Точэчка

Елена Куприянова 3
Моим учителям посвящается…

Скажите, кто из вас помнит своих учителей?  И как вы называете их  в кругу бывших однокашников, возможно уже постаревших и изменившихся  донельзя  внешне, но никак не внутренне?  А то, что с годами мы всё больше становимся похожими на тех,  открытых, непосредственных, и даже, простите меня, глупых несмышлёнышей, какими были в  юные годы,  это я могу утверждать на своём собственном примере. Хотя, если  к  вам  этот утверждение не относится, то, опять-таки, извините.               
      
Не сделаю открытия, если скажу, что  за каждым учителем обычно закрепляется, и порой,  - надолго, какое-нибудь  прикольное прозвище. 
Достоверно известно, что меня  ученики  «за глаза» так и звали  простенько - Лена. А многие мои любимые и уважаемые учителя по прошествии  н-го количества лет  всё равно  остались в моей памяти, как  «Аннушка», «Люда»,  «Зинаида» и т.д.
         
Но я хочу сегодня рассказать об  одной из таких почитаемых мною учительниц, которую на самом деле звали Людмила Степановна, а  между собой мы называли её не совсем обычно – «ТочЭчка». Да, именно в такой  транскрипции: с твёрдым «э» после «ч».
      
Людмила Степановна долгие годы  преподавала   чистописание и рисование  в  моём родном  педагогическом училище,  что  было красой и гордостью  небольшого городка  Суража (одного из районных центров Брянской области),  расположенного   прямёхонько на  границе с  Белоруссией и Украиной.

И естественно, что местное население говорило, да и по сей день говорит на «суржике», впитавшем  незабываемый колорит украинской и белорусской речи. 

Помню, не успели мы освоиться  в первые же свои студенческие дни на новом
месте, как узнали от «аборигенов», что наше славное педучилище (сокращённо –педулище)   местные ухажёры (в интерпретации нашей  гром-комендантши общежития тети Лены  - «красюки градские»)  кличут не иначе, как «крыша»: «... пОйдем  на  «крышу» - там сЕдни танцы...». 
Первокурсники-промокашки, мы зарубили себе на носу, что чужих в общагу не пускают;    что  уличный туалет  «у чёрта на куличках, так что если нужда припрёт,   нужно нестись бегом;  после танцев следует успеть  вернуться , «а то в  12 –ть: тёть Лена  запирает двери на засов ,  и т.д. и пр.   
Само собой были названы, и нами тут же усвоены все прозвища преподов.      
      
Кажется, мы особо удивились, услышав впервые  это  анекдотично  звучащее  (не имя,  скорее – дразнилка) слово  – Точэчка.  Знала она об этом или нет, история умалчивает.

Но ни разу не возмутилась и не сделала замечания будущим учителям, преимущественно женского полу, которые после звонка высовывали головы в коридор, и с радостными криками: «Атас! По местам! Точэчка идёт!» - разбегались по своим местам.   
      
Если вы думаете, что озорной девичий народ (а было нам 15- 18 лет в зависимости от того, на каком курсе мы тогда учились), быстренько утихомиривался, как только  в класс заходила Людмила Степановна, то ошибаетесь. Народ спешно доставал многочисленные  почтовые  конверты и пускал по рукам незамысловатые образчики эпистолярного жанра – письма заочников, преимущественно бедных солдатиков, которым так не хватало общения с женским полом, что они стремились излить душу хотя бы на бумаге.
   
И, конечно, эти «перлы», сочинённые , думается,  коллективным трудом  ребят-зубоскалов, так же коллективно и ехидно обсуждались их адресатами, и тут  же составлялись ответы. Нет, они не повторяли такие детские образчики, как: «Я Вас люблю, Вы мне поверьте!  Я Вам пришлю блоху в конверте. И напишите мне ответ, кусает больно или нет?!»  Но всё равно, не менее весёлые и содержательные.

