Лао цзы. Дао де цзин

Алесь Ромашкин
1 Извечный путь не достигает Цели,
  произносимо cлово - не извечно.
  Мать всех вещей - начало Неба и Земли -
  не обладает именем, и лишь
  освобождаясь от своих стремлений,
  узришь его; названия различны, исток - один.
  Незнаемо ж - безлично, безымянно;
  узри чудесное в чудесном - это ключ.

2 Когда прекрасное в прекрасном узнаЮт -
  тогда и возникает понятье безобразного.  Добро
  узнай - и вслед возникнет зло.
  Они - дуальны и, служа друг другу,
  сменяются взаимно без конца и края. Потому
  живи спокойно, и без слов всё зная.
  Сонм вещей начала не имеет. Не теряет
  лишь тот, кто действует без остановок.

3 Не возвеличивай достойных, и тогда
  в народе конкуренции не будет.
  Воров не хочешь - ценности не ставь.
  Желаешь чистоту в сердцах людей
  увидеть - отврати свой взор
  от порождения желанья. Сделай сердце
  открытым и пустым, и наполняй
  желудок лишь. Желанья размягчая, дух крепи.
  Скажи другим: освободитесь от своих познаний
  и от стремленья обладать. Тот неумён,
  кто умных наставляет к сбору знаний.
  Свободно действуя, без мыслей задних -
  лишь тогда свободен.

4                Дао пусто,
  но существует все благодаря ему,
  вся тьма вещей, гармония, сиянье,
  уравниванье мира - все лишь Дао,
  непорожденное, извечное,
  что было до всего и будет вечно...

5 Безсострадательны и небо и земля,
  несострадателен мудрец, поняв,
  что люди и пространство -
  изменчивы и, в сущности, пусты.
  Пустое ж - неизменно.
  Изменчивость в своих же измененьях -
  столь несравненно. Толку мало
  об этом много говорить...

6        Безсмертен Дух,
  он - скрытая во Тьме Праматерь,
  проход, источник он и Неба и Земли,
  он весь в работе беспрерывной...

7 Велико-Небо и стара-Земля
  живут, забыв свое существованье.
  И мудрый не печется вовсе
  о теле собственном, и тело
  само дорогу выбирает, отстранясь
  от Я, тем продлевая жизнь,
  не действует во вред себе - напротив,
  лишь этим обретая полноту
  своих же свойств.   

8 Вся добродетель - как вода:
  даря всем благо, о себе не мыслит.
  Только покоем обретаем Путь:
  величие, бездонность сердца, мудрость,
  успешность дел и благоизмененье.
  Кто медленно спешит - тот быстро ездит.

9 Ты просто заполняй собой весь мир,
  что безконечен, но непостоянен.
  Чины, богатство, почести - беда.
  Освобождение от свойств,
  привычных человеку - это Благо.
  И неба Путь.

10 Стремясь к чему-то, обретешь ли это?
   Освободишь себя ли от утрат?
   Отвергнув невозможное принять,
   ты вырвешься ли с круга? Так узрей
   все тайны мира, отойдя от дел.
   Так сила Дэ поддерживает всё,
   не обладая, хоть превосходя,
   но вовсе не царя над этим миром.

11 Тридцать спиц в колесе, но втулка его - пуста,
   лишь этим она - пригодна;
   сосуд пол внутри - и неспроста;
   в доме - окна и двери, но Пустота
   внутри; пускай наполнение - доходно,
   полезность опустошением лишь достать.

12 Кто видит мир цветной - тот слеп.
   Кто слышит звуки - глух. Вкушая вкус,
   ты пребываешщь в заблужденьи.
   Где увлеченье восприятьем - сердце слепо,
   все в мире преходяще. Откажись
   от мира - обретешь совсем иное.

13 Любовь и благосклонность - к беспокойствам.
   Их обретая, к ним уже привязан. Там,
   где корЫсть - там вред. И коли не стремишься
   ты ни к чему - то и вреда не будет. Не ценя
   себя, цени лишь мир, себя вверяя миру.

14 Пребывай в покое, безмолвном и пустом,
   себя умерив. Практикуй,
   Единого достигнешь -
   без лица, без облика и формы -
   то Дорога древних. Узнав Исток вещей -
   постигнешь суть искусства жизни.
   Это - Путь.

