О совести. Заметки

Урий Зорин
Эти заметки связаны с конкурсом катренов по теме,
заданной одним ёмким словом Совесть http://www.stihi.ru/2012/10/17/3668
на площадке Десяточка http://www.stihi.ru/avtor/vdesiatku
 
Я тоже решил поучаствовать в нём, но не прошёл "смотрины". По условиям конкурса заявки активно обсуждаются участниками, предлагаются варианты правок, что вызывает столкновение различных мнений не только по технике стихосложения, но и по содержанию. Я сам активно в этом участвовал и пришёл к необходимости проанализировать словарное значение слова "совесть". Оказалось, есть существенная разница между старым и современным значением. Вот как они выглядят на сегодняшний момент:

Из словаря Даля.

СОВЕСТЬ ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Из Современного словаря (Википедия).

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков. Одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т. н. «угрызений совести».

Некоторые участники конкурса высказали мне претензию. Я слишком перегружал своим мнением обсуждения под их заявками. Чтобы не раздувать страсти, меня настоятельно попросили перенести полемику в "парилку" - специальную рубрику для одержимых идеей поиска истины. Если вам реально нечем больше заняться, то далее можете прочесть расширенный вариант моего мнения.

Совсем не хочется спорить, но вопрос "что такое совесть?" требует большего внимания чем просто дать "строгое" его толкование. Здесь важен сам подход, а он может быть принципиально разный. Например, религиозный или атеистический. Обсудить нужно оба, но прежде всего - религиозный, как объективно возникший раньше и, следовательно, создавший значительную часть современного понятия. Однако, учитывая место и реальных собеседников, обсуждать удобнее на материале русского языка и христианской традиции.
Для начала возмём синонимичные слова для "совести". В религиозном аспекте подходит "душа". Обосную свой выбор тем, что есть общие эпитеты "чистая душа" и "чистая совесть", но есть и существенная разница - душа бессмертна. Как можно увязать одно с другим? Предлагаю такую картинку: пусть душа - это жилец, а совесть - земное место её обитания, как бы дом внутри человека. Сам человек может выступить в роли управдома. Не следует забывать, что всё создано и всё дано Богом, но дано как бы во временное пользование. Дана изначально чистая душа, чистый дом-совесть и сам человек с некоторой свободой воли. Проблема в том, что душа совершенно не приспособлена для такой "жизни". Её место на небесах, а приходится околачиваться во времянке. Хуже того, можно и в ад загреметь, что следует воспринимать как чистилище, но совсем не хочется.
Ну и как же всё это работает? Мне представляются вполне типичными две ситуации. Хороший управдом и плохой управдом. У хорошего жилец обеспечен светом, теплом, водой и канализацией. У отличного ещё проведены кабели телевидения, радио, интернета, пожарной сигнализации и домофон плюс хороший вид из окна. У плохого всё это тоже есть, но работает с перерывами или неправильно. Ужасный - это тот, кто вообще не исполняет свои обязанности, но не тот, кто лично не знаком с жильцом. Здесь следует уточнить один момент. Априорно, совесть дана Богом, но выражение "совсем совесть потерял" получается идиоматическим, то есть потерять нельзя, но управдом ужасный. Потерять можно душу, что станет настоящей катастрофой. НО! Главная задача управдома - это не уберечь душу от всевозможных превратностей судьбы. Душа обязана трудиться! Иметь возможность "выходить" по прочим свом надобностям и задачам. Главная задача управдома - сделать так, чтобы "душа была на своём месте", то есть иметь возможность привести себя в порядок - расслабиться. Была в чистоте, но не боялась испачкаться. Со светом, но без панического ужаса темноты. Могла напиться, умыться, но не быть в сиюминутной зависимости от комфорта. Могла, наконец, избавляться от негатива, несовместимого с её тонкой структурой. Если "что-то не отпускает", то пытаться найти причину у себя в доме или обратиться в "компетентные органы" - к священнику за разъяснениями.
Дому-совести требуется весьма пристальный хозяин-человек, но душа не переносит тюремных порядков. Конечно, пути господни неисповедимы и может так случиться, что душа изрядно выпачкается, но "ходить на работу" не перестанет. Она будет находиться в некотором противоречии с совестью или, как обычно говорят люди, "сама с собой не в ладу". Как тут не вспомнить классическое изречение - кого Бог любит, того и испытует. Но это у хорошего управдома. У плохого она ничего не заметит или не придаст этому значения; сегодня зубки не почистила, но так даже лучше для победы мира во всём мире. Легко "свалит" всё на управдома: если в кране нет воды, значит виноват растяпа-управдом. Как говорится, человеку свойственно ошибаться. Её дело правое, но за кем будет победа?
 Здесь нужно притормозить и, сказав об опасностях подстерегающих душу и не отказываясь от сверхзадачи её спасения, заявить: человек не может спасти свою душу самостоятельно. И это спасение не является моей темой. Давайте лучше зададимся гипотетическим вопросом: есть ли совесть у дьявола? Не спешите говорить "её там нет". Доподлинно известно, что в бытность свою ангелом Люцифером вышеобозначенный противник самого Бога совесть имел. Не в том смысле, который мы вкладываем в человеческую совесть, якобы она находится внутри со всеми вытекающими правами на собственность, но что-то ведь являлось источником чистоты для него. И даже если он отошёл от этого источника, то не следует говорить, что источника вовсе нет. Из этого не следует, что его управдом - Бог-отец, а дьявол - это потерянная душа, но выглядит подозрительно. Главное - этот Источник и является моей темой. Не хочется искажать традиционные христианские ценности, но, в некотором смысле, Бог-святой дух является гарантом его существования.
Дать словарное определение совести с религиозным уклоном и умолчать об Источнике - это вполне понятная человеческая ошибка. Ну кто же будет упоминать о гипотетическом Источнике, ставя под сомнение свою репутацию умника?  Задача автора этих заметок - исправить это, найдя отличие между умником и мудрецом.

