Краткий обзор 66-го тома. Пример формальн. рецензи

Титов Александр
Состав и PDF здесь:
 http://e-vi.ru/SB/KG66/KG66.HTM

 Краткие обзоры ряда предыдущих томов здесь:
http://www.proza.ru/avtor/aleix

 Благодарю всех авторов журнала за участие и лит. работу!!

 По порядку:

 1. Инга Артеева. Автор запросил формальную рецензию:

 Инга Артеева. Публикация в 66-м томе санкт-петербургского литературно-художественного журнала «Край городов» (август 2012 г).
 Рецензия

 Инга Артеева – поэтесса, но обладает силой формулировать задачи, для решения которых нужны богатыри:
 «…о какой-то самобытности, о сохранении традиций. Да кто их будет сохранять?! Уж не те ли псевдоненцы, которые за тридцать нефтяных серебренников и капельку власти согласны на полное разграбление своего края пришлыми людьми?»
 Эта задача сложна. Американцы уничтожили индейцев; точно так же большевики уничтожили или споили народы Севера. Вернуть нефть местным жителям? Кому? Новым национальным князькам? Задача сложная. Решать её всё равно придётся.
 Автор не только литературый, но и общественный деятель. Работает редактором отдела культуры и спорта в «Няръяна Вындер», по совместительству редактирует «Вестник культуры» Ненецкого автономного округа, руководитель литературного объединения "Заполярье". В 2005 году победила в конкурсе поэтов на текст гимна Ненецкого автономного округа.

 «Жизнь и смерть на тундровых просторах» - рассказ про молодого ненецкого литератора Григория Бармича, оленевода, равно принадлежащего как ненецкой, так и европейской культурам – кроме интернационального жлобства и пьянства. В таком интернационале жить опасно, литератор погиб, оставив лишь немногочисленые, но яркие заметки.  Очерк про Г.Бармича сделан твёрдой рукой профессионала и наверняка послужит делу  возрождения наших народов. К сожалению, без комментариев остались недостаточно подробно (неточно) изложенные Г.Бармичем сведения об испытания ракет на ненецкой территории.

 «Бог знает каждого в лицо и по имени» - рассказ о судьбе человека, испытавшего духовный переворот в сознании. Автор относится к своему герою с явной симпатией. И всё-таки читателю больно читать такую информацию: «До болезни у него было восемь исписанных мелким почерком толстых тетрадей. Там было все: разные предания старины, наша родословная, возникновение некоторых селений, о знатных людях... Помню, хорошо была описана поездка отца в Москву на ВДНХ, в августе 1939 года. Он был послан от имени колхоза "Северная звезда" Нижнепечорского района как передовик колхоза. К сожалению, во время болезни отец сжег все это "богатство" как "безбожные деяния".» И.Артеева не выносит вердикта и не предлагает окончательного суждения. Рассказ заставляет читателя отойти от повседневной рутины и задуматься о собственной душе и о близких.

 Среди  опубликованных в 66-м томе журнала «Край городов» стихотворений хочется особенно отметить «Моё солнце». Мощный, яркий образный ряд оживляет формально выверенную литературную речь.
 Некоторые присланные в редакцию стихотворения «грешат» отстранённостью и, на мой взгляд, недостаточной эмоциональностью. Однако это необходимая сторона тщательной работы автора над грамотностью речи и скрупулёзным выполнением формальных требований к стиху и прозе.

 Благодаря участию И.Артеевой очередная книжка нашего стала краше и полезнее для наших читателей, в т.ч. молодых литераторов питерской литстудии в качестве обмена опытом.

 Редактор журнала «Край городов»,
 координатор изд-ва «Век искусства» (Санкт-Петербург-Рязань)
 А.А.Титов

 2. Дмитрий Базанов

 Добротная социальная фантастика (кроме "Камня"). Ловлю себя на терминологич. неточности. Поэалуй, это всё-таки социалистическая фантастика.
 В которой человек выражает своё недовольство теми или иными событиями и людьми окружающего его мира. Весь том такой. Я знаю примеры не критической социальной (т е об обществе) фантастики, но здесь приводить не буду. Наверняка удачный, необычный, симпатичный рассказ этот: "Извлечение камня".

 3. Григорий Ермолаев

 Ещё более "негативный" рассказ. Чуть-чуть напоминает темы Кафки.
 - мы НЕ правим стилистику, только формальные ошибки. Поэтому отвлечёмся смехом от негатива:
 "Огрубевшие подошвы сапог глухо ударялись о каменистую почву"

 4. Альберт Деев. Откровения бывшего колчаковца

 Очень странный рассказ. Никак не могу точно определить его полит. направленость (если она есть). Очень интересный и мастерски сделанный. Кто любит литературу и\или историю, рекомендую, стоит почитать

 5. Владислав Ильдарханов

 Тоже очень странный рассказ или мини-повесть (по-заграничному новелла). Тоже обладающий несомненными литературными достоинствами. Как я уже указывал, стилистику мы не правим. Стиль тут явно присутствует, притом действенный и своеобразный.
 В речи есть формальные ошибки. Я их намеренно НЕ правил - вдруг это для гипноза читателя? Такая технология есть. Рассказ мне понравился. Мне близка позиция автора, и дорог его взгляд художника. Однако позабавило желание героя проводить вечера за беседой да за чаем со священником, а сам-то священник когда будет отдыхать со СВОЕЙ семьей?! :)

 6. Владимир Едапин

 Рассказ про сбор бутылок при финансовых затруднениях. По обьявленной цене бутылок трудно понять, какая это страна. Открою маленький секрет: при финасовых затруднениях и я бутылки собирал, и салат из подходящей травы ел. Но это не я и не страна, это всего лишь конкретная ситуация. Не беллетристич. тема

 про 68-й том вдогонку вечером (см. продолжение)