Воспитательный идеал эпохи Постмодерна

Ирина Ревеко
Необходимо, чтобы воспитание детей, любовь и уважение к детям, требования к ним и дружба с ними, - чтобы все это было самой сутью вашего духовной жизни, мой юный друг.
Василий Сухомлинский, "Сто советов учителю"

    Воспитательный идеал – это динамичный, незавершенный образ, который на сегодняшний день ни в мире, ни в наших умах до конца не оформился, не проявился. В быстром беге современности, которую неуклонно ее участники толкают в реализацию задач новой эпохи, мы не успели еще пересмотреть старую парадигму и внести нужные коррективы. Воспитательный идеал – это образ меняющийся и дополняющийся в зависимости от требований своего времени. Что же современность требует теперь?
    Современный мир в своем переходе к эпохе Постмодерна претерпевает радикальную трансформацию на наших глазах. Старая парадигма Модерна замещается новой – еще неизведанной и не открытой нами – парадигмой Постмодерна. И вот уже привычные понятия, бывшие еще в недалеком прошлом для нас аксиомами, уже утрачивают свой первозданный, сакральный смысл и превращаются в нечто иное – более пустое и развлекательное. Таковы требования этой новой, неумолимой эпохи, захватывающей сейчас власть над всем миром. Каковы же задачи педагогики в этот непростой для человечества период? Каким должен быть наш воспитательный идеал? Ведь очевидно, что веками нарабатывавшиеся навыки и схемы, уже не работают, о чем красноречиво говорит интеллектуальный и моральный уровень сегодняшних учеников и выпускников, которые завтра станут нашим будущим.
    Проблема воспитательного идеала – проблема не новая. Еще в античности философы тонко чувствовали необходимость ее решения. По мнению Платона, воспитание обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она «будит душу пользоваться мышлением для истины». К последнему утверждению мы еще вернемся.
    Но что есть нравственность и добродетель для сегодняшних детей? Эти понятия, как минимум, им чужды. Это дети кибернетического пространства и синтетических истин. Как современному педагогу пробиться к их сердцам? Как помочь сориентироваться в мире, где сам педагог понимает еще меньше, чем его ученики?
Итак, чтобы ответить на эти непростые вопросы, начнем все-таки не с ученика. С учителя.
    Учитель  - это не просто профессия, которой можно один раз обучиться и, используя стандартную методологию, работать изо дня в день, считая себя профессионалом. Чтобы преподавать, недостаточно идеально знать свой предмет. Быть педагогом – это призвание, это зов, идущий из глубины сердца, это жизненный путь, без которого Настоящий Учитель обойтись не может и не хочет.
    Учитель – это человек, который на всех этапах обучения, будет служить ориентиром и примером для своих воспитанников в этом непростом мире. Кто считает, что педагог преподает только лишь свой предмет – опасно заблуждается. Учитель тоже человек, а это значит, что у него есть свое собственное видение мира, своя мораль, свои ценности, свои привычки, свои стереотипы и заблуждения. И со всем этим он идет к детям. Потому, идеальный учитель должен помнить, что перед ним – такие же люди, как он, только меньше и беззащитней, но не менее свободные и самобытные, что очень актуально сегодня. И задача современного педагога состоит в том, чтобы не ограничив свободу своих воспитанников, не оскорбив то, что им дорого, тонко и корректно направить их на путь, где они станут достойными и реализовавшими себя людьми. Не навязать, а именно направить. И сделать это может априори только высокоморальный, тактичный и образованный человек, который сам хорошо ориентируется в современном мире.
    Чтобы распутать клубок из пестрых нитей постмодернистских течений и пересмотреть устаревшую парадигму Модерна, учитель вместе со своими воспитанниками сам должен стать смелым исследователем новой реальности.
    Современный мир меняется с немыслимой скоростью. К растущему человеку, пришедшему в этот мир, поступает колоссальный объем информации, которую, чаще всего, он не в состоянии хоть как-нибудь осмыслить. Реклама, СМИ, интенсивная школьная программа, всевозможные технические инновации, компьютерные игры и в результате – полная или частичная дезориентация и все вытекающие последствия. И чаще всего, ребенок уже в первый класс приходит с этим непосильным для него грузом. И здесь его встречает учитель – человек, который на годы заменит ему родителей, потому что в современном обществе родители слишком много работают и слишком мало заботятся о непрерывном и качественном педагогическом процессе. Потому ответственность за наведение порядка в головах своих учеников ложиться на педагога.
