Маленькие радости2

Мим Олег Попов
      Продолжим: миниатюра состоит из цепочки последовательно и логично связанных отдельных сцен. В центре внимания находится персонаж, по поведению которого мы узнаем о происходящем. О персонаже: главное в персонаже-- это его характер, по характеру мы понимаем что он за личность (даже стул или дверь имеет характер в театре пантомимы). Персонаж может быть: свирепым, робким, самодовольным, нежным, грубым, важным, простоватым, задумчивым, веселым, печальным, приветливым, подозрительным, осторожным, пугливым, смелым и т.д. Все это «психические краски», которыми мим пользуется для характеристики персонажа на публике, как художник.
       Продолжаем говорить о пантомиме как о миниатюре, состоящей из последовательности отдельных, вытекающих друг из друга  сцен. Миниатюра—это повествование. Мим «рассказывает» свою пантомиму действием, без слов. Возьмем для примера миниатюру (назовем ее «утренняя яичница») и разделим ее на сцены (эпизоды) исходя следующей фабулы: Холостяк проснулся утром и страшно захотел есть, пришел на кухню, приласкал кота, приготовил себе яичницу, а пока курил кот ее съел, пришлось завтракать куском хлеба, ушел жуя хлеб. Ситуация и событие правдоподобны—это плюс. Видим, что миниатюра посвящена конкретному событию из жизни конкретного персонажа. Вообще, миниатюра—это история из жизни определенного персонажа, т.е. плясать нужно от персонажа. Разобьем сцену приготовления яичницы на последовательные действия с воображаемыми предметами: Холостяк взял из ящика в столе на кухне коробок спичек, открыл его, достал спичку, зажег, но не сразу (спички ломались), поднес горящую спичку к горелке и включил горелку. Спичку затушил и бросил ее в ведро для мусора. Далее он взял со стола сковороду и поставил ее на огонь. Далее открыл дверь холодильника и достал три яйца, бутылку с подсолнечным маслом. Все сложил на столе. Открыл бутылку с маслом и полил на сковороду, закрыл бутылку и поставил ее на стол. Взял яйцо и нож, разбил яйцо ножом и содержимое яйца вылил на сковороду, так же поступил с остальными яйцами. Скорлупки он бросил в ведро для мусора. Взял солонку, взял из нее щепотку соли и посолил яичницу, накрыл сковороду крышкой. Ждет, увидел кота, приласкал его, взял его на руки, гладит его, опускает кота на пол. Открывает крышку со сковороды, выключает газ, берет тарелку, протирает ее, берет вилку и кладет яичницу на тарелку. Пробует есть – горячая, обжигается, отставил ее остывать, а сам подошел к форточке, открыл ее, достал из кармана спичный коробок и пачку сигарет, прикурил от спички, курит в форточку. Покурил и подошел к столу, и вдруг видит как кот съедает яичницу! Схватил кота, но уже поздно—кот все съел. Холостяк ругает кота, отпускает его на пол, а сам берет корку хлеба и жуя ее уходит с кухни. Здесь нужно договориться, с каким чувством готовится это блюдо—с предвкушением вкусноты, тогда событие (кот съел яичницу) «прозвучит» т.е. событие нужно «подготовить» предыдущими действиями. Еще есть интересный момент—исходное событие, это событие является начальным импульсом, толчком дальнейшего действия персонажа, исходное событие направляет действие, мотивирует его. В примере с Холостяком и яичницей такое исходное событие это «Голод холостяка» (страшно хочется есть). Этот мотив и определяет все последующее действие персонажа. Как видим, исходное событие остается за кулисами, и звучит как предлагаемое обстоятельство. Но весь этюд по чувству—это предвкушение утоления голода, с этим чувством должен действовать персонаж.
     В плане развития навыка действия с воображаемыми предметами можно взять темы: утренний туалет, приготовление жареной картошки, написание письма и т.д.—здесь уже ваш выбор.
               
                Исходное событие.
И необходимо обозначить исходное событие, мотив для действия, тогда действие будет органичным, желаемым, понятным и интересным для мима и зрителя. Например, приготовление жареной картошки по случаю дня рождения жены, или по случаю прихода гостей. Написание письма по случаю дня рождения друга, по случаю получения письма от любимой. При известном исходном событии появляется цель действия персонажа, появляется чувство, настрой, с которым персонаж стремится к цели, особый темпоритм, логика действия, последовательность в действии, оправдание действия и поведения персонажа. По логике действие персонажа есть следствие исходного события. Поэтому исходное событие обязательно надо знать миму прежде сочинения цепочки целенаправленных действий.