График циклов здоровья от возраста

Валерий Малигон Контактёр
   Когда мне исполнилось 63 года, вдруг пошло давление на психику. На воске вылилась порча, которую на меня навели в детстве, и только сейчас она пришла в действие. 9-ый восьмилетний цикл оказался самым опасным, как на море 9 вал. С тех пор пики регулярно на меня давят, а провалы дают передышку.

   Вверху: график зависимости числа умерших от их возраста. Плавная кривая показывает общий характер зависимости. Крутизна ее возрастает после пятидесяти пяти лет, наибольший подъем в возрасте 68—70 лет. Над усредненным плавным уровнем статистической кривой выделяются острые максимумы, значительная часть которых соответствует «возрастам ослабленного здоровья» с периодом, равным семи или реже восьми годам. Часть графика, расположенная ниже плавной кривой, соответствует состояниям устойчивого здоровья. Здесь период биоритма выражен менее четко вследствие большой продолжительности состояний устойчивого здоровья, которые длятся в среднем несколько лет.

Е. Шапошникова, В. Шапошников

                Наш соавтор – время

Биоритмы здоровья и творчества
Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора... (А. Пушкин)

   Еще в юности, знакомясь с биографиями поэтов, мы с удивлением отметили, что многие поэты погибают примерно в одном и том же возрасте — в 36—37 лет или позже — в 42— 43 года. Эту особенность отмечали и сами поэты — Е. Евтушенко, В. Высоцкий... Уверен¬ность в том, что это не случайность, заставила нас более двадцати лет изучать биографии выдающихся ученых, деятелей искусства, лите¬ратуры и других представителей творческого труда. При этом мы заметили определенную закономерность в чередованиях подъемов и спадов их творческой активности и состояния здоровья. Именно в периоды подъема жизне¬деятельности, отмеченные у разных людей приблизительно в одном и том же возрасте, были сделаны крупные научные открытия, выполнены фундаментальные исследования, созданы лучшие произведения искусства. В периоды спада творческая деятельность приостанавливалась или снижалась, возникали или обострялись заболевания, ухудшалось настроение, о чем можно было судить по дневникам и переписке.
   Но, быть может, эта закономерность распространяется только на выдающихся представителей творческого труда? Мы провели параллельно многочисленные наблюдения над окружающими нас людьми самых разных профессий. Периодичность подтвердилась.
Таким образом, развитие человека в детстве и изменение состояния его физического и психического здоровья в зрелом возрасте подчиняются определенному внутреннему биологическому ритму с периодом, равным семи, реже восьми годам. В каждом из таких циклов подъем жизнедеятельности и творческой активности постепенно сменяется снижением тонуса организма и эмоциональной инертностью. Возраст, соответствующий этим состояниям, мы назвали «возрастом устойчивого здоровья» и «возрастом ослабленного здоровья». При семилетних циклах «возраст ослабленного здоровья» — первый год жизни и далее 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77, 84, 91... При восьмилетних циклах — первый год жизни и далее 8, 16, 24, 32, 40, 48, 56, 64, 72, 80, 88, 96... Состояние ослабленного здоровья в среднем длится около года, удлиняясь к старости. Одни выходят из состояния ослабленного здоровья резко, другие — постепенно, каждый достигает своих высот жизнедеятельности, и длительность наибольшего подъема здоровья и творчества тоже разная. Это зависит от общего состояния организма, возраста, типа нервной деятельности и прочих индивидуальных особенностей. Наибольший подъем жизнедеятельности достигается в среднем к 25—30 годам (у спортсменов значительно раньше), позже он снижается. Но, случается, высокая трудоспособность и творческая активность сохраняются до весьма преклонного возраста. Есть люди, у которых цикличность малозаметна. У представителей творческого труда она выражена особенно ярко.
   Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов влияние внешних факторов — социальных условий, характера работы, обстоятельств личной жизни. Скажем, при потере близких и других несчастьях переход к состоянию ослабленного здоровья может быть более резким и глубоким, а подъем замедлен. При благоприятных обстоятельствах — наоборот.