И чтобы не потерять сердце ребенка, учитель должен опираться на ряд фундаментальных качеств в самом себе. О них уже писали множество раз, начиная с Платона и заканчивая выдающимися педагогами ХХ века. Это и чуткость, и доброта, и сострадательность, и внимательность, и терпеливость. И искренность, о которой хочется сказать особо. Ведь дети очень тонко чувствуют любую ложь, а восстановить потерянное доверие невозможно. Воспитанники нуждаются в том, чтобы доверять своему учителю. Это – фундамент, на котором будут строится их взаимоотношения с социальной средой. Если ребенку некому доверится – это трагедия.
Потому поистине мудрый учитель всегда будет честен со своими воспитанниками, чтобы не надломить их еще неокрепшие души.
     Но чему же должен учить современный педагог таких непростых детей в нашем переломном времени? Давно уже ясно, что вся система образования требует пересмотра, но в силу многих, в том числе и политических, причин мы  продвигаемся в этом направлении по миллиметру. Потому каждый педагог просто не имеет права  сейчас закрывать глаза на происходящее, но должен икать новые грани внутри себя самого, тонко настраиваясь на частоты поколения Постмодерна.
    И здесь, возможно, не нужно изобретать что-то новое, мудрых педагогов до нас было достаточно, но мы должны еще в полной мере осмыслить их наследие.
    «Истинное воспитание - это самовоспитание. Нужно создать такое общение воспитателя и воспитанников, чтобы каждое слово, обращенное к юному уму и сердцу, будило внутренние духовные силы, вызвало внутреннюю работу, направленную на самопознание и самосовершенствование» . Василий Сухомлинский, "Сто советов учителю".
    И действительно, это может стать новой парадигмой системы образования. Для того, чтобы воспитание имело в своем результате достойного и образованного человека, первоочередная задача педагога – увлечь ученика, передать ему суть предмета, ту сердцевину, которая и делает этот предмет интересным. И тогда воспитанник с горящими от любопытства глазами откроет книги и будет искать свою истину, впитывать в себя знания как инструмент для ее поиска. Ведь главное свойство науки, как было сказано выше, по Платону, состоит в том, что она «будит душу пользоваться мышлением для истины». Именно такой подход должен ориентировать ученика на самовоспитание.
    Но пойдем дальше.
    Проблема американской системы образования состоит в том, что она порождает узкопрофильных специалистов. В рамках их культуры, их экономической и политической систем это, возможно, и является необходимым. Но только такой путь не для нас. Нашему менталитету чужда узкая специализация, и наши дети, хоть и впитали в себя множество западных тенденций, все же тяготеют больше к широте взглядов, эрудиции и многогранности увлечений. Узкопрофильность – это насилие над душой, стремящейся познать мир, это тиски, в которые зажат человек на протяжении всей жизни.
    Потому воспитательным идеалом современности в нашей стране должна стать именно базовая культура личности. В рамках гуманистической педагогики – это лучший путь, так как он предоставляет человеку выбор, знакомит его с разными сферами жизни, прививает ему разнообразные навыки, воспитывает широту взглядов.
    Следующее, о чем хотелось бы сказать, исследуя проблему воспитательного идеала Постмодерна, это мораль.
    Моральные ценности – это основа, это фундамент личности. Интеллектуальные заблуждения, эмоциональные всплески, соблазны, жизненные трудности несоизмеримо легче переживать, когда внутри человека,  стальным стержнем его личности,  держит его мораль. Те добродетель и нравственность, о которых говорил Платон, не утратили свою актуальность сегодня. И, может быть сегодня, в эпоху, когда происходит намеренное искажение всех привычных нам истин, они более всего нужны. Но как передать их своим ученикам? Безусловно, быть примером. Только на собственном примере можно показать смысл учения. Если учитель не практикует и не несет в своем сердце, сознании и на своих устах одно и то же – свое учение, то в ему просто не поверят. И никогда ничего не унесут с собой, а это – крах для педагога. Весь настоящий учитель частичку своего сердца отдает детям, своим воспитанникам для того, чтобы они поступали так же.
    Мы находимся лишь в начале пути. Чтобы сформулировать воспитательный идеал современности, еще немало нужно исследовать, проникая в меняющийся вокруг нас, да и внутри нас мир. Но фундамент для него мы уже осознали. И, к счастью, даже уже практикуем.
Итак, воспитательный идеал – это все еще изменяющийся образ, но уже стоящий на трех мощных столбах. Стремление к самовоспитанию, гармоничное развитие по всем направлениям базовой культуры и система моральных ценностей – это основа человека будущего в идеалистическом смысле, человека, которым мы сможем гордиться, и на кого не страшно будет возложить ответственность за воспитание следующих поколений.