Звёздный океан
В огромном звёздном океане
планеты холят и растят… -
там есть Земля.
На ней – земляне.
На них наручники блестят,
и не сбежать
ни от «заботы»
и ни от цен, и ни от «прав»…
осталось только «быть свободным»,
на звёзды голову задрав.
______________________
О Т В О Р И
М Н Е
М А Т Ь
Отвори мне мать,
отвори.
Я не ведал, что жизнь –
отрава.
Отвари отвар,
отвари.
Отвари –
ты имеешь право;
от зари меня до зари
ты качала рукою белой,
и когда свеча догорит,
ты мне пела.
Зачем ты пела!
Отвори мне мать -
отвари,
отвари колдовского зелья,
и не будет мне ни зари,
ни тоски моей, ни похмелья.
Посмотри-ка мать,
посмотри,
это – я у твоей могилы.
Я вернулся.
И дай мне силы, –
отвори мне мать, отвори.
_____________________
С Р Е Д Н Е Р У С С К О Е
Она бежала от проклятья
по серебру росы и слёз
вдоль долгих рельсов и берёз,
рукой придерживая платье,
сквозь бабье лето и туманы,
и ото всех, кто здесь живёт, -
от перекошенных ворот
и перекрёстного обмана.
А диск, летящий в небе красном,
сжигая лес, не отстаёт,
и поезд набирает ход:
не прав, не проклят, не причастен...
Деревья всхлипнут о вагоны,
и унесёт стальной фантом
в прикосновенье золотом
с ветвей слетевшие ладони.
Кто время на Земле догонит! -
и прост, и пуст обратный путь.
И снег -
что простыни на грудь
земли, уставшей от агоний,
от оголтелости конвоя,
от сумасшествия судов,
от поколений русских вдов,
и что сама давно - вдовою.
А рельсы, нервы двух Вселенных,
вздохнут... и выравняют стук,
и с нами - память глаз и рук,
что сокровенна и нетленна.
Где нет любви, - "козлы" да черти;
им всё равно, куда и где,
и кто преступник на суде,
и сколько стоят два бессмертья... -
кто время на Земле догонит
вдоль долгих рельсов и берёз
по серебру росы и слёз
земли,
уставшей от агоний!
_____________________________
*
Где в камере сто двадцать душ,
там душно, Господи, и дымно.
Потребность в воздухе "взаимна" –
и каждый рвёт воздушный куш.
Где в камере сто двадцать тел,
там делят "поровну" пространство.
И в этом деле дилетантство, –
коль не возмездье, то – удел.
____________________
Совет избранникам
Любой набор картинок-синяков
так невпопад под белоснежной майкой!
Наверное, кололи на Ямайке –
там зайцев нет, как впрочем, и волков.
Ничем не станет по законам смысла
любой никто, что растворён в ничто:
в мирах предметов, превращённых в числа.
Всё для него «не так» и всё «не то».
Мне б посоветовать, «избранникам на Троне»;
«Прочти на камне, если не слепой:
«Здесь похоронен первый вор в законе –
Дубровский».
И сравни его с собой.
_____________________________
"Хозяин"
Кто держит от наручников ключи,
тот смотрит свысока, причём – с насмешкой.
Завидуя «орлу» - пугая «решкой»*.
И – не отучишь - не учи. Молчи.
________________________________
* Тюремная решётка /жаргон/
Красиво
Я приеду к тебе красиво:
на четвёрочке вороных
полированных и стальных,
и с флажками «Люблю!» - курсивом.
Ты навстречу метнёшься птицей,
и закрутится кутерьма!
… Что порой в тюрьме ни приснится!
И на то она есть тюрьма.
___________________________
Принцип
Сначала – заслужить авторитет.
Конечно, если всё же – по плечу.
А после – «что хочу, то ворочу
по беспределу. На остаток лет».
А значит – объявить себя «в законе».
В каком, не важно: «по понятьям» - в том.
Мешком с деньгами восседать на троне,
боясь того, кто постучится в дом,
крестясь на Храм из «Хаммера» проездом,
считаясь мудрым, не читая книг,
платить, держа охрану у подъезда,
иметь Дворец и именной родник.
__________________________
З А О К Н О М М О И М...
За окном моим – левый берег.
За окном моим – правый воин.
Он земли своей – удостоен
по душе его да по вере.
За окном моим – Мир чудесный.
За окном моим – Месяц властный.
За окном моим – плач Небесный,
Солнце красно,
да зло – напрасно.
А окно моё – холст грунтованный.
И душа болит – нестерпимо ей.
И сижу я тут – арестованный.
И конвой стоит за спиной моей,
и глядит в окно – диву дивится,
и блестят слезой взоры ясные:
за окном моим – Нива нивится,
Солнце красно,
да зло напрасно.
__________________________
Ц Е Н А
Есть цена,
что – сполна.
Как цена Небесам.
Есть у слова цена –
сколько стоишь
ты сам.
Уронил, не сберёг, –
подними. Заплати.
Может, кончится срок
Исполненья Пути,
и ветра унесут
всё, что ты обещал,
только знай, – этот суд
никого не прощал.
_______________
О С Т Р О В
С Ч А С Т Ь Я
1.
Остров счастья
Остров счастья из географии
с ярким привкусом типографии
и трамвайный смешок звонка,
и в Москве–реке – облака,
и стрела в городской лазури –
белый росчерк из края в край.
Ты звала меня на Миссури,
а попал я в таёжный “рай“.
“Нет того, чего нет в помине” -
говорят. Потому, что есть.
Этот Мир ни в чём не повинен,
просто место такое здесь,
да и время ему такое,
и материя такова.
Но зато я могу рукою
на бумаге писать слова;
2.
Миссури
На реке на Миссури
столько алых цветов!
В отражённой лазури –
отраженья мостов.
На реке на Миссури –
целый Мир новостей:
там Природа – Мичурин
и слегка чародей!
