Евгений Семичев народный поэт

Татьяна Коковина
Евгений Семичев – народный поэт.

Жить рядом, знать и молчать о поэзии Евгения Николаевича Семичева, полюбившейся мне можно сказать с первой строчки, я просто не могу.  И своё мнение я считаю народным, так как сама не имею литературного образования и самый рядовой читатель.
Поэтому начну свой рассказ с тронувшего сердце стихотворения «Холодец»
На тарелке дрожит холодец,
От вина запотели рюмахи.
От Володьки уходит отец,
А Володька в нарядной рубахе.
Это стихотворение, я думаю никого не оставит равнодушным. Прочёл и сразу « А кто автор? Кто смог с такой силой выразить драму?» И не холодец дрожал, а читатели от волнения, где одной строчкой выражена детская боль: « и оглохла от горя гармошка».И как тут не вспомнить его же, Семичева, слова: «меня позвали небеса в свои желанные объятья». Только человек поднявшись Над, отмеченный Богом, мог создать столько чудесных творений. Это, несомненно, истинный талант  -  превращать жизненную ситуацию в поэзию, понятную простому народу и хочется повторить, как говорят многие, это – поэт от Бога. Все мы, к сожалению, обращаемся к вере, когда случается что-то страшное. Семичев это делает, размышляя, в поиске нравственных основ, ищет ответы на многие вопросы, верит в великую силу Господа.
  Перед Всевышним грешен я,
  И может оттого
  Так зябко вертится земля
  В глазницах у него.
  Что наши суетные дни
  Перед слезой одной?
  О! Господи,  не проморгни,
Наш грешный мир земной.
Есть поговорка: на бога надейся, а сам не плошай. Евгений Семичев несёт тяжёлую ношу в своей « дорожной суме».
  Если Бог мне скажет: « Не за ради корости
  Ты явился… А в суме чего?... »
  - Родины моей печали- хворости,
  Разве их оставишь на кого?
И проблема решаема. В стихотворении « Край» автор метко об этом говорит:
   Что хата родимая с краю?
   Когда вся страна на краю?
...............................

   Мир грешный давно б завалился
   В провал огнедышащих вод,
   Когда б на краю не толпился
   Пропащий мой русский народ.
И сам Семичев не стоит в стороне, когда «батюшки- светы, вернулись монголы, рвут, как шакалы, родимую Русь», он спрашивает и отвечает:
    Только скажите, куда собираться?
   Что ты?! Туда же, на Колку-реку.
   Смертно за русскую правду сражаться,
   Вещее слово писать о Полку.
А где простой народ?  У пивнушки, и пусть она, эта пивнушка –
   На Руси испокон веков
   Не рушима  одна твердыня-
   Территория мужиков.
Но «горемыки- простолюдины – сердцевина земли родной, мир надёжен за ИХ спиной».
Вот в чём главное! И в этом сила, народность стихов Семичева. Поэт с горечью отмечает: есть границы возможностей человека, и для понимания высшего смысла жизни ориентирует нас на Господа:
    Дни стоят ядрёные, как чарки,
    И душа взывает: « Отхлебни!»
    Будто божьей милости подарки,
    Нам с тобой отпущены они.
В стихах Семичева Бог не безгласен, он обращается к людям через волжские волны, они,
«полные грозного чуда», доносят до нас «истины Божьи»:
     Для человека Родины края
     В жизни исконно святые.
Это они, волжские волны, « то выводили набат вечевой, то величальные звоны». Даже присутствие природы в стихах Семичева – особенное, здесь мы улавливаем устойчивые в народе выражения: у осени глаза на мокром месте, что делает стихотворение  близким к народу  и дальше ещё сердечнее:» это все ангелы плачут на небе», и видит поэт «глаза заплаканной земли», идёт  «латать прорехи ада»:
    Пора бы ту забить дыру,
    Поскольку очень сильно дует.
Идёт, борется с невзгодами, потому, что по его же словам из стихотворения «Соло для фагота» А я на печальном фаготе
              Совсем не умею играть.
И,  это февральское соло, напомнило мне Бориса Пастернака, Семичев с ним перекликается одним словом – февраль, многозначного, где кончается зима « под хохот метельный и визг». Но есть у Семичева « нательный крестик- ключ – небесный футляр отомкнёт», и здесь же я вижу некоторую недоговоренность, а что дальше? Это толкает на размышление, многоликое продолжение будущего. Не редко напоминает нам Семичев  и  о других поэтах.  «Бесы»:
      Поднимаются замесы
      Сатанинских подлых сил.
      Это бесы, бесы, бесы –
      Достоевский говорил.
Или: « Стихи Афанасия Фета  -  поэзии дождь золотой» В самых разных констекстах обращается Семичев и к великому Пушкину. Например: «Памятник Пушкину – Русский народ».  Здесь получал от ворот поворот
              Ворог надменный и дерзкий…
              Памятник Пушкину – Русский Народ,
              Храм нерушимый вселенский.
Много ещё не сказано о замечательной, многоплановой, близкой простому народу поэзии Евгения Николаевича Семичева. И для него Россия  - не  территория с населением, как однажды сказала Юна Мориц и далее продолжила, это прежде всего народ с его культурой и богатствами земли русской. Для Семичева наша страна – Православная Русь с  «живой душой берёзы» и поэтому:
   Нашу землю, политую кровью
   Никакие враги не возьмут в оборот.
   Можно нас истребить, но останутся корни,
   И из них прорастать будет Русский Народ!