Покаяние. Глава 5. Бал у Сатаны

Владимир Подкидыш
                «Три девицы под окном
                Пряли поздно вечерком.
                «Кабы я была царица –
                Говорит одна девица, –
                То на весь крещёный мир
                Приготовила б я пир.»
                «Кабы я была царица –
                Говорит её сестрица, –
                То на весь бы мир одна
                Наткала б я полотна.»
                «Кабы я была царица –
                Третья молвила сестрица, –
                Я б для батюшки-царя
                Родила б богатыря.»
                А.С.Пушкин.

Случилось это не вчера,
Но и не в древности глубокой.
Атоса лучшая пора
Ещё не стала нам далёкой.
Свежо на памяти у всех
Культуры было продвиженье
И Аполлона тот успех,
Что называем «Возрожденьем».
Но ветры новые уже
Заметно румбы поменяли
И там, на пятом этаже,
Мотивы новые звучали.
И «как-то поздно вечерком –
Луна полночная стояла
И в небо дым валил столбом», –
Там воля «Царская» собрала
Мужей на «Бал у Сатаны» –
На семинар ежестолетний,
Где «Божии Сыны» должны
Предстать пред ним, как листик летний.
И каждый автор представлял
Любимую ИДЕЮ-«дочку»,
А Сатана с неё «срывал
Юбчонку» из прикрас-листочков.
Уста его, «как острый меч,
Содеянный рукой Господней»,
Должны у тех идей отсечь
Все «одежонки» до исподней,
Чтобы предстала «нагишом»,
Во всей красе или уродстве
И без прикрас. А уж потом
Речь там вели о первородстве.
Там каждый «пировать» хотел
В чертогах из огня и стали,
Где красотою юных «тел»
Идеи голые блистали.
И на «Балу у Сатаны»,
Где разум хладный правит слово,
Идеи все обнажены
Под светом ЛОГИКИ суровой.
А тот, кто «девицу» привёл
На «Бал», «родив» в ночи бессонной,
Он под девизом к «Трону» шёл
С главою, кротко обнажённой.
И он здесь должен представать
Безликим «фрачником» и в маске,
Чтоб мог судья оценку дать,
А автор был чтоб без опаски,
Мол, не глядит на «вожаков»
Со всею свитою своею,
Ему «не важно», кто таков,
А «важно», какова идея.
Но… «суд» его лукавый был,
А конкурс – просто для обряда.
Себя он первым не забыл
И вставил в тройку для парада.
Второй – друг старый, с кем они
Пред «Господом» давно старались
В толпе у «Трона». В эти дни
Итоги века подбивались.
А третий был – «не театрал»,
Но выказал «Господь» заботу,
Чтоб тоже он пред ним предстал:
«Пусть из народа будет кто-то».
Решил Андрюхин наградить
Маргакова «за ту идею»,
Что продолжал ещё любить
Со всей четвёркою своею.
Ведь должен всем открытым быть
Приличный повод к награжденью,
Чтоб у людей не возбудить
Какие-то там подозренья.
В «Царицы Бала» он избрал
СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА идею.
Вот этим вот и награждал.
Всё честно: головой своею
Маргаков выносил её,
Придал ей красоту и стройность,
И вот он детище своё
На «Бал идей» привёл достойно.

И Сатана избрал средь них
Троих, как велено, в «царицы»,
«Красоток» стройных, записных.
И начали они «хвалиться».
Один из «фрачников» доклад
Свой начал из-под маски лихо.
Он был на выдумки «богат»
И шёл с девизом «Повариха»:
«Наш славный мир создал Творец,
И он – прекрасней всех творений
(Кто «он» – не пояснил хитрец:
Творец иль мир вне восхищений!).
И в феодальном мире сём,
В Сад божий для благословенья
Мир и порядок мы несём
Чрез аппарат госуправленья.
И надо ль ум нам изощрять,
Пиша статейки очень гладко,
И чьи-то новшества внедрять
Для наведения порядка
На всей планете, коли есть
У нас великое творенье,
Достоинств чьих не перечесть
И не грозит чему забвенье –
Идея нашего Творца –
Великий Воли «Отражатель»,
Который, прямо из дворца,
На Мир направил наш Создатель.
Сим «Отражателем» уже
Весь Мир держал в своей ладони,
Когда сквозь Мир, без рубежей,
Промчались Шемахански кони.
Идею защищаю я:
Когда б из Центра, вышней волей,
Рука одна умелая
Направит Мир к счастливой доле.
Побольше «Зеркало» лишь взять,
Усилив этот «Отражатель»
Двумя слоями – и опять
Направить в Мир видоискатель
На весь наш христианский мир.
И коль Директор мне б доверил
Сей «Отражатель», я бы «пир»
Вам закатил, по крайней мере,
На всю Европу из дворца.
И вечной славой миротворца
Прославил имя мудреца
От волн морских до хижин горца!
А политических уж «блюд»
Моих – не счесть. В «пиру» всеобщем
Директора прославит люд
И мы пред Вами не возропщем».