3.
Там, на Миссури, - марь по лазури.
Марь, марь...
Ночью глубокой в очах поволокою –
гарь, гарь...
А до Миссури – от дури, от смури –
даль, даль...
А обернёшься – и будто проснёшься!
Жаль, жаль...
4.
Рай Севера
Пахучий рай.
Кедровый бор.
Чудесный край
среди озёр
и отражённый в них
забор
расшит как жемчугом,
росой...
Блестящей «путанки» узор
в густой траве ласкает взор,
а небо сыплет серпантин,
и он, созвездьями кружась,
над вышкой строит Зодиак...
Охранник кашляет в кулак
и ищет спички, копошась,
и отливает серебром
колючей проволоки сталь.
Тут рай на Острове Святом
с простым названьем
«Пастораль».
«Красавиц нежных
тонкий стан»
не искусит грехом –
их нет.
Тут вечный Пост
обетован,
и каждый
в рубище одет.
Не предан Бог,
не сломлен дух,
встаёт заря,
костёр потух.
Ничто – не зря;
вся жизнь – впрок.
Красив урок,
забыть нельзя.
______________________
Лишён свободы
Неволя отнимет у меня перо,
а у художника - холст и кисти,
и всё,
чем люди творят добро,
и открывают
фрагменты истин,
убьёт, задушит любовь двоих,
а у хирурга отнимет скальпель,
свяжет разум
и снимет скальпы.
Сильный станет покорно тих.
"Лишён свободы".
А вместе с ней
в живой Вселенной его сознанья
погаснут всполохи созиданья
и состраданья
до гроба дней.
_______________________
*
Сегодня – пиво на столе
и сыр пахучий на тарелках.
Мы не погибли в перестрелках, –
нас девы ждут на корабле.
Нам поднимают якоря
из успокоенного моря.
На свете есть большое горе,
как Жизнь,
растраченная зря.
________________________
Нары и Канары
Весь век – то нары, то Канары.
О том поэтому поём.
Летают по небу Икары –
мы им крыла
сдаём внаём.
_______________________
Нас теперь не обманешь
Нас теперь не обманешь;
мы – верченые да крученые,
выжатые да высушенные, –
на столбики нахлобучены,
в улицы ветром сдутые,
схваченые в тумане,
голые да разутые,
битые на кичмане,
травленые
да мученые,
с "дурами" на кармане,
ссученые
да засученые! –
Нас теперь
не обманешь.
__________________
Пацаны
Вот бы сделаться нам «крутыми» -
метра по два бы всем и выше.
Так, чтоб каждый умел выжить
и платил за всё – золотыми.
Чтоб – без жалости, без промашек,
и в кармане – ключи удачи,
чтоб всё «схвачено» и уплачено
меж берёзок и меж ромашек.
Чтоб – ни книжек, ни прочей мелочи
и – ни Бога, и ни народа.
- А природа?
- А что природа! –
облачка, дурачки, девочки...
__________________
Тюремные заметки
Я ненавижу берега,
с которых падают младенцы
и у порога полотенце,
что топчет детская нога, - *
жестокость правил «малолетки»,
тюремный суп и грязный мат,
наивность – пищу для «наседки»
и лай
овчарок и солдат.
_________________________
*Традиция коллективного избиения
в тюрьме для
несовершеннолетних: «Прописка».
В О Р О В С Т В О
У друга
деньги человек украл.
Украл не кто-нибудь,
самый ближний.
И друг увидел:
человек пал!
...И плакал друг, воровством унижен,
и – вслед спешил,
но не в деньгах суть, –
верил:
ангелы в путь послали.
...И был последним
для друга путь...
Спешил...
А слёзы глаза застлали...
Рад человек,
что украл удачно.
(Кто из нас не боится мести!)
Живёт человек
на красивой даче.
И дача его – на удобном месте.
_________________________
Убийство
"Вот только жаль распятого Христа"
\В. Высоцкий\
Убийство
как «благо»
(со злости)
с Бессмертием...
(как назло).
… Сыграл под Распятьем в кости
и выиграл.
Повезло!
___________________
Можно
Можно сотню «бычков» прилепить к потолку,
растерев пластилин из тюремного хлеба,
и построить на нём бесконечное небо,
потому, что «так много дано на веку!»
Смену суток вручить сапогам караула
как живые часы – коридорным шагам.
Дотянувшись к решётке с железного стула
можно перья погладить небесным богам.
___________________________________
На траве - дрова...
На дворе - трава,
на траве – дрова,
на дровах – братва,
а в руках – жратва.
И поёт братва,
закусив едва,
что один – не два,
что один – ботва,
что и два – не три.
Не просёк – смотри:
на траве – дрова,
а бабло - внутри.
_____________
В огороде
В огороде – пьяный ЗыК.
Схватишь ЗыКа за язык,
он "не знает ничего"…
ЗыК – учёный. Ну его.
___________________
рока Страна моя родная
Весенние побеги
шумят по всем полям! –
Ребята из телеги
палят по тополям,
ругаются по-русски,
не зная языка, –
хоть злы глаза, да узки:
не видят ни ЗеКа!
. . . . . . . . . . . .
...Летает хлопок белый,
мираж как дальний дым.
Бывает, даже смелый
становится седым:
– Ах, мать, святую душу!
Вот я тебя сейчас!..
И прыгает на мушке
весёлый синий глаз.
__________________
Позиция
Не думать, не читать, не знать
не замечать ни мысли, ни Искусства,
любовь и гнев воспринимать как чувство,
и – "быть собой",
и барыши считать.
И сделать умный вид,
что ты – дурак,
и честно промолчать,
как будто стыдно,
и улыбнуться,
чтобы - "не обидно",
потея пальцем,
спрятанным в кулак.
