Таблица метров

Творческая Мастерская Алкоры
Из  http://www.stihi.ru/2012/09/21/7726

В этой главе я дам вам справочный материал, который важно понять, хотя и совсем не обязательно запоминать наизусть все новые названия. Мы ведь не теоретики стихосложения, а практики, единственная забота которых - написать свои стихи без технических ошибок.

Пока мы до конца не поняли, что такое ритмическая ошибка, пока мы, как Чайники, пишем только на свой слух, у всех нас сохраняется примерно одинаковый ход мысли: «Мне не нужна теория, я пишу душой - как слышу!». В полном соответствии с  этим ходом мысли выглядят и наши стихи. Как правило, на начальном этапе писательства стихов всё, что нами сотворено, нам нравится.

Я - не исключение. Когда я просматриваю свои ранние стихи (а писала я стихи  всегда, сколько себя помню!), то нахожу в них массу мелких недочетов, которых прежде не только не замечала глазами, но и не слышала ухом! Точно так же, как их не замечают и не слышат почти все  поэты-дилетанты, пишущие исключительно эмоциями,  без подключения головы. Оказывается, поэтический слух, даже, если он и дан  человеку от природы, меняется, он - РАЗВИВАЕТСЯ. 

Поэт, начавший ради интереса  почитывать книжки и анализировать свои и чужие стихи, постепенно начинает гораздо больше видеть и больше слышать, он перестает быть самонадеянным! То, что раньше ему нравилось и у себя, и у других (как неразвитому подростку нравится песня с простейшим мотивом и тремя блатными, подчас фальшивыми аккордами),  теперь начинает причинять ему почти физическую боль из-за отсутствия в стихах гармонии, ибо слух поэта уже начал чувствовать разницу между  правильным  и богатым звучанием и примитивизмом. И не важно, помнит ли автор, как называется тот ритм, что он сейчас слышит (прочитывает), или не помнит. Главное, что он уловил его суть.

Я, как и мой друг, коллега и учитель - Юра Лысенко-Раин, по образованию математик. Нам с Юрой проще объяснить гармонию алгеброй – проникать в суть явления, не расходуя память на долгие рассуждения и запоминание терминов. Для меня понять что-то – это значит использовать в практике. Если вы хотите более обстоятельной теории ритмики - почитайте Юрины  статьи по стихосложению (http://www.stihi.ru/avtor/joriksail), из них  я взяла сюда только самые важные формулы и представления, которые «на меня работают», полезны мне, читать их будет легко: мы с Юрием говорим на одном языке.

В этой статье я "нарисую"  вам сводную  таблицу метров, описанную языком двоичных кодов: 0 (для обозначения безударных слогов) и 1 (для обозначения ударных слогов). Эта таблица может стать полезным  практическим  подспорьем при анализе ваших стихов.

Итак, основой СТОПЫ (это понятие мы разобрали в прошлой главе) является ИКТ – ударный слог, на который приходился удар стопы. В переводе ИКТ и обозначает  «удар».

Любая СТОПА  состоит из одного ударного и нескольких безударных слогов, причем, ИКТ может находиться и в начале, и в конце, и в середине стопы.

Общая формула записи любой  стопы выглядит так:

Стопа = n (Икт) m , где
n  - количество безударных слогов до Икта (n=1, 2 или 3);
m - количество безударных слогов после Икта (m=1, 2 или 3).

Естественно, что n или m могут отсутствовать.

Икт в стопе бывает только один, а вот количество  безударных слогов, стоящих до или после Икта – разное. Если к Икту подсоединен один безударный слог (01 – ямб или 10- хорей), то мы имеем ДВУХСЛОЖНЫЕ МЕТРЫ. Если два слога – (100 – дактиль, 010 – амфибрахий, 001 – анапест) – это ТРЕХСЛОЖНЫЕ МЕТРЫ. Если подсоединено три слога  (1000, 0100, 0010, 0001- виды пеонов ) – то это ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ МЕТРЫ.

Не обязательно помнить название каждого метра – куда важнее четко представлять в своей в голове структуру его стопы (повторяющейся группы слогов определенного звучания или фрагмента из 0 и 1).  Как вам такой подход?

В русском языке слова бывают односложными, двухсложными, трехсложными, четырехсложными (реже  - с большим количеством слогов). В каждом значащем слове ударение всегда ОДНО. Что значит - значащим?  То есть,  речь не идет о предлогах, союзах и прочих служебных словах, которые в нашей речи обычно произносятся безударно – слитно с рядом стоящим словом, а о частях предложения, несущих основную смысловую нагрузку. Ударение в слове – это ФОНЕТИЧЕСКОЕ ударение.

ИКТ и ФОНЕТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ – ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.

Было бы просто замечательно, если бы все стихи ямбом или хореем мы могли написать одними только двухсложными словами, а стихи анапеста, амфибрахия или дактиля – одними только трехсложными словами, да еще такими, чтобы их фонетическое ударение точно совпадало бы с Иктом – укладывалось бы в схему стопы.

