Встреча... О презентации книги Татьяны Селиванчик

Ирина Журавка Белоусова
 Ровно год назад от нас ушла Таня Селиванчик, замечательный поэт из Харькова. Почтить её память мы решили, выпустив в свет книгу её стихов "Избранное". Спасибо всем, кто принимал в этом участие, кто приобрел для себя книгу. Тане было бы приятно знать, что ее стихи разошлись по городам и весям ( география обширна!). Оставшиеся от тиража книги мы посчитали своим долгом  привезти в родной город Тани - Харьков, в Украину.

    Харьков встретил нас дождем: серым и надоедливым, словно и он предчувствовал, что нас ждут грустные минуты: кладбище, встречи с родными Тани, воспоминания о ней … Нужно было набраться сил… Но  мы  еще раз решили обсудить план  будущей презентации, которую нам разрешила провести в помещении  библиотеки Чичибабин- центра вдова поэта, Лилия Семеновна Карась-Чичибабина : афиши, выступления,  чтение стихотворений Тани  из новой книги,  даже одежду продумали - переживали очень!
Вечером и утром следующего дня мы развешивали афиши. Одну решили повесить у подъезда дома, где на 10 этаже жила Таня Селиванчик.   Посмотрели на окна: последний этаж, без балкона, выходят на проезжую часть… Шумно, пыльно… И только неба много, которое часто краешком показывалось в Таниных стихах…
У подъезда сидели бабушки, которые, конечно же, не отказались рассказать нам немного о Тане: жила с мамой, которой не стало в марте 2010 года… Таня пережила ее всего на полтора года…  Так и лежат они теперь в одной могиле( Была кремация и подзахоронение в могилу матери)…
Бабушки, к нашему сожалению, на кладбище не были, и где находится могила Тани, нам не сказали. Ориентируясь на подсказки Таниных родных ( Света Груздева созвонилась с родными и в Москве, и в Харькове), мы решили поискать могилу Тани  самостоятельно.
Несколько автобусных остановок - и вот оно, кладбище №9. Обычное старое кладбище, отгороженное от шумного шоссе бетонным забором, много высоких деревьев, памятники, кресты, оградки – все вперемежку, нет никаких внутренних дорожек. К могилам люди пробираются, как по лабиринту.
Вот и мы со Светой решили пойти параллельно друг другу, не теряя друг друга из виду. Прошли раз – ничего, другой – ничего, потом поменялись и пошли с разных сторон. На середине пути я окликнула Свету и тут же услышала: «Ир, нашла…»  «Танечка, вот мы и встретились», - подумали мы про себя, но вслух ничего не сказали. Постояли немного, положили букет цветов, вгляделись в цветную фотографию на кресте… Горько стало… С фотографии на нас смотрела Таня: молодая, умная, красивая… 
Уходили грустные, потерянные какие-то – смерть заставляет нас быть тихими…
А вечером на презентации мы  рассказывали о том, какой мы узнали Таню на сайте и по переписке, читали её замечательные стихи ( пришли ее родные: жена двоюродного брата, с дочерью и внучкой, пришел Танин дядя…), в зале было много знавших Таню по работе, по юности, по творческой мастерской харьковских поэтов (Проникновенное стихотворение о Татьяне прочитал поэт Сергей Шелковый, тепло отозвался о Тане  поэт и переводчик Алексей Бинкевич, знавший ее с юных лет). Света рассказала свою историю знакомства с Таней. Сколько теплоты получили люди, знавшие её! А от Тани – ни слова о своей трудной судьбе: все наперекор своей болезни. Оттого и характер Танин стал стальным, крепким и острым – не прощала никому ни ханжества, ни трусости, ни предательства. Любила порядок: до последних дней своей жизни всё делала сама ( был, конечно, и соц.работник). Любила обязательность и требовала от своих знакомых того же. Нелегко с ней было, но и очень интересно! Сколько она знала!  Сколько полезного находила в инете! И всё дарила своим знакомым: ссылки на научные  статьи, красивые фотографии – все, что она могла увидеть только на экране монитора…
Презентация шла больше двух часов. Стихи читали известный харьковский поэт Марк Либерман и я.  И, удивительное дело… Появилось ощущение, что Таня находится рядом с нами…
В конце вечера прозвучали и стихи Бориса Чичибабина, в которых он утверждал победу жизни над смертью. А после презентации родные Тани мне дали листок с черновиком неопубликованного, неоконченного стихотворения…
Вот оно:

Всё правильно:  и пропаду и кану,
Ничьей души попутно не гася.
И даже сниться никому не стану:
Не нужно, ни к чему, да и нельзя!
Уставших от меня Господь избавит.
Под колыбель прощальную подставит
Своё крыло мой.....( Ангел)

Нет, Танечка. Не пропадешь, не канешь… Останешься в нашей памяти. Останешься в своих  стихах.
Спасибо тебе, что ты была, что ты – есть!  Мы тебя помним!

                Ирина Белоусова(Журавка)
20 октября 2012года.

 Прошу прощения за не совсем резкие фотографии: так уж вышло...