________________________
Про которого разговор
- Не тот, который
а тот, кто
был опорой… -
не тот, который,
поскользнувшийся
в коридоре,
убежал и залез в авто,
и затих,
и примкнул к своре;
где проворный,
а где покорный,
цвет сменил,
и теперь – чёрный:
стал которым,
а не тем, кто.
И теперь – в дорогом пальто.
… А за ним наблюдает тот –
тот, который его убьёт.
И – не плачь.
Подожди, - прости…
Будут дети его расти…
солнце тысячи раз взойдёт…
- Вот и вырастут: тот и тот.
_________________________
Простачок
Предложили «под бочок» –
посадили на крючок,
прикормили, приютили.
Для чего,
про то – молчок.
_________________
У Д А Ч Л И В Ы Й
Он жил,
придумывая дела:
плёл
беспроигрышную
паутину.
Взломал музей
и украл картину,
зарыл как пёс,
и она сгнила.
______________
Просто наша оценка
ПРАВО – не отвлечённый образ,
ПРАВО есть биоцелесообразность.
Ведь Абсолют не бывает разным,
пусть даже истина он или опус.
Всечеловеческий суд "безбожный" –
коррумпированный ли, продажный –
с верой в Кодекс и ум присяжных,
с верой в Истину непреложной
без призывов ко всепрощенью,
без надежды, что «Бог накажет»,
без Голгоф и распятий даже,
без проклятий или отмщений,
без дымящихся аутодафе
с перепуганным инквизитором
просто – наша оценка мафий,
их служенью деньгам и лидерам.
__________________________
Суд Суда
Где кто-то говорит: «Я не виновен!»,
ему ответят: «Все так говорят».
Но слова «Суд» боится даже воин:
страшит повязка на фемидов взгляд.
Эмоция – критерий биовида:
в ней суть и смысл нравственных начал.
В тюрьме влюблённый – жертва суицида,
какой бы срок в Суде ни прозвучал.
Нет ничего, что «неисповедимо»,
что неподвластно логике людской.
И зло боится, что проскочит мимо
ребячьих споров в сквере на Тверской.
___________________________
Суд судьбы
Судьба капризами многочисленна,
но мудрый суд не оставит нас:
- Счастливого Вам, гражданин, пожизненного!
Пусть не оставит удача Вас!
_________________________
Рецидивист
Пацанчику стукнуло 40 лет,
три класса образования.
И тьма разверзлась в его кармане.
Он понял, что деньги – свет.
____________________
Этюд портрета
Разгуливал с ножичком,
спиртом протёртым
всюду, где трое -
незримым четвёртым
в чёрном пальтишке с коварною складкой...
Привкус металла любил он
и сладкое.
______________________________
Укрытие
Укрытие.
Крыша.
Укрытье на Крите.
И говорите – не говорите,
Крит – критерий:
“Слинял – сотрите.”
И не отыщите.
Не ищите.
В телевизоры не смотрите.
Крит – вне критики.
Там – Троя.
Вся. И не как–нибудь,
в три слоя.
Кто на катере,
кто в корыте, -
отстреляемся.
Не ищите.
_________________
Суд
Его обвиняли.
В эскорте суда –
все,
кто НИ В ЧЁМ НЕ ВИНОВЕН.
Его оправдали.
Сказали:
"Всегда
был он
НИ В ЧЁМ НЕ ВИНОВЕН."
___________________
Хранимые
- Пошли в Бутырский монастырь.
дорожкой светлой монастырской.
Во Храм Свободы командирской:
кому – чифирь, кому – Псалтырь.
Тут вечно-рядом – поводырь
для заблудившихся «хранимых»... -
познавших неисповедимость
путей в Бутырский монастырь.
________________________
Электрический стул
Стул электрический, похожий на мольберт,
чуть-чуть – на трон и стульчик для младенца...
Кто видит так,
тому уже – не деться.
Тут – каждый «к исполненью приведён».
Пластмассовый, железный ли, древесный,
он ждёт, мурлыча песню о конце…
И тень его на каждом храбреце –
как Знак Небесный.
_______________________
В ответ на...
Я послал бы тебя подальше,
только ты итак далеко.
Там таких же как ты – залежи,
чтоб сидеть и играть в «очко».
Отними у них деньги, вещи,
сразу каждый – округлый нуль.
Положение их зловеще –
как на скорости вынуть руль.
Я послал бы тебя подальше,
только ты уже сам в пути.
А «по-честному» и без фальши –
никому тебя не спасти.
_________________________
Резкий
Ему на всё хватает взгляда.
Он «резко» «делает дела».
И всё, что надо и не надо
он накаляет до бела.
А потому – ходьба по углям,
по острым лезвиям, во тьме.
И враг ли он кому-то, друг ли,
поймёт, когда помрёт в тюрьме.
_______________________
« А В Т О Р И Т Е Т »
Он памятник себе воздвиг нерукотворный.
(Тропа не зарастёт. На ней – асфальт).
И часа ждёт, суровый, непокорный,
по грудь закован в собственный базальт.
Но постамент пока ещё блефует;
хозяин в злобе рвёт последний куш –
его убьют, он знает, но бастует –
в его охране двести мёртвых душ.
_________________________
В отеле
В отеле «пьянствуют» удачу –
девчонки пляшут на столах...
Их завтра перебьют на даче
и скажут: «Так велел Аллах».
И дача вспыхнет, не иначе,
и все вокруг – «не при делах»...
В отеле «пьянствуют» удачу –
девчонки пляшут на столах.
____________________
Т Ю Р Ь М А
Закрыто всё:
и въезд, и выезд.
Не верить.
Не любить.
Не ждать.
Когда надежда стекла выест,
и взгляд научится сжигать,
она придет.
По коридору.
С доставкой
на правах жены -
та,
незабвенная,
которой
ни ты, ни право не нужны.
И ни любви,
ни слёз,
ни боли,
лишь - тихим ангелом в Аду:
"Ты соглашайся на неволю,
а будет время, я зайду."
