КВН

Эдуард Шульман
  Хватит клепать, пора чему – то толковому научиться. После этого решения перешел работать из агрегатно–сборочного цеха в цех плазово – шаблонной оснастки. (ПШО) Там люди корпели над чертежами самолета, что – то чертили на плазах. Плаз – это жесткий носитель обводов самолета и его конструкций.

 Я попал в группу крыла. В плазово – конструкторском бюро я довольно быстро освоился, люди ко мне относились доброжелательно, познакомился и даже подружился с новыми ребятами. В обед ходили кушать плов, каждый день. Это была самая дешевая и сытная еда.

 Одним из конструкторов в нашем ПКБ работал татарин Анвар Сарвартдинов. Он работал как танк, тащил целую группу, но любил и посмеяться, при этом сам смеялся больше всех. К плову обязательно брали чайник черного чая и порцию на бумажечке рассыпного сахара. Однажды он предложил высыпать сахар в плов и сказал, что это будет очень вкусно – он уже пробовал. Мы с Толиком Дергачевым, ведущим конструктором бюро, посомневались, но бросили. Толик говорит: «А ты знаешь, ничего, даже интересно». Анвар смеялся долго и сказал, что на самом деле, идея ему только что пришла в голову. Был еще один любопытный случай с Сарвартдиновым. Проходя мимо него, услышал: «Полчаса ищу сечение СЭ - СЭ и не могу найти». Перед ним лежала огромная куча синек чертежей, и он продолжал искать это чертово сечение.

 Стали искать вместе, потом из любопытства присоединился Дергачев. Десять минут ищем, нет и все! Наконец, Анвар восторженно закричал: «Вот онА сечение СЭ - СЭ!» Мы посмотрели, там было показано сечение Ц – Ц. «Так это же Ц-Ц»- мы заорали. «Ну, да, я и говорю, сечение СЭ-СЭ». Анвар от смеха держался за живот, мне то было неудобно, а Толик дал ему легкий подзатыльник. Просто Анвар не выговаривал букву Ц. Помимо работы, молодежь цеха умела и хорошо отдыхать. Были группы, которые, сговорившись, ездили на выходные в горы. Я уже стал как бы своим в цехе.


 И тут, стало известно, что на заводе впервые будет проведен КВН. Решили столкнуть заводских интеллектуалов: конструкторов из службы Главного технолога с нашим цехом. Тогда КВН набирал силу и вызывал преогромный интерес. Быстро организовали группу, в которую вошли двенадцать человек, такое было условие. Возможностей у нас было гораздо больше, чем у технологов. У нас было слесарное отделение и золотых рук мастера: слесари – шаблонщики. Расписали сценарий по заданной теме и стали готовиться. Тема была: «На первом месте Мода!»

 Чего только мы не придумали? Только для жюри изготовили двухметровый «коробок» спичек из листовой стали, идущей на шаблоны. Как и положено вторая «коробочка» со спичками тоже в два метра, могла выползать и вползать в основную. «Коробку» в раскрытом виде, где было видно несколько гигантских спичек, несли четыре человека - такую тяжесть одному не унести. Подарок для жюри сопроводили словами, чтобы жюри могли сжечь наших противников. Одновременно изготовили такие же громадные очки с розовыми  и черными стеклами, чтобы жюри на наши проделки смотрели через розовые очки, а у противника подмечали все огрехи.

 Организовали и свой «оркестр». Кроме Генки Левина, в будущем кандидата технических наук, а сейчас конструктора и просто интересного парня, никто ни на чем играть не умел. А Генка играл и на гитаре и на банджо. Собственно, на мандолине, но если между струнами проложить пластинку, она начинала звучать, как банджо. Кому-то пришла великолепная идея: изготовить все инструменты самим из дюраля, в натуральную величину. Вот где пригодилась работа плазовиков: мы сделали полную развертку всех инструментов и передали слесарям – шаблонщикам. Они вырезали заготовки, согнули и проварили швы. Зачистили, покрасили, нарисовали клавиатуру, и все это выглядело так, что издали казалось настоящим. И только, приглядевшись, начинали понимать, что здесь что - то не так. А как же звук извлекать?