И здесь уместно завести
Нам речь об этом «маскараде».
Сей конкурс – в МАСКЕ честности
И выгоды придуман ради.
Зачем же в масках людям быть?
Ну-у! Тут идея-то благая:
«Чтобы жюри могло судить
Доклад, на лица не взирая».
Но демократии налёт
Имел побочные удобства,
Коль соискателем пойдёт
Там член жюри, минуя злобства:
Докладчик опустил конверт
С девизом в конкурсную урну –
И на трибуну, точно ферт,
Демократично и культурно.
Но в маске сей докладчик был,
А автор – у жюри главою!
И он спокойно присудил
Себе то место призовое.
А председатель на «Балу»
Представлен Пушкиным «Ткачихой».
Под чью ж он спрятался полу,
Что проскочил в призёры лихо?
А Чернопрудов для чего?
Все щекотливы пожеланья
Он делает через него,
«Клыкасто-рыжее» созданье.
Он торопился первым быть,
Чтобы слизнуть с идей всех сливки,
То, что полегче. Говорить
Любил он мудростей обрывки.
Он был любитель заглянуть
«Под плащ», «за пазуху», «за спину».
Не прочь бывал и обмануть,
И приукрасить вам картину.
И вместе с тем он был «эстет»,
Любил червонное он злато,
И бриллиантов крупных свет
Сверкал с перевязи богатой.
И вообще, оставил след,
Как нечто «красно-золотое»:
То монограмма, то браслет,
То плащ с багряною каймою.
Но с подчинённым груб, жесток
Он был, а значит – трус, поверьте.
И прямо б заглянуть не смог
В глаза неотвратимой смерти.
И как свидетельствует Бог
(Тот, бывший), он «дальше передней
У Истины пройти не смог»,
Оставшись в свете «ТЕНЬЮ» бледной.

К И.О. «Ткачиху» подвели.
И он, раскрыв свою тетрадку,
Сказал, что «видит свет вдали»
И изложил всё по порядку:
«Коллега правильно сказал
(Поклон учтивый «Поварихе»),
Что мы при помощи «Зеркал»
Покой устроим в этом лихе.
И это был бы славный «пир»,
Коль «Отражатель» – идеальный,
Когда бы ВЕСЬ «крещёный мир»
Имел материал «зеркальный»!
Увы! У нас людишки все
Не боги. Люди есть и лживы,
Их глупый ум – во  всей красе,
Они коварны и ленивы.
И сей прекрасный инструмент
Работать будет вхолостую.
А то, глядишь, в один момент
И штуку выкинет такую,
Что всё развалится в момент,
И «кухня» будет бесполезной,
Коль где-то тайный инсургент
На штурм поднимет полк железный.
Поэтому я предложить
Хочу Контрольную Систему,
Чтобы за «Зеркалом» следить,
Решил я эту теорему.
Необходимо нам создать
Единый Центр – Информаторий,
Куда мы будем собирать
Все сведения с территорий,
Подвластных «Зеркалу». И что
Там люди замышляют тайно –
Туда б стекалось. И никто
Не скрылся чтоб от нас случайно –
Густую сеть на Мир на весь
Накинем, будто покрывало
Епитрахиль. Я знаю, здесь
Такого раньше не бывало.
(И стала исповедь звеном
Здесь не раскаянья, а сбора
Сокрытых помыслов. Потом
Всё шло в Информаторий споро).
…И я «сотку» то «полотно»,
На Мир накину «Покрывало»
И вы получите окно
В любые тайные подвалы.
Ту «ткань» три принципа «сошьют»
Простейших и надёжных: «Слепо
В законы Божьи верит люд:
«Я верую, ибо нелепо!»;
«Беспрекословно выполнять
Законы эти будут люди»;
И «Неусыпно наблюдать
За каждым «тканью» той мы будем».