________________
Т А Ё Ж Н А Я
Р А Н Ь
Не баянь мне, баян,
не буянь,
не играй, не рыдай
да не рань,
не тревожь её,
не филигрань
голубую таёжную рань.
Дрань да драки,
бараки да брань...
Не баянь мне, баян, -
не буянь.
________________
С Ы Н О К
Темны красивые машины –
по две по три да в косяках.
- Не выходи, раздавят шиной
и загудят в особняках.
Там – ничего от человека,
и человек для них – ничто.
А впереди – начало века.
Пошли сынок, убьют, ато.
Бороться с ними – долг священный,
но бесполезная возня;
слабо ль сразиться со Вселенной!
- А вдруг решат,
что «размазня»?
. . . . . . . . . .
... Теперь сынок – в больших погонах.
В «святой борьбе» раскис, размяк.
И джип его – в размер вагона,
и особняк.
«Слабо, слабак?»
_________________________
Тюремный блюз
Бетонные мешки.
Когда их открывают, ты свободен.
Ты входишь в камеру – теперь ты не один.
Но радость не приходит.
Железные шкафы.
Когда их открывают, ты свободен.
И вы идёте вместе.
даже кто-то – впереди.
Но радость не приходит.
Цементный каземат.
Ты здесь не навсегда, а на полгода.
И в день на полчаса – над головою небеса.
Но радость не приходит.
Нетопленый барак.
Здесь даже есть окно, а в нём – свобода.
И длинный календарь уже зачёркнут до конца.
Но радость не приходит.
Ворота в никуда.
Когда их открывают, ты свободен.
В твоей руке билет на сто последних лет.
Но радость не приходит.
А всё твоё – с тобой.
Вот первый ком земли, и ты свободен.
Вот – холмик твой сырой, свобода и покой.
Но радость не приходит.
______________________________
Поля обетованные
За далёкий горизонт
отступила ночь,
у рассвета краски яркие
повыела.
Моя Воля, у Судьбы
неродная дочь,
в полинялые поля меня
вывела.
Чистой скатертью холсты
расстелила мне,
хлеб да соль, да доли горестной
кувшин дала...
Я мальчишкою сюда
прилетал во сне,
только песня о полях
не такой была.
Всё, что с болью проросло,
отцвело теперь,
что вещало соловьём,
клёкчет вороном.
Заржавелая от слёз,
распахнулась дверь.
Знать, не тем ключом ладонь
изорвана.
Заждалась моей руки
воля светлая,
в золотой её косе -
прядь белым-бела,
солона её слеза
предрассветная
на губах моих обветренных
высохла.
По следам за мной ходить –
доля трудная:
иссекла плакун-трава
ноги босые.
Ни одной твоей мольбы
не забуду я, –
ты прости меня, сестра
златокосая.
____________________
С Т И Х И
М О И
Стихи мои, может быть, задушат,
сожгут, занычут и украдут.
Но слово, – то, что запало в душу,
в душах сыщики не найдут.
_________________________
Амур
Меньше сомнений –
сильней охрана.
Карабкаясь к смерти,
живых топча,
боятся, наверно, падения крана
или случайного кирпича.
Жизнь – в лепёшку.
Кто жив, тот «стелется»…
в кого стрелять?
От кого отстреливаться?
Вот и осталось, что – друг от друга.
Круг замкнулся
по праву круга
словно омут
реки Амура
(имени ангела из мечты),
бездна черная, глаз лемура.
Оптика темноты.
Воет, ширится вдвое, втрое –
вышки, вырубки, лагеря...
Рай могли на Земле построить
не охрана, не егеря.
Ничего теперь ждать не стоит:
ляг на землю – земля дрожит.
Там, где ангелы что-то строят,
кто-то ангелов сторожит:
облака стоят – что фигуры
левитановской красоты
над тяжёлой волной Амура -
ангела из мечты.
_________________________
С Т А Р Ы Й
К А П И Т А Н
Дом - с названием «каюта»
и забор с названьем «борт»,
злую псину почему-то
он Волной назвал,
и - горд.
... Вор напарницу ругает –
злит ночную тишину
и за «борт» её бросает
в набежавшую Волну.
__________________
Не Майн Рид
Не Майн Рид – не украшаю
лишённый красок арестантский быт:
он просто – зло.
А зло не запрещают.
Вот потому и я не Майн Рид.
_________________________
*
Я Миру – неугодный
как инородный факт
(как будто у Природы
с политикой – контракт).
Для языка и музы,
Искусства и Наук
союзник или друг
вне партий и союзов,
немодный, ненародный,
мой ген – почти теракт.
Я Миру – неугодный,
противородный факт:
я – инициатива,
внеплановость, скандал!
Отвяньте, детективы,
я всё, что смог, отдал.
__________________
С О Г Л А Ш Е Н И Е
- Неважно, кто кого сажал,
ведь мы – свои. Договоримся.
А Бог простит как обещал,
и мы... друг в друга превратимся.
______________________
Р. S.
Следователю
Ты хочешь век кататься в масле
и "дело стряпаешь" тому,
кто жил затем,
чтоб ты был счастлив,
не продаваясь никому.
И как призёр в дешёвом ТИРе,
сшибая кукол за гроши,
ты видел
самых честных в Мире.
Так что ты понял?
Расскажи.
___________________________
«НЕТ В ЖИЗНИ СЧАСТЬЯ»
«Украсть или создать» -
пустой вопрос.
«ИМЕТЬ» не значит «БЫТЬ»*
живой причиной
возникновенья музыки и роз,
добра и зла,
любви и гильотины.
«Украсть или создать» -
пустой вопрос:
художнику ли, вору он сам – простой ответ.
В нём суть – как суд
и сила приговора.
Где - счастье «БЫТЬ»,
там вору – «счастья нет»
____________________________
* "Быть или не быть". "Гамлет". Шекспир.
Т А Й Г А
Снег на земле.
