Безударные стопы

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2012/10/20/4128

В предыдущей статье мы с вами вывели два положения, которые нам следует помнить для того, чтобы разбить звуковую цепочку из нулей и единиц на стопы, а значит, и определить, в каком стихотворном размере «написалось» наше стихотворение. В принципе, поиском его названия можно и не заниматься: разновидность  ритма – это вопрос скорее интереса, чем надобности, если мы  не теоретики стихосложения, а просто практикующие его. Но все же, узнать  любопытно!
 
Не всегда образовавшаяся у нас звуковая схема с ходу позволяет нам понять, какая группа слогов у нас повторяется и, главное, как ее рассматривать: разбивать по два слога (двусложный ритм) или по три (трехсложный ритм), а то и вовсе – по четыре (четырехсложный ритм или пеон). Очень часто мы видим перед собой целую вереницу «лишних» нулей между единицами – ударными слогами. Что это? Наша ошибка? Или что-то другое?

Чаще всего, это именно «что-то другое». Если в большинстве мест строки мы видим повторение одинаковой группы  слогов (или 01, или 10, или 001, 010, 100), в которые где-то влезли лишние нули, образовав группы либо 00, либо 000  вместо ожидаемого рисунка, то это нормальное явление, которое называется БЕЗУДАРНАЯ СТОПА.

Если безударная  стопа встречается в двусложном ритме, то такая стопа (вида 00)  называется ПЕРРИХИЙ, если в трехсложном (000), то - МОЛОСС.

Запоминать эти названия ни к чему (мне, например, как программисту, проще называть их  двоичным кодом – 00 или 000), но для гуманитариев, может быть, проще помнить название этих стоп, чем обозначение. Суть не в этом. Суть в том, чтобы понять природу явления.

Количество лишних нулей в вашей звуковой схеме должно быть таким, чтобы  оно удачно вписывалось в размер стопы и ничего лишнего  не оставалось (или не было бы недостатка):

Например:   01 01 00 01 0, или: 10 10 00 10, или: 010 000 010 0
– это нормально!

Зато такая цепочка,  как  010 00 010 010 ,  уже вызывает сомнение: в ней  не хватает одного нуля для безударной стопы. И это – либо ошибка, либо составной ритм.

 О составных ритмах мы поговорим позже. Замечу только, что рисунок составного ритма – ПОВТОРЯЕМ ПО ВСЕМ СТРОФАМ, он не может быть единичным исключением, если  же рисунок в других стопах не повторяется, то, скорее всего, у нас – ошибка, и надо править текст!
 
Заморочила я вас «математикой», но,  надеюсь, что вы уже поняли главное: НЕ ВАЖНО,  КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВАШ РИТМ, ВАЖНО, ЧТО ВИД ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ, ЕЕ РАЗБИВКА НА ГРУППЫ – СТОПЫ,  МОЖЕТ ПОМОЧЬ ВАМ УВИДЕТЬ (ЕСЛИ УХО НЕ СЛЫШИТ ИЛИ СОМНЕВАЕТСЯ) ОШИБКУ ВАШЕГО ЗВУЧАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДОБАВИТЬ ИЛИ УБРАТЬ ЛИШНИЙ СЛОГ (СЛОГИ) ИЗ СТРОКИ СТИХОТВОРЕНИЯ.

А теперь желанные примеры.

1. Пример, где  пиррихий хаотичен:

Шорох, шум, шатанье, шёпот,
Приглушённый страх потерь -
Порождая леса ропот,
Ветер носится, как зверь.
10 10 10 10
00 10 10 1
00 10 10 10
10 10 00 1
Елей, сосен сучья, ветки,
Сбросив снег, возбуждены,
Громко шепчутся соседки
О преданьях старины.
10 10 10 10
10 10 00 1
10 10 00 10
00 10 00 1
Меж деревьев - кривотолки,
Стуки, скрипы, хрипы, смех,
Прошлогодние иголки
Градом падают на снег.
00 10 00 10
10 10 10 1
00 10 00 10
10 10 00 1

Стихи написаны хореем – 4-х стопным хореем, потому что стопа хорея – это 10 (двусложный ритм) , а количество одинаковых  фрагментов в строках – 4. При этом, кое-где вместо стопы 10 появляется безударная стопа 00. За счет чего? Да потому что русский язык состоит не только из двухсложных слов с одинаковым расположением фонетического ударения! У нас есть и  односложные, и двухсложные, и трехсложные, и многосложные слова, и ударение у них (единственное в каждом слове!) бывает на разных местах. Вот поэт и исхитряется, подбирая  слова стихотворения  таким образом, чтобы они вписались в единую звуковую схему, чтобы стихи обрели гармонию звучания.