15     Идя к нему, будь ровен,
   спокоен, осмотрителен, раскрыт
   вовне, естественен и прост,
   непредсказуем, оставайся трезвым и,
   подуспокоив горделивый ум,
   получишь ясность Духа. Терпелив
   будь - все придет не сразу,
   но в срок. Не взяв сразу с избытком,
   всё обретешь, чтоб больше не желать.

16 Достигнешь пустоты пределов Мира
   ты в тихом осознании, где тьма
   вещей, соединившись вместе,
   идет назад,к началу - обретешь
   покой с безмолвием.
   Судьбу свершишь, познав извечное -
   сияньем станешь, светом.
   Подумай об извечном - и поймешь,
   что это есть всеобщая казна,
   что это есть Верховный управитель,
   что Небо есть и что есть Дао.
   И в Вечности, утратив даже тело - не иссякнут.

17 С нейтральностью правя над миром,
   сознание дарует миру всё.
   Не знает верящий и видящий - не слеп.

18 Лишь отходя с Великого Пути,
   возникнут гуманизм и справедливость,
   и ум возникнет - в том и заблужденье.
   Искусственны сыновняя любовь,
   почтенье к старшим и служенье миру.

19 Стократно вреден ум
   и состраданье вредно,
   и тяга к справедливости вредна.
   Отбросив их, вернешься к почитанью
   родителей и истинной любви.
   Корысть отбросьте - и не станет татей.
   Искусность - в неопоре ни на что.
   И, видя в простоте основу Силы,
   отбросив интерес - отбросишь страсти...

20 К вещам будь непривязанн. Только там,
   где нет ни упований, ни надежд,
   где нет добра, где, тих и незаметен,
   в отказе от себя, с неясным сердцем,
   живешь в миру, загадочном, неясном -
   как озеро спокоен будь и тих,
   ценя лишь корень жизни, мать всего живого...

21 Мир форм вещей, мир Дэ
   источником своим имеет Дао,
   и сила Дао превосходит всё,
   и суть его - повсюду...

22 В движенье всё, но мудрый - недвижим,
   имея ясным дух и не борясь с собою,
   безжалостен к себе, в ладу со всем,
   он - целостен...

23                Меж Небом и Землей
   дает Дэ радость тем, кто дух
   свой чистят, не связуясь с Дао.
   Кто с Дао ж связан - видит радость в Дао.
   Там знающий - молчит, оратор здесь - не знает.

24 В попытках старта - нет успеха,
   в поспешности - удачи,
   стремленье к правоте обречено,
   усилья над собой и жалость -
   дорога в никуда, и нет покоя
   тому, кто на пути погряз
   в излишествах в еде и отвлеченьях.

25 Мать всех вещей, извечная пустыня,
  присутствующая во всем - есть Путь.
  Велик, но непрерывно ускользает,
  глубок безмерно и неистощим
  в реализациях. Великих лишь четыре:
  Земли велениям подвластен Человек,
  Земля - веленьям Неба,Небо - Дао,
  но Дао не подвластно ничему...

26 Источник легкости - в отсутствии привязки
   к тому, что ты имеешь; там свобода лишь,
   где ты не связан с миром.

27 Кто мудр, тот не сторонится людей,
   им помогая, их не избегая,
   открыт и ясен, все же не стремится
   ни к благодеянью, ни к наставленью им.

28 В неразличеньи крайностей, в довольстве
   лишь тем, что есть,
   в естественном возврате к естеству -
   стремится мудрый.
   Порядок с распорядком незнаком.

29 Нельзя приватизировать сей мир -
   собранье духа, мир не удержать;
   мудрец, живя в потоке жизни,
   довольствуется малым...

30 Послушник Дао не привязан
   ни к службе, ни к делам,стремясь к покою
   с согласием. Удача - лишь тому,
   кто не стремится сам ее схватить.
   Оставь же милосердие и жалость
   к себе, самодовольство, собственную важность
   и к силовому разрешенью спора страсть.

31 Оружие войны - отнюдь не к счастью.
   Искусство подавления других
   мешает достиженью полноты
   приятья мира. Счастье - на краю,
   вдали от страсти накопления в сраженьях.

32 Извечно Дао и гармония извечна,
   коль не противиться согласию вещей,
   уступчивость с довольством сочетая.
   В слова играя, все ж остановись -
   неизъяснимо Дао ведь посредством
   всех тех вещей, что наполняют мир.