Дом на снегу.
Лёд на стекле.
Окна в тайгу.
Можно войти –
шаг за порог.
Встать посреди.
Сжаться в комок.
Или в печи
брёвна зажечь.
Чтобы в ночи
душу сберечь.
____________
О Д И Н
Р А З
Банька – чтоб расцвела душа
из-под веничка райским садом!
Хлестануть парком по ушам,
и – наружу, визжа снарядом -
по горбам братвы, по гробам
голяком на мороз и – в озеро;
чтобы дать судьбе по зубам –
как пинком по ковшу бульдозера!
Так, чтоб – искры из пьяных глаз
неразменно-златыми «евро»!
Чтобы жисть – по цене шедевра,
потому что – один раз!
___________________________
Взор
Что можешь ты, скажи, -
угнать машину?
Разбить окно
и что-нибудь украсть?
Сверкать умишком,
измышляя грязь
с апломбом
«настоящего мужчины»?
Для Истины
не важен пол и возраст –
как вор уже никто:
он - только вор.
И, словно сталь,
заточенная остро,
она молчит.
Но не отводит взор.
__________________
С Л О В О
Я слово вчера обронил и вышел.
Тихое, глупое, и не то.
Казалось, кто тут его услышит!
Услышал кто-то. Несёт пальто.
Ведёт к парикмахеру,
в Суд, в редакцию,
в организации на презентацию...
всё – для слова: цветы, авто,
разбухло слово кило на сто,
пальцы веером раскидало,
а ночью – в арку
и – шасть в подъезд;
сопит под лестницей,
ждёт финала...
Скоро зарежет меня
и съест.
___________________
К А Б И Н Е Т
В окне – листочек золотой,
и искорка в глазах,
и пульс пружинистый, густой
на новеньких часах,
чулочек с шовчиком, каблук,
приталена шинель,
и белизна лебяжьих рук,
и лёгкий вздох «Шанель»,
и голос молод и красив,
и ясен приговор.
А там – Сибирь, оживший Миф,
барак... кайло... топор.
_______________________
А Р Г У М Е Н Т
Шёл человек. Он спешил, как мог.
Дождь моросил. Человек промок.
...Бросил окурок, смахнул дымок,
вытащил ключ и открыл замок.
Сделать бы шаг, да в дверях... стоят:
"Ты заблудился, пожалуй, брат.
Слушай, что тебе
говорят!"
Все.
Пошёл он, как был, –
назад.
Тут – Россия.
Двадцатый век.
Верит многому человек.
________________________
Б Е Г Л Е Ц
Там фиолетовые ели
кружат в кромешной канители,
пронзают ельники метели,
шлифуя белые поля,
и, подражая менестрелям,
поют, снежинками пыля.
...Он грезил светлой красотою,
и он бежал.
И на снегу
под неизвестною звездою
был схвачен смертью на бегу.
...Поля распластаны на мили,
в полях распластан человек.
Его снежинками накрыли,
глаза несчастного остыли,
и улыбнулся он.
Навек.
. . . . . . . . . . . .
Недели, годы пролетели,
метели в памяти осели, –
я знал; снега следы застелют,
а я... как я забыть смогу
всё то, что спеть мы не успели!
Оно - во мне, и я в долгу.
________________________
П Р А В Д А
Сколько правды – столько слёз.
По слезам её встречают.
«По горячему», «с колёс»
продадут и уползают
горьки слёзы проливать
по столам да по стаканам,
по углам да по капканам,
век свободы не видать!
_______________________
Н А Ш
М И Р
Сердце.
Где-то в груди, в душе... -
всюду.
Даже – в карандаше.
Даже там его
достаёт нож.
Ни на что наш Мир
не похож!
____________________
Р А Й
В О
Д В О Р Ц Е
Там – склад еды в заоблачной квартире
И длинный стол, и натюрморт гостей.
В окошке – джип 4Х4,
А он, клубок тюремных новостей,
живой пророк физических событий,
в которых «мудро видит божий след»
и знает всё на всём... и на Санскрите.
И на любой вопрос молчит в ответ.
Там у него на самых верхних нарах –
бильярдный клуб, гарем или Дворец...
Он был богат при немцах, при татарах,
при греках и китайцах, наконец.
И сетка панцирная провисает шаром;
мешок костей с нагрузкой через край,
он, мучаясь без лифта и сигары,
залез и умер.
Потому что – Рай.
____________________________
П Р О Б Л Е М А
Жил без проблем, но как-то незаметно.
Однообразье – стимул для мечты.
И он мечтал, но как-то безответно.
Мечтают все. Мечтаем я и ты...
Но тут - одна проблема: нет субсидий.
И он стащил дитя у богачей.
Но вот беда, ребёнок умер, сидя
в его тюрьме из мокрых кирпичей.
И вот теперь – ещё одна проблема:
что обменять назад, на миллион.
И третья: как удрать от этой темы.
Четвёртая – оцепленный перрон.
За нею – пятая, шестая... в общем, много.
И не одной без денег не решить,
а до последней предстоит дожить:
последняя проблема - встреча с Богом.
____________________________
*
Прибой озёр почти беззвучен –
что лёгкий шёпот о песок...
Окутан дрёмой бор дремучий –
пахуч, заоблачно высок
вдали от выжженной Отчизны,
от ненавистного суда
что не забыл я в этой жизни,
и не забуду никогда.
____________________
П Р Е Д А Т Е Л Ь
Ты счастлив был –
у тебя был друг.
Не отрёкся б он
и не предал.
Ты был счастлив,
да жаль, не ведал.
И шагнул
за Священный Круг.
Как-то вдруг.
И сошло с рук.
Вроде даже и не заметил.
Кто б спросил тебя –
ты б "ответил"!
А в ушах – только сердца стук.
А в окне –
только птицы, птицы...
Стоит жить, чтоб уметь летать.