Продолжая поиск более широкого определения для понятия "совесть", следующим шагом необходимо сосредоточиться на атеистическом подходе. Сразу можно обозначить его принципиальное отличие от религиозного тем, что самого такого понятия как бы и не возникает, пока человек не встречает другого человека. Происходит своеобразный перенос внимания из внутренней концентрации на душе во внешний мир человеческих взаимоотношений. И сразу следует оговориться, что взаимоотношения будут затрагивать людей не только напрямую по-человечески, но и косвенно, например через отношения человека к окружающему миру - животным, клонам, инопланетянам и прочим существам условно или безусловно наделённым разумной жизнью. Не всегда удаётся однозначно разграничить сферы влияния этих двух различных подходов, например, в вопросе о зачатии и беременности, но можно не сомневаться, что они оба здесь применимы.
Предлагаемый мной синоним для слова "совесть" - это "мораль". В качестве обоснования сошлюсь на сходство эпитетов "грязная совесть" и "ничтожная мораль", но обозначу отличие - мораль изначально является чуждой человеку. А теперь представьте следующую картину: человек плывёт по морю. Не просто решил поплавать, а реально вынужден бороться за своё существование перед угрозой неминуемой смерти. Фактически он беспомощен, но замечает плавающий обломок и хватается за него в надежде получить отсрочку. Он даже чуточку счастлив, но положение его незавидное. Он пока ещё не осознаёт, что вокруг него масса воды, которая не годится для питья. Мимо него под водой проплывает множество рыб, которых он не может съесть и хуже того, может быть и сам съеден. Тот обломок, который сейчас представляется маленьким чудом, вскоре будет проклят за то, что продлит агонию. Он начал свой заплыв длинною в жизнь. По независящим от него обстоятельствам дальше будет проходить череда счастливых случайностей и последующих разочарований. Существенным фактором, который необходимо учитывать при анализе, является то, что человек почти не способен выжить в одиночку, то есть вне социума. Мораль чрезвычайно зависима от общественного устройства жизни людей. Но мораль эта сначала декларируется, фактически навязывается обществом отдельному человеку. Высота индивидуальной морали зависит от того, насколько большое количество других людей "включит" индивидуум в своё представление о безопасности. Причём, "включить" означает "готовность пожертвовать своей безопасностью".
Ну и как это работает? Как человек "включает" других в свой моральный кодекс? Фокус в том, что человек гораздо активней занимается "исключением" других из навязанной ему обществом морали (на конкурсе катренов полно обличительных стихов В АДРЕС ДРУГИХ ЛЮДЕЙ). Хуже того, очень часто это "исключение" принимается за основное предназначение морали. Но есть и другой фокус - "условное включение", когда мораль действует как бы по взаимной договорённости, на период "обретения счастья" (стихи о сладостных грехах). НО! Основная причина "включения" это не подчинение общественной морали на основе рационального мышления. Эта причина кроется в основе решений "принимаемых сердцем" (не заметил ни одного стиха этого уровня). Такое "включение" может оказаться серьёзным нарушением общественной морали. Одно дело записаться добровольцем на фронт - одобряемое "включение совести" и совсем другое влюбиться на оккупированной территории в представительницу врагов народа - неодобряемое "бессовестное включение". Как тут не вспомнить персидскую княжну, брошенную в набежавшую волну Стенькой Разиным? Таково действительное включение "грязной совести" идущего на убийство человека, облагороженное высокой моралью защитника Отечества. Душа "выходит из дома" и марается.
Здесь самое время притормозить и напомнить читателю, что моей целью не является вскрытие пороков общественной морали. Давайте озадачимся одним щекотливым вопросом: почему Иуда повесился? 100%-ный ответ - "совесть замучила", но давайте заглянем глубже. А какая совесть у Иуды? Ведь это совесть одного из 12 Апостолов Иисуса Христа. Не уверен что хоть кто-нибудь сможет внятно ответить на этот вопрос. С уверенностью я могу сказать только одно. Сначала Иуда сделал то, что задумал и только потом у него произошло "включение" совести - включение готовности пожертвовать собственной безопасностью. Такой вот заложник собственной совести, которая выносит приговор и тут же приводит его в исполнение: экстренная эвакуация в чистилище.

Теперь нужно сделать некоторые общие выводы. Существует такое понятие как свобода совести - право исповедовать любую религию или быть атеистом. Грубо говоря, здесь не может быть два в одном, но тогда и определений совести должно быть два или ещё больше, если того потребуют различные религии. Для атеиста чистую совесть символизирует незапятнанная честь (парочка таких стихов есть на конкурсе), а для верующего - это пропуск в рай (странно, но никто этот очевидный вариант не представил).
Для одних совесть - тайник души, а для других - рациональное осознание. Одни надеятся на чудесное внутреннее преображение в совершенного человека, а другие прагматично формируют его устав. Все правы, но меня беспокоит один момент... А что если Источник иссякнет (уйдёт, перенаправится и т.п.)? Пока в нем чистили только ангельские пёрышки, всё выглядело мило и без напряга. А если туда полезут в ближайшие 100 лет все восемь миллиардов с грязными ногами? Нам точно не потребуются экстренный приход мессии?
Пока мы коллективно ищем ответ-выход, предлагаю каждому подумать над вопросом: чем умный человек отличается от мудрого? Дайте свои варианты.

Конкурс завершился вот с такими результатами http://www.stihi.ru/2012/11/13/4039