Честно признаюсь, что и на мою долю тоже  «досталась» переписка с заочником, которого я сроду  в глаза  не видела, но который «в первых строках» и «во вторых строках»  описывал свою армейскую жизнь и делал на «полях» такие рисунки тушью, что некоторые мои подружки  только что не «изливались кипятком»  от восторга, а я смотрела на них весьма  критично и бурчала про себя: «мещанство»...  (Признаюсь, вредная была, жуть...) 

Долго допытывалась, кто же дал мой адрес этому «дуремару», пока Полинка Рытик
не призналась, что как-то соседствовала в поезде с солдатами-отпускниками, и один из них, увидев у Полины мою фотку, попросил адрес; ну и пошло – поехало...

Да, вспомнила… Оказывается, моя однокурсница,  расхваливая меня, проговорилась,  что я пишу стихи. Сюрприз: и он – тоже. Так стишатами и перебрасывались до тех пор, пока мой Ромео не написал, что я ему шибко нравлюсь, и после дембеля хотел бы приехать ко мне в Брянск,  познакомиться с моей матушкой. Ха-ха, он не знал, какая строгая у меня мамочка! Появление в доме неизвестного женишка её точно  не обрадовало бы.  Посему я резко прервала обмен жуткими рифмовками.  Роман в стихах   благополучно был завершён!

Итак, вернусь в класс. Идёт урок чистописания, и Точэчка диктует нам текст, который мы записываем в тетради с наклонными линейками для первоклашек.  Отрабатываем каллиграфию.   В завершении она  произносит, как сейчас бы сказали «сакраментальную» фразу:  «Всё. Поставьте точэчку!»

Да, вот она, злополучная «точэчка». Народ давится от смеха. Но мне, точно, не до смеха, потому что с каллиграфией у меня плоховато. И в тетради. И на доске. Да, какой же буду я  учительницей начальных классов, если пишу, «как курица лапой»?    
Увы, опять будет злополучная «тройка»... Ну, не получается, и всё тут!
      
Такая же печальная история у меня с рисованием. Моя соседка и подруга Нина Швед всегда получает свои заслуженные «пятаки». А у меня...  С одной стороны, и с математикой, и с литературой, и с историей (которая Нине никак не даётся),  у меня, как раз – полный порядок, а с такой чепухой – справиться не могу!  Обидно!
Тем более, что вожделенную стипендию с трояками не получишь, а прожить без неё – невозможно.  И что тогда???  Вот я и стараюсь, тружусь в поте лица...

Девчонки, которые эти предметы лузгают, как семечки, хихикают, шуршат письмами, успевая и выполнять задания преподавателя. А я, раздражаясь, думаю: «Ну, прикрикните, ну  хотя бы повысьте голос, ну утихомирьте самых заядлых!»
Нет... Худенькая, невысокая, не эмоциональная, всегда ровным тоном ведущая урок Точэчка, проходит по рядам, поправляет, делает замечания, подсказывает  - и дальше.

Вот уже возле меня:
- Болотина, у Вас сегодня гораздо лучше. Молодец! Ставлю «хорошо».
О, боже!  Парю над классом, над гомоном, над дурацкими записочками, хихиканьем...  У меня – четвёрка!  Смогла, сумела! Ура!
Шведуля, как добродушно зову я подружку, тоже радуется за меня.

Наверное, это и есть педагогический талант. Вот так, заметить, приободрить, дать шанс...
Кстати,  сразу за моей первой, думаю, не совсем заслуженной четвёркой, пошли, полетели ласточками и пятёрки…  После четырёх лет учёбы я уже со смехом  вспоминала те свои потуги и мучения.
          
И ещё. Уроки рисования. Как она (Точэчка) их вела! Замечательно, дидактически выверено: от простого к сложному, по шажочку, терпеливо и доброжелательно,  никогда не повышая голоса, не делая унижающих учеников замечаний.
Вспоминается: вот я не могу справиться даже с элементарным рисунком, вот у меня  уже гораздо лучше получается, вот  мой набросок  с натуры –  одобрен  всей 
группой.   
Да, у Людмилы Степановны  такое правило: лучшие работы – выставляются на всеобщее обозрение, и мы анализируем, разбираем, почему и что кому удалось.