Жизнь –
как повод не застрелиться,
жизнь не спрятать, не описать.
__________________
Биография не для всех
Его зовут Всесловазнаю.
Жена его называет Зая.
Он рискуя живёт, дерзая,
вся спина его – расписная.
Все по кругу на деньги падки.
В «непонятку» из «непонятки»
как косым кирпичом в кладке –
на заплатки опять заплатки...
Он выкручивается. Умеет.
Только сердце уже не греет;
остывает, болит, стареет.
А братва?
А затылки бреет.
Телефоны кричат и мучат,
редкий отдых – как редкий случай.
Думал вырулить, стало круче.
Камни в почках, а в небе – тучи.
Сам был «крышей», да стал потише;
кто повыше, глядишь, услышит.
Тучи ниже и что-то ближе,
и в затылок ночами дышит.
__________________________
« П О Н Я Т И Я »
- По Закону – ни «сдать» никого,
ни «слинять»,
ну и где же она, - гарантия?
Дважды два «по понятиям»
можно и - пять.
А иначе зачем «понятия»?
______________________
По правилам егерей
Я поставил ружьё в угол.
Он топнул ногою в пол –
в дощатый, сухой, упругий...
и грохот покинул ствол,
уже наклонивший жерло
в падении от стены.
Я б так не сумел, наверно, –
в надбровье из-за спины!
Нас в комнате было двое,
но скоро вошла толпа.
... Вели меня под конвоем,
терялась в снегах тропа.
Не хочешь считать потери,
по правилам егерей
не стряхивай снег за дверью,
а стряхивай до дверей.
____________________
*
Отлетали ветра в травах,
отшумело травой поле
есть у всех, говорят, право
и на волю, и на неволю.
_____________________
* * *
Осторожные птицы
на острожных столбах,
белоснежные лица
белоснежней рубах,
неизвестных отвесов
негранёный гранит...
И один похоронит,
а другой сохранит.
За деревнею древней –
тишина в вышине.
Было время напевней,
да сгорело в огне.
Ах, как сердце чудесно
о чудесном болит!
И один похоронит,
а другой сохранит.
__________________
Н И Ш Т Я К
- Эй, босяк, лови косяк!
... Косяки виском считаю.
Эх, судьба моя простая, -
всё равно; и так, и сяк.
На запястья - узелок,
и – под самый потолок:
- Повиси часок, босяк!
Не убили, и ништяк.
____________________
ЗАНЯТОСТЬ
Кого-то били в КПЗ и рвали струны
с горластой целью разорвать в клочки!
Он не участвовал, он не читал, не думал;
он занят был. Он протирал очки.
Солдатики на фронте погибают
и на лесоповалах мужички …
Их не спасёт никто, и не мечтает,
стремясь до блеска протереть очки.
____________________________________
Н Е В Е З У Ч И Й
Ночью у порога
ждёт меня подмога,
Только до порогов*
за ночь не дойти.
За стеной острога –
волки да берлога.
Я прошу у Бога:
«Укажи пути».
Лермонтова «Мцыри» -
за ночь на чифире.
Годика четыре
отпахал в тайге.
Плохо кончу. Плохо.
Лучше в драке сдохнуть,
часового грохнуть,
с вышки – и к реке!
Затрещали сучья...
ох, я невезучий! –
Из берлоги – туча,
впереди – обрыв.
Что-то прорычало,
пуля прокричала,
и река умчала,
во`лнами накрыв.
Будь со мной что будет!
Бог меня осудит.
От людей – да к людям,
и опять – «Централ».
Всё не так на свете:
капканы` да сети.
Кто беду не встретил,
ВОЛИ НЕ ВИДАЛ.
_________________
* Пороги речные.
Н А Ё М Н И К
Чтоб вывести из строя чей-то ум,
он прибегал, увы, не к аргументам.
Он был стрелком и преданным агентом
и был его начальник толстосум.
Но к Богу в Рай не въедешь на воре, –
здесь у судьбы шершавые рельефы...
Его нашли в особняке у шефа,
и меткий глаз валялся на ковре.
_________________________
Н А
Д О Р О Ж К У
Пойми меня, на этом языке
я, к сожаленью,
говорю по-русски;
сбежавшие с этапа
налегке,
в любой строке
есть буквы из кутузки.
И да простят мне Солнышко
в окошке
и все слова,
что сохранили свет.
... Но не простят мне
рюмку «на дорожку»
за то, что здесь
других дорожек нет.
__________________
*
На чёрных сучьях –
лесные птицы.
Под ними – связанный человек.
И первый снег
над землёй кружится
не первый век,
не последний век...
_________________
Н А Д А Ч Е
Он дрожал-дорожил,
он собою жил:
он себя уважал,
он себе служил,
он себя ублажал –
ворожил-стяжал
и в своих глазах
дорожал, дорожал...
В напряженье жил
в напряженье жал –
угрожал, сажал,
а потом сбежал.
И коптит огоньком
дорогих сигарет,
и летят мотыльки
на обманчивый свет.
______________
М А С К А
Вставляя фильтр в раскрашенный оскал,
он курит тонко, не снимая маску,
и явно не приветствует огласку,
кидала и фискал.
И улыбаясь через пень в колоду,
в обычном морге глядя в потолок,
молчит о том, как камнем падал в воду –
нечаянно и в срок.
Лишь маска, что не числилась нигде,
пугая рыбу угловатой тенью,
плывёт... к мальчишкам,
что под птичье пенье
резвятся на воде.
_______________________
К Р У Т О Й
Это – «крутой». Он шагает круто.
И круто базарит крутые слова.
Но если крутой помешает кому-то,
с какой крутизны полетит голова!
_______________________
С крестом на шее
Украсть сумел, значит, есть Бог.
Если поймают, то нет в помине.
Во всяком случае, я – не лох
в каждой выясненной половине.