 Вот тут было самое интересное. Придумали мундштук, в который вставляется кусочек отрезанной расчески с натянутой на нее такой тоненькой – тоненькой резиночкой. И не ошиблись: звук был великолепный. Вскоре инструменты были готовы, а там были саксофоны, кларнет, тромбон и контрабас. Контрабас представлял собой огромный барабан, уложенный горизонтально с натянутым тросом, закрепленным к водопроводной трубе. Звук он издавал совершенно необыкновенный – мощный, мы за животы держались от смеха. У тромбона выдвигалась кулиса, как у настоящего, и наш Феликс Короткин прямо голосом туда басил: фа - фа – фа.

 Но вот резинки для мундштуков кларнета и саксофона нужно было покупать в аптеке. Мне достался кларнет. Все бы ничего, да меня послали за резинками. Я, к сожалению, никогда до этого их не покупал, и не знал, как это сделать. Очень волновался и ни о чем кроме этого думать не мог. После работы пошел в аптеку, которая была прямо на территории завода, дождался выхода последнего человека, зашел и, протянув деньги, сказал: «Дайте мне, пожалуйста, двенадцать презервативов для оркестра». Продавец развела руками и сказала: «Только что последний продала». Выскочил, как ошпаренный. Наутро женщины смотрели на меня с интересом и немедленно послали за ними другого
.
 Во время самого КВНа женщины за кулисами резали эти резиночки в виде квадратов, натягивали на запасные расчески и, тихонько просунув руку, подавали их нам…. Мы решили сразу тайну инструментов не выдавать: начали играть, не раздвигая занавеса. Публика, услышав необыкновенные, но знакомые узнаваемые звуки мелодии Г. Миллера «Золотые ворота», из кинофильма «Серенада солнечной долины», уже неистовствола. И когда открыли занавес, они увидели пять человек в черных костюмах при галстуках, с удивительными инструментами. Сначала как-то притихли, но когда поняли в чем дело, раздался смех, шквал аплодисментов – это была настоящая КВНовская выходка... Во время нашей игры раздался грохот в центре зала.

 Это с лестницы свалился единственный кинооператор заводской киностудии «Сириус». Он так увлекся, что тяжелая кинокамера перевесила, и он рухнул. Мы играть не прекратили….Это подлило так масло в огонь происходящему, что в зале просто стонали от восторга. В общем, прогоняли КВН, когда, наконец, дошла очередь до меня. Я то вообще, никуда не лез, но тут ведущий, вдруг, объявил конкурс: «Марка фирмы». Предлагалось для этого выделить по два человека от каждой команды, дать им двадцать минут и послушать их идеи.

 Вот идея меня немедленно осенила. Когда мы встали в круг, чтобы решить, что делать, я сделал предложение: увеличить значок, который висел у нас на груди и всех наших болельщиков до огромных размеров и с ним выйти. Инициатива наказуема: меня тут же вытолкали вместе с нашим Геной Малевым – художником. А значок нарисовал конструктор Юрий Толманов на винипрозе – это как бы утолщенная полиэтиленовая пленка, на которой черной несмываемой тушью рисуют тоже плазы. Красивый значок: треугольник с изогнутыми сторонами, поперек которого взлетал самолет. Значок получился на редкость красивым, его размножили для всех.


       И команда, и наши болельщики прикололи эти значки на пиджаки - у кого они были, тех спокойно пропускали в зал. Вот этот значок и предложил я увеличить. За кулисами Гена оторвал от рулона большой кусок бумаги и, насвистывая, стал его рисовать, а я ходил вокруг в возбуждении и, наконец, до меня дошло, что надо же как-то его представить. Надо что-то сказать. И мне пришло в голову четверостишье. Записал. Потом оказалось, что у нас в запасе еще много времени. Когда все было готово, я все стихотворение записал на клочке рулонной бумаги, мы пошли на сцену показывать и читать.

 Только вышли, нас кто-то схватил за руку и повел назад. Тут только до нас дошло, что нас еще никто не приглашал, и мы вошли в чужой номер, который показывали на сцене. Мы несколько успокоились и решили значок тоже сразу не показывать. Свернули в рулон и когда нас вызвали, подошли почти к краю сцены и резко отпустили рулон. Зрители, увидев родную марку в огромном изображении, завизжали, долго хлопали. Я выжидал и, когда почти стихли аплодисменты, прочитал только что, в возбуждении написанное стихотворение.

           Наша Марка

       Наша Марка превосходна:
       Посмотрите на неё,
       Разве всем не благородно
       На груди носить её.