Последним выступал из них
Атос-Маргаков, «Мастер» крупный.
Имел он лес волос густых
И глас уверенный и трубный.
Давно он вёл свои дела
И сил на это не жалели.
Но на пути его была
Проблема Бена Бецалеля.
Лев Бецалель когда узнал
Про «Утопический тот Остров»,
Покой и сон он потерял –
В идею он влюбился просто.
«Механик» опытный он был.
И многофакторный анализ
Над «Островом» он учинил –
Такое делал кто едва ли.
Магистр подробно рассмотрел
Условия по становленью
Той личности, что в гуще дел
В «островитянском» управленье,
Составит средний слой, «ан масс».
И сформулировал он точно
Проблемный ряд, что весь у нас
Ещё стоит в проблемах прочно.
Проблемы суть: «КАК воспитать
Аборигена в Гражданина,
Способного поддерживать
Порядок в обществе единый?».
И среди первых там «камней
Краеугольных» тех условий
Назвал наличие в стране
Досуга – и для ВСЕХ сословий.
Досуг от дел, чем добывал
Средства для-ради пропитанья,
Чтоб человек не голодал,
Предавшись духа воспитанью.
Вторым же «камнем» он считал
Наличие духовной сферы,
Которую бы развивал
Народ внутри себя без меры.
Чтоб в обществе был институт
Образованья, воспитанья,
Был творческий, научный труд,
Труд по проблемам ОТДЫХАНЬЯ.
И чтоб была доступна ВСЕМ
(По ступеням!) та сфера духа
И обученья. Между тем
Немедля гром проблем забухал:
За чей же счёт там содержать
Учителей, творцов, артистов –
НЕПРОИЗВОДСТВЕННУЮ рать,
Растущую довольно быстро?
(А кроме них ещё нужны
Полиция и управленье,
Нужны защитники страны
И молодое поколенье!)
Производительность труда
Так колоссально отличалась
От нужного, что здесь беда
Неразрешимою казалась.
Конечно, бог всегда готов
Дать технологию задаром,
Но этот «ветер – дар богов»
Грозит губительным Анчаром.
И выхода из тех проблем
Тогда Лев Бецалель не видел:
Закрыт тот путь к движенью всем
Тем людям в современном виде.
(И «…не проблема сочинять
Там музыку», наверно, будет,
А «где же слушателей взять?» __
Такая вот забота людям.)

Тогда Маргаков поручил
«Высокому специалисту»,
Чтоб, не жалея божьих сил,
Решать проблему взял «на бис» ту,
Приватно, то есть. Матрикат
«Николка» был экономистом,
Поэтому вопросов ряд
Закрыл Каляев очень чисто:
Теория ж уже была.
Поэтому и посчитал он:
Материальные дела –
То не тупик, а лишь начало.
Проблему эту, мол, решим,
Лишь поднатужимся немножко.
Но если дальше поспешим,
То дух нам сделает подножку.
Есть область знаний, без какой
Нам не пробиться к «Гражданину»:
Исторья жизни всей людской
Закроет путь, как ножик в спину.
Исторью боги здесь творят.
Но ведь они пришли-то тайно.
И тайну сохранить хотят.
И, видно, это не случайно:
Своё «космическое зло»
От человека скрыть желают.
Земных царей же ремесло
Нам граждан здесь не воспитает…
«Ну, хорошо, – сказал Атос, –
Учту я это замечанье.»
И подготовившись всерьёз,
Он выступил перед собраньем.