_________________________
Кабацкий тост
В миру слепых поводырей
мы не гордимся мертвецами,
чтоб в путь, проложенный Отцами
нести детей и матерей;
ни звука об отцах, ни тоста –
семян не помним.
Землю чтим –
«старушку-матрицу»
погоста,
чей тёмный мир необратим.
Ещё живя в законах «чести»,
мы забываем дух и стать,
и глупо топчемся на месте,
держа в руке стакан "за мать".
_______________________
Как
Он смел и мудр «как мужчина»
без счёта «тёлок» и «лавэ»,
и в белом джипе «БМВ»
лежит бейсбольная дубина.
А впереди него – асфальт,
и за спиной его – планета
наук, философов, поэтов
в вершинах дел, идей и Альп,
в колоннах римских Академий,
в концертных залах, в тайнах звёзд…
а он, зажатый меж полос,
скользит в разметке грёз и денег,
интриг, «разборок», дураков,
весь век надеясь на везенье,
крестясь на церковь «во спасенье», -
глядишь, убьют, и – был таков.
__________________________
Second hand
"Россия наша – без границ,
и скоро Миру явит чудо"
.
Как много светлых русских лиц
у героинь из Голливуда!
Семь отморозков. Нападенье.
Экипировка, макияж... -
смешной цветастый вернисаж
как способ самообнагленья.
- Вперёд, братва, КАК мужики!
(И снимем фильм КАК режиссёры)
и всё – КАК в жизни: все – актёры.
И жизнь – как со второй руки.*
____________________________
Коллизия
Он от врагов
друзей избавил,
не пощадив ни одного.
Но кто-то этот грех
исправил,
друзей избавив от него,
и получил вознагражденье,
свалив в мешок
зелёный «нал»,
и – пулю в лоб
(без сожаленья)
за то,
что «слишком много знал».
____________________
Криптия
«Криптия» с греческого – геноцид.
И не оттуда ли мы «постскриптум»,
чтоб своих узнавать по скрипу
мыслей, коек, зубов, обид?
_______________________________
*
Крепче камня стена
барачная.
Из барака она –
прозрачная.
_______________________
*
КПЗ, а рядом церковь.
"Мы посадим, Бог поможет".
Он прощает недоверков.
И козлов прощает тоже.
________________________
*
Клён,
которому не дано,
а потому не спросится,
ломкой веткой
в моё окно
скоблится
будто по сердцу.
Глубь
во сыром во бору
темна,
рыба в озёрах
плещется...
И не сбежать,
не уйти: Луна.
Злая
судьба-помещица!
______________
К Р У Ч Е Н Ы Й
Катится с кручи
самый живучий –
крученый-верченый,
верченый-крученый,
с каждым витком
только крепче да "круче" –
выучен, ссучен,
а вот – "невезучий".
Жаль, что судьба его –
"чёрная туча".
... В поле, в долинах они –
ползучие.
__________________
В Е Р Ё В К А
И
Ф О Н А Р Ь
Забрался вор в богатый дом.
Напился и уснул.
... Проснулся, видит коридор,
казённый стол и стул.
Забрали паспорт у него,
мундштук и портсигар,
ремень, шнурки, очки, футляр,
гараж, квартиру, антиквар,
иконостас, хоть был он стар,
тяжёлый царский самовар,
коттедж за городом и бар,
конюшню, ружья, будуар,
в бетонной комнатке без нар
оставив одного.
И вышло так, как будто он
в полицию принёс
признанье, адрес, телефон,
потёртый паспорт и жетон
и пачку папирос,
топор, отмычки и ключи –
всё то же, что и встарь,
необходимые в ночи
верёвку и фонарь;
он этим судей огорчил.
И сел.
И отсидел.
А выйдя, вещи получил,
которыми владел:
топор, отмычки и ключи –
всё то же, что и встарь,
необходимые в ночи
верёвку и фонарь.
_______________________
Ангел суицида
За окошком – веточка,
а на ней – повесточка.
А под веткой – «воронок»
и с утра звонит звонок.
Но никто не открывает –
не испуган, и не рад.
... Ангел мечется, летает
то к окошку, то назад.
_________________
Вот чайка краешком крыла...
Вот чайка краешком крыла
на глади чертит круг...
Она доверчивей была,
мой незабвенный друг.
Ты помнишь этот светлый класс
с окошком на зарю?
Ты был бы первым среди нас –
я правду говорю.
Теперь тебя никто не ждёт,
и Бога не гневи.
А власть твоя не приведёт
ни знаний, ни любви...
Вот лев стоит на той скале,
где ты учился петь,
а та, что спит в твоём колье,
поглаживает плеть.
И – «государственность» манер,
и страхи детских лет...
и знаньем «непреложных» мер –
вспотевший пистолет.
________________________
Заключённый
Кто такой заключённый?
А это – начальник.
Он в зоне до пенсии. Навсегда:
тюрьма - и судьба его, и звезда.
а он и не "парится", беспечальник.
_________________________
К И Н О Л Е Н Т А
Кенты в тюрьме,
партнёры в кабаке,
что ни подумай,
всё же конкуренты.
И пусть мы не хотим,
но эта «кинолента»
ведёт к концу
с отверстием в виске.
__________________
З А Г А Д К А
Это ль – не вдох
вдохновения гения!
Мысль блестящая.
Миг Озарения!
Чудо эстетики
в области практики,
жемчуг стратегии
в золоте тактики.
Нечто второе
из необходимого,
символ гарантии
Богом хранимого.
Зеркалом хрома
на звёздном луче
крепкие, круглые,
и – на ключе.
Вроде бы «так себе»,
мелочь, зато
все перед этим –
никто и ничто.
Звонкие, лёгкие,
на две руки.
И – никому они
не велики.
________________
Ж Е С Т О К О С Т Ь
- Там захандрил калека.
- В прорубь его! Головою!
В том - не "жестокость века",
а творческий труд конвоя.
______________________
К И Н О С Е Р И А Л
Этот сыщик – она.