Что для данного примера характерно? То, что безударная стопа здесь появляется хаотично – в разных местах, по-разному в разных строфах. Обсудим это позже. Рассмотрим еще пример:

2.
Окно распахнуто. И ветер
Срывает ворохи бумаги
В порывистых своих движеньях
И их по комнате разносит.
А может, это просто вестерн,
Где все движения – зигзаги,
То удаленье, то сближенье
Куда рука судьбы забросит?
01 01 00 01 0
01 01 00 01 0
01 00 01 01 0
01 01 00 01 0
01 01 01 01 0
01 01 00 01 0
00 01 01 01 0
01 01 01 01 0
Прошелся дождь, все изменилось:
На улице свежо и тихо.
Лишь звук компрессора мешает
Постигнуть суть, войдя в нирвану.
А может, это все приснилось -
И над землею кружит вихрь,
А чародей меня спасает,
Укрыв превратности туманом?
01 01 00 01 0
01 00 01 01 0
01 01 00 01 0
01 01 01 01 0
01 01 01 01 0
00 01 01 01 0
00 01 01 01 0
01 01 00 01 0

Здесь тоже есть безударные стопы – пиррихии, но они стоят уже не вместо стопы хорея, как в первом примере, а вместо стопы ямба (01). И почти так же хаотично, как и в первом примере.

3.Еще пример, уже с четырехсложным размером:

Величие, вбирающее боль
безмолвную коленопреклонённых...
Идущих не кончаются колонны
за истиной прозрачно-голубой.
0100 0100 01
0100 0100 010
0100 0100 010
0100 0100 01

Глядятся в отражение небес,
но сбитая веками шерсть овечья
плотнее. И нельзя очеловечить
ни крик в себе, ни посланную весть.
0100 0100 01
0100 010+ 010
0100 0100 010
0100 0100 01

В принципе, Чайник для простоты может рассматривать этот четырехсложный пеон2 как цепочку 5-стопного  ямба, где НА ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ МЕСТАХ В КАЖДОЙ СТРОФЕ расположены безударные стопы – пиррихии. Автор этого примера явно тщательно работал над техникой, подбирал нужные слова к нужному звучанию, и стихи у него получились – мастерскими!

4. Еще один пример – с трехсложным ритмом – амфибрахием, где автор так тщательно подобрал слова, что обошелся вообще без безударных стоп – молоссов (000):

Мозаика мира  распалась на части.
За нитью событий уже не успеть.
Часы отмеряют иллюзию счастья...
Мгновения связаны в тонкую сеть,
010 010 010 010
010 010 010 01
010 010 010 010
010 010 010 01

в которой и ты, очарованный пленник,
себя обнаружишь, судьбе вопреки,
во всём благолепии лета и лени
на кромке песчаной у тихой реки –
010 010 010 010
010 010 010 01
010 010 010 010
010 010 010 01

5. А вот пример с амфибрахием, где автор не смог избежать молосса – безударной стопы (см. 3-ю  строку):

Под вечер, совсем опингвинев, бреду тротуаром залитым –
Сгодился бы и фигуристам такой замечательный лёд.
Резвятся в нарядной витрине счастливые зайцы-рахиты
И мне предрекают пушистый, но дважды линяющий год.
010 010 010
010 010 010
010 000 010
010 010 01
010 010 010
010 010 010
010 010 010
010 010 01

А теперь сделаем выводы и решим важный  вопрос - вкрапление в стихи пиррихиев и молоссов – это хорошо или плохо?

Это – нормально, хотя написание без оных – примета мастерства автора. ГЛАВНОЕ НЕ НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ В СТИХАХ БЕЗУДАРНЫХ СТОП, А ОТСУТСТВИЕ ХАОТИЧНОСТИ МЕСТ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ. Признак мастерства – когда все безударные стопы зафиксированы на одних и тех же местах каждой строфы. (Надеюсь, что понятие СТРОФА вами уже освоено – из сборника «Все о строфе»)

Но и это – не полное объяснение. Что плохо для одного жанра, то возможно и даже желательно для другого.

Если лирику желательно оформлять  в четкие строфы и писать ее в чистых ритмах – с четким и повторяющимся по всем строфам рисункам звучания, то  стихи в жанре «эпистолы» или «рассказ в стихах» иногда гораздо интереснее звучат при наличии хаотичного расположения безударных стоп: они лишают стихи монотонности. И эпистола, и рассказ в стихах – это отражение живой речи, монолога или диалогов, а живая речь постоянно меняет свою интонацию.  Об этом мы уже много раз говорили, разбирая особенности написания стихов каждого жанра (см.  сборник «Все о жанре»). 

Общий вывод:

Наличие в звуковой цепочке «лишних» нулей – еще не повод для беспокойства, но повод для анализа ритма: где они стоят? Вписываются ли в рисунок  строфы? В каком жанре мы пишем стихотворение?

Иногда в нашей звуковой цепочке появляется и другой «ужастик» - два или более стоящих подряд ударных слогов (…11…) Вот это - уже серьезнее! Но об этом – в следующей главе, в самой важной для Чайников главе сборника «Все о ритме» - главе об ошибках ритмического ударения.

P.S. Все примеры в статье взяты из произведений авторов СТИХИ.Ру, включенных  в пакет завершившегося конкурса  "Мастер класс-2012". Этот же конкурсный пакет используется мною и в качестве примеров анализа модели строфы стихотворений в сборнике "Учимся мастерству" (здесь же - на странице "ТМ Ликбез")

Продолжение – см. http://www.stihi.ru/2012/11/22/5815