В воспоминание о Есенине

Литвинов Сергей Семенович
 
 
ВАСИЛЬКИ ВО РЖИ

Васильки во ржи…Дорога в поле…
Всё как встарь! И душит взгляд слеза.
Васильками нежными до боли
Процвели твои, поэт, глаза.

Листьев медь – цыганское монисто.
Строк предсмертных гробовая дрожь.
То ли кудри, то ли так волнисто
Золотая льётся в поле рожь.

Ляжешь в землю прахом неотпетым.
Мало Богу плакальщиц-берёз!
Незакатно брезжит над поэтом
В звёзд кувшинках неба сонный плёс…

А дорога петлей в поле вьётся.
Вдаль уводит – в гиблые края!
Лиховою песней отзовётся
Жизнь, поэт, пропащая - твоя.

Лишь бы наши души не грубели.
Не зови, не плачь и не тужи!
Лишь бы в поле вечно голубели
Васильки цветущие во ржи.

 19.9.2002
   
НА МОСТКАХ

Блики солнца дрожат и скользят по реке.
Ты полощешь бельё на мостках вдалеке.

Ты полощешь в реке с облаками бельё.
А в холодных руках, там и сердце - моё!

Мне подплыть бы  кувшинкой под руки твои.
Только взглядом коснись, милых чувств не таи!

Я тебе камышовой тростинкой пою.
Про любовь-то мою, нелюбовь -  да твою!

Ты полощешь бельё; и плывут облака.
Так и сердце моё вдаль уносит река.

На мостки бы вбежать в бликов солнечных дрожь.
Что ж, мечтой и живёшь! Нелюбим – нехорош!

           3.5.2008

В ВОСПОМИНАНИЕ О ЕСЕНИНЕ

В Небо гляну, выйду в поле.
Золотится в поле рожь.
Васильковая до боли
Синева – по сердцу дрожь.

Вдаль – межа, в просторы Неба.
Жить бы, Родину любя.
Дай небесного мне Хлеба,
Дай, Господь, вкушу Тебя.

Мне заката вечной кровью
Причаститься  б у межи.
Крест – в ногах! А к изголовью –
С васильками поле ржи.

14.01.2009
 
БЕДОВАЯ СЛАВА

И цвести бы, расти – не по миру брести.
Льнуть бы лютиком к сердцу поэта.
Мне тот лютик в расцветшую  строчку вплести.
Строчку -  в песню, что сердцем пропета.

Я пойду, побреду; с песней сердце в ладу.
Да неладна дорожка хмельная.
Всех-то птиц растревожу; себе на беду.
Вещих птиц не к добру вспоминая.

А дорожка хмельна; влево ль, вправо она?
Заливается песней дорога.
Завивается петлей под чарку  вина.
И до леса, до луга, до лога.
          
А за лог, а за луг – ни потерь, ни разлук.
Будь увенчанный славой земною.
Птицы вещие, вечные спутницы, вдруг
Вороньём закружат надо мною.

Стаи птиц налетят, да и в душу глядят.
Слева - чёрные, вздорные – справа.
Чем певца ль одарят? Мертвеца наградят…
Песней-петлей бедовая слава.

Жизнь допеть бы свою; лютик в кудри завью.
Горько свесится прядь золотая.
Так посмертный венок, песню-петлю совью,
В сердце шалые строчки вплетая.

    15.7.2010 - 4.1.2011

     ЕСЕНИНСКАЯ ТЕМА

Сам в Родину влюблён до всхлипа
Всех чувств; умру в любви плену.
А под окном и клён, и липа
Почти впритык  растут, прильнув.

Кадильнозвонные  капели.
Поэту Небо – Отчий кров.
Крещён любой поэт...в купели
Высоких слёз, горючих слов.

И запах яблок входит в сени
На Спас; и греет кровь мороз.
Россия, Родина, Есенин.
И я здесь умер, жил и рос.

               29.8.2013

  НЕДОПЕТАЯ ПЕСНЯ

    «…уснул поэт, как свет во ржи»
                Игорь Рыбин

Кто сказал, что песня недопета?
В мире торжества безмерной лжи,
Думали: убили вы поэта?
Нет, уснул поэт, как свет во ржи.

На заре звенят колосья в поле.
Благовеста звон издалека
Над юдолью злобы, лжи и боли
В горний мир летит - под облака.

Что ж, поэт, не ты и в поле выйдешь.
Не тебя встречают васильки.
Нас, живых, не слышишь и не видишь,
Чья и жизнь – до гробовой доски.

Как поэту в мире в том? А в этом?
Недопетой песней подскажи.
Васильковым ты сияешь светом
В мире лжи среди колосьев ржи.

   5.8.2015


  P.S.      РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Выступая в Ростове в 1926 году, на вопрос из зала о Есенине Владимир Маяковский ответил так: «Есенин, безусловно, талантливый поэт, но он часто писал не то, что нам надо, и этим приносил не пользу, а вред: тем хуже, что он был талантлив. Столыпин, например, был достаточно талантливым политическим деятелем, но тем вреднее он был для нас и тем приятнее, что его убили». (Цитату никогда не печатали полностью).