Но такого практически не случается – чистых ритмов в природе почти нет или их очень мало. И тут уж задача поэта – так расставить слова в строке, чтобы и фраза выглядела естественно и понятно, и ударения оказались бы на нужных местах. Собственно этот процесс подбора слов с нужным ударением и длиной и есть – сочинительство стихов!

Определимся с правилами подбора и расстановки слов в стихе:

1. ИКТ обязан совпадать с фонетическим ударением.

ВрЕмя унОсит
100 10
НАши желАния в вЕчные дАли...
100 100 100 10
ХмУрая Осень
100 10
ЛИвнями грУсти эмОции жАлит...
100 100 100 10

2. Фонетическое ударение может не совпадать с ИКТом.

Пример с ямбом: (стопа 01)

Мой дядя самых честных правил,
+1 01 01 01 0
Когда не в шутку занемог,
01 +1 00 01
Он уважать себя заставил
+0 01 01 01 0
И лучше выдумать не мог.
+1 01 01 01

Пример с анапестом (стопа 001), который я поясню подробнее:

Если тЫ Очень лЮбишь менЯ      
+01  +01   001

Во втором примере  на местах первого и четвертого слогов стиха стоят фонетические ударения, но метр избран – анапест. Эти фонетические ударения попали в безударную зону стопы анапеста и звучат со слабым, невыраженным (полусильным или внесхемнысм ударением) Фонетическое ударение есть, а Икта в этих местах – нет!

Такое ударение (для самых въедливых!) обозначается в схеме ритма иногда не 0, а +.

+  обозначение  фонетического ударения слова, в случае, когда ударный слог попал в безударную зону стопы. Чаще всего такие внесхемные ударения бывают в трехсложниках и  сплошь и рядом встречаются в четырехсложниках (пеонах). Поэтому, когда вы видите стопу, где два ударения, на самом деле – Икт один, а остальные ударения – внесхемные, которые, чтобы не морочить себе голову, лучше обозначать как +, а можно и изобразить 0, что я обычно и делаю.

А теперь, собственно таблица метров:

Двусложные стопы:

00    дибрахий (пиррихий)
10    трохей (хорей)
01    ямб
11    спондей

Трехсложные стопы:

000 трибрахий
010 амфибрахий
001 анапест (палимбакхий)
100 дактиль

(об этих, что ниже - разговор особый, ибо  они - наследие античного стихосложения и представляют собой икт и дополнительное сверхсхемное ударение в стопе):

101 кретик (амфимакр)
110 антанапест
011 бакхий (антидактиль)
111 молосс (тримакр, экстенсипес)

В зависимости от того, где именно в трехсложнике стоит Икт, а где – дополнительное ударение, эти стопы тоже различаются названиями. Хотите узнать о них подробнее – к Юре! В моей практике я как-то обходилась без этой сложной  звуковой экзотики!

Четырехсложные стопы:

0000 прокелевсматик (дипиррихий)
1000 пеон первый
0100 пеон второй
0010 пеон третий
0001 пеон четвертый

1001 хориямб
0011 ионик восходящий
1100 ионик нисходящий
0110 антиспаст (ямбхорей)
0111 эпитрит первый
1011 эпитрит второй
1101 эпитрит третий
1110 эпитрит четвертый
1111 диспондей

Что касается четырехсложников – чистых пеонов, то их в стихосложении почти не найти (мало в русском языке подходящих слов из четырех слогов!) Чаще всего в пеоны вкрапливаются дополнительные ударения. Теоретики с тонким слухом их как-то выделяют и именуют, я же (Чайник по жизни) в своей практике записываю их многостопными ямбами или хореями, даже, если и на слух Икт ощущается в них не на каждой паре слогов, а через пару. Может, это и не совсем правильно, но для сверки ритма – годится!

А для чего нам эта таблица метров, спросите вы? Во-первых, для запоминания – мне, например, проще мысленно увидеть и узнать структуру стопы (010 или 1000 или 10), чем правильно ее назвать, хотя слова эти я уже и выучила. Но правильно именовать  – не главное.

Расписывая (для самопроверки) схему строк стихотворения, вы по образовавшейся у вас цепочке нулей и единиц  легко увидите, какая группа слогов (какие стопы) у вас повторяются в одноименных строчках, по сколько таких групп у вас в каждой строке.  Если в каком-то месте ваш рисунок почему-то портится – вы сразу сообразите,  какого слога и в каком точно месте вам не хватает, после чего вы вполне осознанно будете подбирать слово для замены прежнего, вставки еще одного слова или удаления лишнего слова из строки. Этот способ очень нагляден – особенно для длинных строк и в многострочных строфах, где одни только «хлопки в ладоши» и чтение нараспев могут нас подвести. Мне так кажется…

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/10/20/4128