Заключительные занятия, к нашему восторгу, проходили на пленэре.
Прошло столько лет, а  перед глазами явственно встаёт старое заброшенное суражское кладбище,  на котором  уже  давно никого не хоронят.  Но  там так красиво и  отрадно, шелестят высокие берёзы, мы на чём-то сидим, не помню на чём. Рисуем в альбомах. Мольберты нам не по карману. Простенькие краски, карандаши... Но такое единение с природой, такой высокий настрой души! Хочется перенести  на бумагу это настроение, эту зелень берез и травы, эту голубизну майского неба, чернеющие вороньи гнёзда,  и даже нескончаемый вороний гомон.
Урок закончился, девчонки убежали в столовую, а я ещё долго сидела, прорисовывая, мучаясь и восторгаясь, взрослея, прозревая умом и душой.
       
Мой этюд получил высокую оценку. Но радость была не от этого. Радость была от того, что самую высокую оценку мою, да и моих однокурсников, всё-таки заслужила наша неприметная, незлобливая, и такая талантливая Людмила Степановна – Учитель с большой буквы!

Когда мы заканчивали свой последний семестр, Людмила Степановна вдруг достала и раздала нам тяжёлые комплекты наших работ по рисованию, которые она собирала, оказывается, все четыре года. Да, это были настоящие подарки.  И тем из нас, кто по окончании училища  стал работать в  начальных классах сельских  школ, где с методическим обеспечением было не густо, эти работы здорово пригодились. 
       
Вот вам и Точечка, или почти по-белорусски – Точэчка...

Вот поставила в своём повествовании точку, и вдруг пришло в голову, что один очень важный штрих к портрету Людмилы Степановны я и не сделала.
На эту мысль натолкнула меня встреча с моими хорошими знакомыми, которым я предложила посмотреть свою последнюю подборку фотографий, привезённых этим летом из Болгарии. И было сказано самое  главное для меня, окунувшейся в пучину художественного фото всего несколько лет тому назад, а именно: у меня есть - Образ! А на некоторые работы хотелось бы смотреть и смотреть, и что они обладают особой энергетикой.

Это здорово, заслужить такой отзыв. Вот тут и подумалось, воспитание моего художественного вкуса ведь и началось с лёгкой руки нашей учительницы рисования. В ту пору, когда ни интернета, ни даже телевидения в помине не было, в маленьком городке, далёком от цивилизации, дать студентам возможность соприкоснуться с шедеврами мирового и отечественного изобразительного искусства, научить мыслить образами, отличать подлинное от фальшивого, - это надо суметь.

Людмила Степановна приносила на уроки репродукции картин больших художников и заразила нас страстью собирания цветных вкладок из журнала "Огонёк", которые мы, кажется, называли "Малой Третьяковкой". Об импрессионистах: Дега, Ван Гоге, Гогене, Ренуаре, и др. я впервые тоже узнала на уроках рисования. А ведь, помнится, в приснопамятные хрущевские годы (1959-1964), они в нашей стране были в опале.

Вообще, в настоящие музеи (Третьяковскую галерею и Пушкинский музей) я попала впервые только в восемнадцать лет, когда нашу группу на четвёртом курсе наградили экскурсией в столицу. Конечно, дальнейшая моя жизнь даровала мне и "Эрмитаж", из которого никак невозможно было уйти, и Русский музей, другие замечательные выставки и встречи с  прекрасным.

Хочу добавить, что, когда появилось свободное время после выхода на пенсию в 2000
году, так и подмывало заняться рисованием, но исчезли с прилавков краски, бумага, и давняя мечта так была и не реализована.

Зато, уже после шестидесяти, благодаря руководителю штутгартской фотостудии "Остров" Алексею Кузнецову, я купила фотоаппарат, и стала фотофанаткой! Говорят, это у меня неплохо получается...

Спасибо судьбе за встречи с умными и талантливыми людьми! Спасибо за Людмилу Степановну!

А вот теперь со спокойной душой поставлю свою точэчку!