Это – сыщица:
«Не загасится гад,
отыщется».
По следам идёт
будто хищница,
только бёдра её
колышутся...
Кобура блестит
непалимая,
На плечах её –
грива львиная,
Шов на кителе –
тонкой линией.
И с грабителя
половина ей.
______________
* * *
Без пистолета он – не личность
ни на работе, ни в обед;
как положительно токсичен
под мышкой честный пистолет!
Он видит мир горизонтально:
здесь – хитрый вор, там – примитив,
но мир устроен вертикально:
тут – тёмный миф,
там – светлый миф.
"Боец" к советам безразличен
Он – на войне. Вопросов нет,
где убежденьям идентичен
холодный, честный пистолет.
_______________________
Д И Т Я
Ему пятнадцать.
И уже давно.
Век на «особом»
«по малолетке»,
он восторженно
рад конфетке,
воскресениям
и кино.
______________
В О Р У Й
Круто,
реально –
конкретные холки
всажены в шкуры.
Под шкурами – волки.
Быстро, черно
и пугающе броско
в «тачках» по городу –
отморозки.
Сердцем ли,
словом ли отогреть! –
поздно:
сердце – в зубах на треть.
«Пей да пой,
не горюй, пируй!
Воруй, Россия,
себя воруй!
__________________
Б Е З Ц А Р Я В Г О Л О В Е.
Без царя в голове – мама,
без царя в голове – отец,
без царя в голове – замуж;
с безголовыми под венец.
Без царя в голове – на ужин,
без царя в голове – в постель…
В общем, царь в голове не нужен –
это страшная канитель!
Без царя в голове – в "урки",
без царя в голове – на фронт…
Без царя-то – вся жизнь – "в жмурки",
без царя-то вся жизнь – "понт".
Да и Царь, поглядел да плюнул.
Смотрит горько на циферблат:
"Сами вымрут!"
– А Ты как думал! –
Хором ангелы говорят.
_________________________
В Т Ю Р Ь М Е
Не плачь, палач,
возьми калач, –
я поделюсь с тобой как с братом.
Твои служебные награды
не принесли тебе удач.
Твой друг по школе,
твой стукач,
что по ночам считал караты,
сказал, что так тебе и надо,
и вот... не носит передач.
А ты прости его, палач,
видать, не может быть иначе:
теперь ты сам себе и врач,
и шут, и Суд,
и... тут
не плачут.
___________________
Ч Е С Т Н Ы Й
В О Р
Бродил по свету честный вор.
Бродил недолго. Застрелили.
И пистолет в ладонь вложили,
И зачитали «приговор».
Высокопарные слова
отговорили на могиле
И прокурору позвонили,
Сказав, что «жизнь такова».
Он согласился и уснул...
А в небе облако висело,
да вдруг снялось и улетело, -
наверно, Бог с досады пнул.
_______________________
Б И О Г Р А Ф И Я 2000
Из казармы – в тюрьму.
Из тюрьмы – за границу.
За границей – «отстойник»
для беглых бродяг.
Через месяц – побег,
и опять повторится:
из барака – в казарму,
а там - на ГУЛАГ,
А оттуда – в Корею
на рабскую пайку,
из Кореи – в Китай,
из Китая – в Париж:
кто – в бойцы к пацанам,
кто – в арабскую шайку.
Где отнял, где украл,
а не то пролетишь
и вернёшься назад
«перелётною птицей»
к обозлённым «дедам»
на «святой Трибунал»,
а оттуда – в штрафной,
и опять – за границу,
где так много простится,
если много украл.
__________________
Париж. 2000 г.
*
Не шуми, моя голова
да не стой, ступня, на краю!
Ой, застряньте во рту слова –
не в Раю пою, не в Раю.
Не толкайте меня, ветра.
Не слепи меня, луч колюч.
За спиной – замок на «вчера»,
а от «завтра» - в ладони ключ.
Ой, тяжёл! Видать, золотой –
затекла рука до плеча...
Ищет в поле меня конвой –
чует, - кровь моя горяча.
____________________
Б И З Н Е С
«По понятиям»
как по «зелени» -
как по тропочке над оврагом
от везения до везения.
И в бараке, и за бараком.
_______________
Б А Н Д И Т
Бандит не ведает предела;
ему заплатят, и – вперёд...
Он это называет «делом» -
«по делу» топает в народ.
«По делу» режет и стреляет
где «надо» - деток и старух.
Не говорит бандит, а лает –
он слеп, безрадостен и глух.
В деньгах, в «бабье» и в сытом теле,
он, веря в случай,
носит крест...
Он – бес.
И каждый бес – при деле.
Язык гласит: «Конечен бес».
___________________________
С В О Б О Д А
Свобода –
если добровольно
присяга, клятва, пистолет;
не в стаю волчью
(в город Стольный),
тогда - в надёжный кабинет,
где «лёгкой чести»
не роняя
по соглашению сторон
«свободен» тот,
кто исполняет
«свободу всех»,
но не Закон.
______________________
Тварь
Умён как старый вор,
хитёр как сука*,
но на песке прозрачен как пескарь,
он мал, но смел:
его крышует щука.
Её поймает в сеть иная тварь, -
умней, чем старый вор,
хитрей, чем сука,
богаче той, что расставляет сеть,
чей самолёт летит быстрее звука,
и чьей планете суждено сгореть.
___________________________
* "Сука" - лагерная масть.
Прибой озёр
Прибой озёр почти беззвучен –
что лёгкий шёпот о песок...
Окутан дрёмой бор дремучий –
пахуч, заоблачно высок.
Вдали от выжженной Отчизны,
от ненавистного «суда»
что не забыл я в этой жизни,
я не забуду никогда.
____________________
Адрес 1 страницы: http://www.stihi.ru/avtor/vmalchev
Адрес 2 страницы: http://www.stihi.ru/avtor/chang