       Нас двенадцать членов было,
       Удостоенных носить
       Марку нашего завода,
       Мы должны Вас попросить:

       Вы носите нашу Марку,
       Гордо голову подняв,
       Детям нашим передайте
       С теплотой большой в сердцах!

 Этот конкурс мы выиграли у наших противников за высокий патриотизм.
И всю игру тоже выиграли. А на следующий день уже работали так, как будто ничего и не было. И все – таки, время от времени вспоминали этот конкурс, но вот пленку студии «Сириус» так нам и не показали.
 
       Шло время. Вскоре получил четвертый разряд, окончил техникум и… женился.
А еще, спустя немного времени, меня призвали в армию. Военкомат выполнил свое обещание: не призывать, пока не закончу техникум. Так я призвался не со своим годом, а на три года позже, что, вобщем – то, мне в будущем помогло.
 
       ЭДШ 18.09.08

P.S. Прошло много лет с того памятного волнительного КВНа 1967 года..., но никто до сих пор не может успокоиться. И вот наша прародительница КВН Алла Дектярева (Бабенко) вновь по крохам собирает сведения о том КВНе. Благодаря, Интернету, Скайпу удается найти многих бывших КВНщиков. Так появилось несколько эпизодов, которые либо не видел, либо забыл. А эпизоды были потрясающие.

В команде был наш плазовик Хачик - стройненький и очень симпатичный армянин. В сцене "Барахолка" он должен был нанести на трафарет из бумаги, который привязывал к красивым полным ногам Т.Азимовой, краску. Идея - на барахолке рекламировать и продавать, входящие в моду в то время разноцветные чулки. Хачику дали задание управиться с двумя ногами за 30 секунд. Каждый вечер на репетициях он отрабатывал нанесение трафарета на скорость, не получалось. На самом КВНе на сцену Хачик  вышел с Т.Азимовой и ведром краски с толстой кистью. Он так все сделал энергично, что уложился в 20 секуд.

Следующая сцена с его участием была о Гитлере. Задача была показать, что как раз гитлеры не в моде. Для этого сделали как бы сценку с окном, где по полозьям,
 невидимым из зала, двигали картины с изображением карикатур на Гитлера. Комментировать картинки дали Хачику. Ему сделали прическу под Гитлера и наклеили усы. Хачик на КВНе вошел в такой раж, что мы начали опасаться за его здоровье. Он кричал, орал, брызгал слюной. В зале творилось что-то невообразимое. А те, кто был рядом С Хачиком услышали, что он уже все картины кроет матом, при этом у него отклеились наполовину усы и прыгали. Неизвестно чем бы это все кончилось, пока не решили его утащить со сцены. К нему подскочили двое парней, взяли помышки и поволокли со сцены. И пока его тащили он дрыгал ногами, плевался и продолжал орать матом. И жюри и в зале считали, что так было задумано, а наши женщины всерьез за сценой его успокаивали.

Как и положено пол зрительного зала занимали наши болельщики, а другую половину - болельщики противников. И там и там, были руководители болельщиками. В одном из эпизодов во время выступления наших противников, Алла дала команду нашим болельщикам кричать ПОЗОР команде противников. Пока сквозь шум и гам ее команда дошла до наших болельщиков, на сцене их сменила наша команда. И в это время грянуло: "Позор!" от наших болельщиков нашей же команде. И это вызвало смех во всем зале. Да КВН был незабываем.

Вдруг вспомнилось...., что за двадцать минут до начала КВН наш капитан наотрез отказался выходить на сцену. Что делать? Взгляд упал на Толика З. Он выпил стакан портвейна и сказал: "Готов!" Когда вышел на сцену, одним из вопросов капитанам был вопрос о...яблоке. Чем хорошо яблоко? Капитан противников всегда подтянутый хохмач Л.М.Мелихан тут же ответил красивыми стихами. А Толик сходу бухнул: "Эх, яблочко, куда ты кОтишься?" Это так всем понравилось, что его выражение стало брендом и  мы долго шутили к месту или не к месту этим выражением.
Было еще много интересных эпизодов. Все не раскрутить. Но вот прошло уже почти пятьдесят лет с того времени, но мы становимся счастливыми от одного упоминания этого КВНа.

                ЭДШ 26.10.12

Фото: "Генеральная репетиция"