33 Так победи же самого себя,
   довольство существующим любя лишь.

34 Источник всех вещей - одно лишь Дао.
   Стремись освободиться от стремлений,
   свободу получить от обладанья,
   стремись освободиться от себя.

35 Познав причину мира, ты вослед
   иди за ней, лишь только созерцая.
   Согласия достигнешь полноты,
   ведь Дао - ни познать, ни изложить...

36 Калечит страсть, решимость возвышает дух,
   даря свободу. Будь податлив, мягок...

37 Нет в Дао ни безделья, ни стремлений
   к Делам. Без слов смотря на мир,
   без мнений, в простоте -
   придешь к безстрастности и непривязке.
   Обретешь покой.
   И Поднебесная утихнет совершенно.

38 В неустремленьи быть, в неделаньи - исход.
   Последуй за происходящим, но не боле.

39 Вся тьма вещей стремится к сохраненью
   себя, правитель ж хочет власти -
   возбуждает он этим страх и сам уже боится.
   Сверх меры что-то оценя, тем понижает главное.
   Так не стремись же и не будь привязанн.

40 Уступка и отказ,
   податливость и мягкость -
   вот в них успех.

41                Последуй Дао
   в неразличеньи тьмы со светом,
   победы с поражением, гармонии
   с борьбой...

42                Всего источник - Дао,
   отсюда Ян и Инь, отсюда Ци движенье.
   Да будет дух твой несгибаем.

43 И освободись от дел,
   знай всё без слов - ты понял?

44 Непритязателен, знай меру.
   Беды избегнешь, вечного достигнув.
 
45 Ничто не лучше ничего,
   но лучше всех - сознанье,
   невозмутимо ясное всегда.

46 Утрата связи с Дао же вредна;
   довольствуясь наличным,
   ты достигнешь сути.

47 Ведь мудрость - не в познании,
   но мудрый знает то,
   что всем не видно....

48 И Дао - в отдавании того,
   что следует отдать.
   Свободен от всего - владеешь миром..

49 Так мудрый - неизменен,
   внимая миру как дитя....

50 Цель мудрости - освобожденье
   от всевозможного, что может умереть...

51 Исходит все из Дао,
   и в Дао силу обретает Дэ.
   Безлична, неизменна эта сила,
   превосходя все мыслимое здесь,
   к главенству же нисколько не стремится.

52 Поняв, что ты - дитя у мира,подчиняясь миру,
   освободясь от самости - не сгинешь;
   вовне раскрывшись миру, там преград
   не встретишь.Вот исчезло Я,
   но ты обрел при жизни Вечность...

53 Где знание, там Путь - он незаметен.
   Заметность напоказ - отнюдь не Путь.

54 Стоящий крепко свален быть не может.
   И степень добродетели - различна:
   тот искренен, исправил кто себя;
   семью - обилен; тот обширен, кто деревню;
   кто ж Дао в Поднебесной практикует,
   тот обладает силой уникальной.
   Так по себе ты познаешь других...

55 В ком Дэ - тот как младенец обнимает Дао.
   Он гармоничен;
   знанье постоянства суть просвещение;
   обогащенье жизни кличут счастьем;
   напряжность духа в сердце - звать упорством;
   но все стареет в нарушенье Дао:
   отход с Пути и гибель раньше срока.

56 Кто знает - тот молчит,
   кто говорит - не знает;
   безстрастен кто, распутывая мысли,
   и умеряя этим блеск ума,
   сводя все к одному - тот в единеньи.
   С ним сделать ничего нельзя,
   он - драгоценен.

57 Недеянье - вот техника всего.
   Все исправляется само собой в природе.

58 Потребность в управлении страной,
   ежесекундно к счастью направляя
   людей - искусственна. Добро уходит в зло,
   и человек давно в том заблужденьи.
   Но мудрый - светел, не блестя, в приятии.

59 Умеренность в правлении страной
   и в службе людям - воздержанье
   и ранняя ответственность к тому,
   что называют "собираньем Дэ".
   При Дэ внутри - преграды нету.
   Источник управления страной
   имеет изначальным корнем Дао.

60 Правление страной с опорой в Дао
   не побуждает духов предков возникать,
   и силы Дэ сливаются в одно...

