Смерть ради жизни

Алексей Градинар
Смерть  ради  жизни.

Нерест лосося…  Загадочное явление дикой природы.  Со всего Мирового океана они устремляются к той речушке, где когда – то родились, проплыв тысячу миль,  чтобы вопреки всему по порогам и мелководью, против течения реки попасть в долгожданное озеро. Сильные, могучие красавцы превращаются в жалкие,  безобразные тела, выбрасываемые рекой в океан. Породив детёнышей, они убивают себя. Смерть во имя жизни…
    Остров  Итуруп. Конец восьмидесятых. Рыбацкий сейнер бросил якорь вблизи нерестовой речки. Птицы, звери медведи и,  конечно, браконьеры, - все спешат поживиться на празднике жизни лососей. Чавыч – самый вкусный лосось,  королевский лосось, князь лососей, идёт на штурм высот первым.
       Май. Восхитительные краски дальневосточной  весны. Могучий инстинкт продления рода согнал лососей к устьям рек, где они, собравшись в стаи, мгновенно, как по команде, в назначенный природой срок, устремляются вверх.
      «Рыбаки» вооружились сетью (бреднем) и острогами- гарпунами. Пороги были не велики, высотой около метра и лососи легко преодолевали их, ловко изгибаясь, мощно работая  хвостом и  телом.
        Вдруг один крупный  чавыч, как бы почувствовав опасность, резко изогнулся, сложившись почти пополам,  и легко перемахнул через порог и бредень, с шумом ударившись о гладь.  Крик яростного азарта, вырвался у добытчиков. Это был вызов.
       Один из рыбаков,  бросив сеть, схватив острогу, кинулся  вдогонку за чавычем.  Метровый лосось легко увернулся от него. Глубина была небольшая.   Предпоследний  переход  и дальше долгожданный «ритуал любви» - выброс молок в гнездо, сооруженное самкой.   Бесконечное счастье – зарождение новой Жизни.
      Лосось изворачивался от удара остроги, стремительно пролетая мимо  обидчика, стараясь приблизиться к заветному водопаду, где в небольшом озерце ждала  «сладострастная  любовь»  Но и обидчик его был молод,  ловок и силён.  Он схватил запасную острогу и орудовал уже двумя, попеременно нанося удары.  Это был зловещий турнир двух «рыцарей»,  жаждущих каждый по- своему угодить своей даме сердца.
      От очередного удара о камни острога сломалась,  едва  не попав  в лосося,  тот извернулся синусоидой, не дав обидчику шанса.  «Охотник»  озверело схватил камень и швырнул в чавыча, слегка    поранив его. Подранок  «прыгнул»  в сторону парня, но тот отпрянул и
чавыч с шумом шлёпнулся в воду, мгновенно уходя на дно.  Небольшая зеркальная гладь была  как на ладони.  Парень стремительно  нанес удар  по месту предполагаемого укрытия,  опять угодив в камень,  попав в веер хвоста. Лосось выскочил  из воды, и отлетев на несколько метров,
залёг под корягу.
    Добытчик всё время не давал лососю приблизиться  к долгожданному водопаду, за которым ждало спасение. Мгновенно переложив острогу в левую руку, схватив булыжник,  швырнул в корягу. Лосось не шелохнулся.  Стоя спиной к водопаду, рыбак обрушил на корягу град камней. Чавыч стоически переносил «бомбардировку» . Да, это было похоже на  поединок двух средневековых рыцарей, мужественно переносивших удары противника. Наконец парень не выдержал и медленно стал приближаться к коряге, сжимая острогу, как древний рыцарь копьё.
     И… противник ответил!  Приблизившись,  «рыцарь»  увидел … Ужас, поразивший его.  Чавыч из серебристо- серого превратился в малиново-красного с черными пятнами по телу, горбатого, с раскрытой
пастью, которая на миг,  из-за величины зубов, показалась парню акульей.
     Он резко отскочил в сторону, освободив дорогу лососю к  долгожданной Свободе.  Молниеносно самец пролетел мимо обидчика,
изогнувшись дугой лука,  изо всех сил, ударив хвостом по воде. Мощная струя молок ударила  салютом в небо!    Рыбак, преодолевая порог, рванулся к нему. 
     Чавыч   был мёртв.  Набежавшая волна разносила  «икринки» по голубому,  искрящемуся весенним светом озеру…