествий.  Мы сочувствуем эмоционально и сопереживаем пострадавшим посильной материальной помощью, но трагедия остается для нас за кадром экрана и звуками эфира. Но каждый из нас хоть раз почувствовал, что такое жестокость, столкнувшись с любовью. Любовью как не разделенной, так и разделенной. И вряд ли найдется кто-то, кому удалось избежать этого ощущения.
Действительно ли в любви люди становятся жестокими? Так ли жестоки те, кто нас оставляют? Почему мы поступаем жестоко по отношению к тем, кого любим и кто любит нас? Как избавить себя от выводов, которые ожесточают в ответ?
В моменты переживаемых к кому-то чувств, мы становимся неестественно эмоциональными. Мир перестает быть привычным и все, что окружает, превращается в причину для радости или повод для переживаний. Звонок старого знакомого может вызвать восторг, если есть возможность поделиться с ним рассказом о своих счастливых отношениях. Во время не позвонивший случайный поклонник или не ответившая на звонок потенциальная подружка может спровоцировать нервный срыв, только потому, что и она «такая же как все» (как «он»). Все разговоры с друзьями, коллегами  и незнакомыми людьми неизменно сводятся к обсуждению отношений с любимым человеком, даже если отношений уже нет.  Периодическое ощущение, что нам больно не проходит, пока не проходит любовь, даже в удачных по всем признакам отношениях. Больно от всего – взгляда, слова, молчания, отсутствия, присутствия, встречи, расставания. А накатывающая радость как баланс для душевного равновесия, чтобы была возможность продолжать жить и надеяться, что скоро все наладится.
В обычном состоянии мы не обратили бы внимание, что кто-то взглянул на нас искоса, отшутились бы в ответ тому, кто неуклюже наступил нам на ногу, десять раз позвонили бы сами, если нам не отвечают на звонок, меньше бы огорчались профессиональным неудачам, были бы довольны своим внешним видом и своими увлечениями. Но тут, как заговоренные ловим чужие мысли об отношениях, злимся на пустяки, упрекаем других в том, что они не понимают как это волшебно или горько  любить. Пытаемся стать успешней, красивее, умнее, добрее, внимательней. Если не получается, впадаем в депрессию и отдаляемся от любимого человека. Становимся раздражительными и временами жестокими.  Особенно мы жестоки к людям, которые не показывают нам свои слабость и переживания.  Люди, которые кажутся от этого сильными. Ведь жестокость это всегда проявление нашей слабости.
Мы ждем от партнеров то, что они делали  раньше. Как раньше  плакали при ссоре. Как раньше писали трогательные письма. Как раньше злились, если мы не звоним. Как раньше придумывали затеи, чтобы порадовать нас. И мы начинаем жестоко мстить словами и поступками за то, что они изменились. Хотя, на самом деле, мы добрые и понимающие люди.
Мы считаем жестоким,  не девать нам то,  что хотим и то, что заслуживаем. Любить нас за нашу любовь. Уважать нас за наши успехи. Благодарить нас за заботу. Справляться о нашем здоровье, где бы мы ни были. Поздравлять нас с днем рождения после расставания. 
Все это можно делать. Все это нужно делать. Но нам проще считать себя обычными людьми, которые живут один раз и должны многое успеть за то короткое время, что нам отведено, и встретить еще самых важных и лучших людей. Нам не до мелочей, когда  важные дела не  ждут в отличие от людей, которые любят, и когда перспективы окрыляют.
Но это не жестокость, хотя мы так считаем. Это не совпадение ожиданий и реальных обстоятельств, которые мы не смогли сгладить. Не хватило доброты. Не хватило времени  научиться  быть  понятливей. Не хватило мудрости не делать выводов о чужой жестокости.
Жестокость это другое. Когда причиняешь боль человеку, о любви и слабостях которого знаешь. Даже, если это не со зла.  В шутку, для воспитания, из интереса, от огорчения. Потому что уже все равно.
Как ни странно чужая жестокость, если не делает нас жестче,  делает  добрее.  И всегда сильнее.