«Считаю, гражданином стать
Лишь может тот, кто в плане личном
Удачно сможет сочетать
Аспекты жизни гармонично.
Пусть телом будешь ты атлет,
Но пусть наклонностям животным
Мораль стальная даст запрет
Неодолимый, крепкий, плотный.
А чтобы жизнь была полней,
Насыщенней и интересней,
Дух развивая у людей,
Научим их стихам и песне.
И чтобы всё это достичь,
Пусть не покажется банальным,
Наш человек, всего опричь,
Быть должен развит социально.
Вот вам понятье «Гражданин».
Оно сложно, но разложимо
На эти части. Каждый «клин»
Решать отдельно – достижимо.
Во-первых, мы должны признать
Развитье тела очень важным:
Здоровый дух не воспитать
У немощных и слабых граждан.
Что этим я хочу сказать?
Наверно, это аксиома:
Не будешь ничего желать,
Когда грызёт тебя саркома.
(И с ненавистью тайный взгляд
Наина на него метнула:
Уж не в неё ль пустил снаряд,
Направив тайной пушки дуло?)
Другой аспект: коль человек
Неграмотный и неумелый –
Не сможет обществу разбег
Он дать рукой своею смелой.
И бесполезен для страны
Неграмотный в походе дальнем.
Так дело граждан мы должны
Связать с развитьем СОЦИАЛЬНЫМ.
Но «у голодной у куме»,
Какие там ни будь таланты,
Одна лишь каша на уме,
А книги будут ей «до лампы».
Вот и хочу я предложить
Устроить общество так ловко,
Чтобы желанье легче жить
Толкало к знаньям и сноровке.
Но на пути у мужика
К тому, что я считаю важным,
Стоит помещик. И пока
Не сброшен этот «тигр бумажный»,
Не будет ходу мужику
Ни к духу, ни к здоровью тела:
Сам он – безволен на веку,
А барину – какое дело?
И даже более того:
Он тормозит его движенье,
Чтоб раб не мог жить без него,
Живя в нужде и униженье –
Тогда лишь смирен мужичок!
Но, помыкаючи рабами,
Помещики (таков их рок)
Живут невольниками сами
Своих рабов. И замкнут круг:
Какие граждане из рабства?
Гниль разъедает всё вокруг
И близит гибель государства.
И чтоб не мучилась страна –
Быстрее – легче, кто же спорит, –
Молниеносная война
Движенье к счастью нам ускорит.
Закончив версией такой,
Хотел бы я ещё добавить:
Не бог, не царь и не герой
В том государстве будет править,
А с низу до верху глава
Народом будет избираться.
И от народа лишь права
На власть там будут доставаться.
И – тренируйся-не хочу,
В своих стремленьях гражданина,
А будешь плох, так к палачу
Не повлекут свободы сына,
А просто переизберут.
И став доподлинно свободным,
Тот человек полюбит труд
И не останется голодным.
Итак, за знанья и за труд
Могу спокоен быть вполне я:
Людей к достатку поведут
Не кто знатней, а кто умнее.
Конечно, есть сомненья тут,
Что с совестью и духом будет,
В театр там бюргеры пойдут
Или в кабак помчатся люди?
Но, полагаю, не должно
Возникнуть острых осложнений.
Мы проработали давно
В деталях сложных отношений,
Как производство развивать,
И парадигму дать какую,
И как они начнут влиять
На психологию людскую.
Установили мы везде
С зависимостью очень явной,
Как отношения в труде
Влиять на дух начнут исправно
И за собою вверх вести
Мораль и право очень бойко:
Нечестность станет не в чести.
И мы назвали их «надстройкой».
Забот ещё для головы
Здесь прорва, доложу Совету,
Но без фундамента, увы,
И не начать работу эту».

И.О. Андрюхин не спеша
Решенье объявляет кратко:
«Что ж, «Повариха» хороша,
Ей власть над «кухней» для порядка,
И ей я третье место дам.
Жюри, конверт с девизом вскройте
И назовите имя нам,
А вы – лицо своё откроёте.
О! Это вы, Виссарион?
Ну что ж, с Европой поздравляю
(Артист Андрюхин «удивлён»),
И вам успехов я желаю.
Второе место дать хочу
Идее, что сказал «Ткачиха».
Ему её я поручу
Осуществлять в сём царстве тихо…
Ах, это вы… Я вам велю
Закладывать Информаторий
И я на слове вас ловлю:
Вам будет здесь не санаторий.
(И этот новый статус свой,
Что он избрал своим девизом,
С большою пользой наш герой
Употреблял в своих капризах.
И он заглядывал теперь
«Под плащ» не только Геркулесу,
А в потайную глянул дверь
К Андрюхину – «для интересу»:
Желал он властью управлять
И должен знать её секреты.
Так он и смог владыкой стать –
Но теневым, – для всей планеты.)
А место первое как раз
И звание «Царицы Бала»
Даю идее, что средь нас
Здесь «Маргаритою» предстала…
Карл Афанасьич! Это вы?!
Ну что ж, сердечно поздравляю!
И плоду вашей головы
Осуществления желаю.
Совет детали уточнит,
А я приказ свой вам вручаю.
Идее вашей путь открыт
И ждёт успех вас, я уж знаю.

И пуст стал Зевса Пьедестал.
«Красотки» тают, как в тумане,
«Погасли свечи, кончен Бал»…
………………………………