61 Величье государства -
   в готовности поток текущих дел
   пустить на самотек. Пассивность
   приводит женщину к победе над мужчиной,
   невозвеличивание страной себя -
   расположение к себе лишь создает.
   Великим место - снизу.

62 Глубинная основа всех вещей -
   спокойное последованье Дао.
 
63 Недеянье, спокойствие и ровность,
   вниманье к мелочам во всем великом,
   внимание к величью в мелочах...

64 Искусство не желать и не ценить,
   учиться, не учась, и видеть то,
   что многие не видят - все тогда
   идет само собой.

65 Искусство Дао в управлении народом -
   в непривлечении изысканных умов.
   Кто знает это - понимает Дэ,
   глубоко-удаленную, к которой
   все тянется, достигнув же ее -
   становится покорной.

66 Мудрец в речах не борется
   и ставит себя последним -
   тем возвышен в деле.

67 Лишь три сокровища: к любови к человеку -
   умеренность и скромность.
   Любовь дает нам храбрость,
   бережливость - щедрость,
   отказ от первенства - над миром власть.
   Погибнет тот, кто парой не владеет.
   Наличие любви угрозу смерти
   преобразует к дружеской победе.
   И в этом - неба помощь.

68 Умение добиться без борьбы -
   искусство в обращеньи с человеком.
   Не силою берешь - партнерством с небом,
   природе следуя, что под началом Дао.

69 В бою будь не хозяином, а гостем,
   и лучше отступить тебе на шаг,
   чем выступить вперед хоть на полшага.
   Недеянием действие вершится.
   Недооценка же возможностей врага
   подпортит Дао. В споре побеждает тот,
   кто выдержан побольше...

70 Слова легко понять и выполнить несложно.
   Невежество - от нежеланья слушать.
   У речи всякой есть резон, у дела - побужденье.

71 Кто знает - тот уже на высоте,
   невежда же неведением болен.
   Осознающий же свою болезнь -
   уж оздоравливается подобным осознаньем.

72 Когда народ уж не боится власти,
   власть применяет силу, но тогда
   народ презревший тож презрен народом.
   Мудрец себя совсем не выставляет,
   стараясь пробудить к себе любовь.

73 Путь Дао:
   победа без борьбы, ответы без вопросов,
   прием входящих всех без приглашенья
   и действие без плана на него.
   Свободу действий лишь не допускай
   и не завинчивай все гайки до упора.
   Никто не знает, как угодно небу.

74 Угроза смерти, но не смерть - вот Дао.
   Привычка к казням не страшит народ.

75 В народе голод - от больших налогов.
   В народе смерть - от тяги выживать.
   Но пренебрегши жизнью - ее ценишь.

76 Младенец - слаб и нежен,
   труп же - тверд и жёсток.
   Так мягкость с гибкостью - подруги жизни -
   одерживают верх над грубой силой...

77 Естественное Дао - натяженье лука,
   оно богатство бедным отдает.
   И мудрый не привязан к результату,
   в отсутствие страстей он - тих и скромен.

78 Нет ничего податливей воды,
   но как вода подтачивает скалы,
   так слабость получает верх над силой -
   то знают все. Принявший унижение страны
   становится властителем державы.

79 Гармония взрастает из скорбей,
   но надо ли считать те скорби - благом?
   И мудрый упрощает свою жизнь,
   ведя дела текущие, и только...
   На завтра правил нет - таков путь Дао.

80 Страна пусть будет небольшой, народ - немногим.
   Оседлой - жизнь, а армия - для понта.
   Вкусна еда, одежда хороша, обычаи приятны, дом удобен.
   Пусть жители соседствующих стран
   друг друга видят, а собаки - слышат,
   до старости глубокой весь народ живет
   и втуне не стремится...

81 Правдивость - не искусна,
   искусность не правдива. Блеск ума
   так мало совместим с реальным смыслом.
   Добро творимое творится строго в меру.
   Избыток щедрости навряд ли так уж добр.
   Мудрец живет умом других, но не своим,
   беря у всех, несет же им обратно,
   приобретая что-то для себя. Путь неба:
   неси всем пользу, не вредя ни в чём.
   Деянье без борьбы - вот в этом Дао.



   по переводу Ян Хин Шуня и другим...