Да и эти стихи в тему воспоминаний.

"...Танцовщики – как и актеры: одно поколение помнит их, следующее читает о них, третье – ничего не знает. Ты – просто танцовщица... Когда ты умрёшь, никто о тебе не вспомнит... И – никакой Айседоры! А поэты продолжают жить. И я, Есенин, оставлю после себя стихи...Такие стихи, как мои, будут жить вечно".
"... Скажите ему, что он неправ, скажите ему, что он неправ. Я дала людям красоту... И эта красота не умирает...
Нет, красота не умирай!"
 
     ЕСЕНИН И АЙСЕДОРА

"Я...Я - поэт...Со мной - мои стихи.
Умру, так что ж...Два пятака на веки.
Среди чужой словесной чепухи
Останутся мои стихи - навеки.

Прощай, поэт, - мне говорят цветы.
Танцовщица...Ты...Ты - богиней ныне.
А завтра - никакой тебе цены нет.
В одних моих стихах бессмертна - ты.

Другие танцы всюду, где ни глянь.
Другое всё, слова и те - другие.
Мои стихи в сердцах и душах - всклянь,
Пребудут, несказанно-дорогие".

"Нет, красота всегда не умирай..."
Не вечны - мы...Уходим...Умираем...
Поэзии даруй и танца - рай им.
Введи их, Боже, в их безумный рай.

   30.12.2020


Отношения Сергея Есенина с Богом - это одна из самых важных тем для понимания его творчества. Вернее, это самая важная тема. По сути дела, между Есениным и Господом произошел трагический конфликт, который завершился самоубийством поэта (в том, что это было именно самоубийство, я не сомневаюсь и на эту тему даже написал статью).

Есенин прошел путь от верующего мальчика, прилежного ученика церковно-приходской школы в селе Константиново до автора богоборческих поэм, которые даже самым ярым ненавистникам религии казались кощунственными.

"Господи, отелись" - призывает Есенин в поэме "Преображение".

В "Инонии" он издевается над церковным таинством евхаристии, которое когда-то было священным для него:

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

Справедливости ради следует сказать, что богоборческие поэмы Есенина не стали популярными, не снискали славу. Это даже удивительно, ведь писались они в ту эпоху, когда издавался журнал "Безбожник", когда жгли иконы и разрушали храмы. Я считаю, что эти поэмы Сергея Александровича выглядят инородными в его творчестве, они идут вразрез с самою сутью его таланта, его естества. Его души, если позволите. И эта неискренность, этот надрыв делают поэмы достаточно слабыми с художественной точки зрения (разумеется, если сравнивать с другими, гениальными вещами Есенина). Когда читаешь "Инонию" или "Преображение", возникает ощущение, будто маленький мальчик-пастушек грозит кулачком небу с пригорка.

На фото актер Сергей Ларин в роли С.А. Есенина. Кадр из фильма "Здравствуй ты, моя черная гибель...". 2012 год.
Ни в коем случае нельзя недооценивать колоссальную трагедию Есенина, связанную с отказом от веры, от Христа. Юноша, который, плача, молился перед иконами, и мужчина, в моменты алкогольного опьянения посылающий Господа на три буквы ради того, чтобы эпатировать собравшихся женщин - этот путь Есенин прошел за какие-то пять-шесть лет. И это была тяжелая ломка его духа.

Вспомните строки одного из самых знаменитых стихотворений Есенина "Мне осталась одна забава":

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Стыдно, потому что кругом атеистическая прогрессивная молодежь, комсомол, за которым Есенин бежит, задрав штаны. Стыдно за свою веру, за то, что крестился, за то, что молился, за то, что был не современным.

Но почему же Есенину горько, что он не верит в Бога теперь? Быть может, потому, что с Богом ему жилось несравнимо легче? Может быть, вера все же была поддержкой для него, чем-то, что удерживало Сергея Александровича от саморазрушительного поведения?

Эти две строчки дают практически полное представление о той драме, что творилась в душе Есенина.

А что такое был Господь для Есенина отлично демонстрирует стихотворение, написанное девятнадцатилетним поэтом в 1914 году. Удивительно, но это замечательное произведение знакомо далеко не всем любителям поэзии Сергея Александровича.

Шел Господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.


Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: "Вишь, какой убогой,-

Знать, от голода качается, болезный".


Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь...

И сказал старик, протягивая руку:

"На, пожуй... маленько крепче будешь".


1914 г.


Поразительное произведение. Чистое, светлое, как родниковая вода. И смысл этого стихотворение чист и прозрачен: Бог - он в людях. Бог - это то добро, что находится в каждом из нас. Бог - это то, что заставило нищего старика протянуть другому страннику последнюю корку. Бог - это любовь к ближнему своему.

--------------------