Любовь и поэзия

Юлия Ви Комарова
     Когда хочешь поговорить о любви, оказываешься в положении Волшебника, которому пришлось придумать сказку о Медведе, чтобы поговорить с женой о любви... Вот и поэту каждый раз приходится придумывать свою сказку. Особенно сейчас, когда "врачество", оказывается, ассоциируется с "враньём",а за словом "тварь" не замечают Творца, или за словом "гады" видят не название группы животных, а ругательство. И всё равно обиднее всего слышать слово "любовь", употребляемое направо и налево в немыслимых сочетаниях и в значении исключительно только физиологическом. Наверное, лишь в поэзии остались ещё крупицы возвышенного понимания этого чувства. Вот моё любимое у Иннокентия Анненского:

 СРЕДИ МИРОВ

 Среди миров, в мерцании светил
  Одной Звезды я повторяю имя...
 Не потому, чтоб я Ее любил,
 А потому, что я томлюсь с другими.

 И если мне сомненье тяжело,
 Я у Нее одной ищу ответа,
 Не потому, что от Нее светло,
 А потому, что с Ней не надо света.

    Какое очарование проникает сквозь строки, как непреложны последние слова: "С Ней не надо света"! Это оттого, что Она сама свет, такая чистая любовь? Или оттого, что любовь вообще не нуждается в освещении, потому что освящена?
 Как правило, первая любовь приходит к человеку ещё в столь юном возрасте, когда он даже и не готов к физической близости, когда просто быть рядом с любимым человеком, ловить его взгляд - уже всё счастье жизни. Как умели ценить такую, скажем, бесплотную(не будем говорить платоническую, потому что там другие оттенки смысла), любовь, наши классики:

 Константин Батюшков

 МОЙ ГЕНИЙ

 О, память сердца! Ты сильней
 Рассудка памяти печальной
 И часто сладостью твоей
 Меня в стране пленяешь дальной.
 Я помню голос милых слов,
 Я помню очи голубые,
 Я помню локоны златые
 Небрежно вьющихся власов.
 Моей пастушки несравненной
 Я помню весь наряд простой,
 И образ милый, незабвенный,
 Повсюду странствует со мной.
 Хранитель гений мой - любовью
 В утеху дан разлуке он;
 Засну ль?- приникнет к изголовью
 И усладит печальный сон.

    Нет здесь никаких "интимных" подробностей, нет здесь никакого вожделения - только радость о милом образе, только счастье, что он существует. Задержаться сердцем на этой ступеньке, насладиться первым чувством - что может быть приятнее. Но нашим юношам и девушкам не дают остановиться: с экранов ТВ, со страниц глянцевых журналов их толкают друг ко другу почти насильно, уверяя, что смысл жизни в физических наслаждениях, в удовлетворении плоти. Тишины чувств нет в нас, может быть, и потому, что нет глубокого внутреннего, сокровенного благоговения. В пору первой любви о своих чувствах молчат - тем вернее они переполняют сердце и выливаются в  прекрасные стихи:

 Афанасий Фет


 Я тебе ничего не скажу,
 И тебя не встревожу ничуть,
 И о том, что я молча твержу,
 Не решусь ни за что намекнуть.

 Целый день спят ночные цветы,
 Но лишь солнце за рощу зайдет,
 Раскрываются тихо листы,
 И я слышу, как сердце цветет.

 И в больную, усталую грудь
 Веет влагой ночной... я дрожу,
 Я тебя не встревожу ничуть,
 Я тебе ничего не скажу.

     Как это не похоже на современную нам "оголённость" и тел, и чувств. Если всё выставлено напоказ, откуда взяться стыдливости и кротости - тем самым качествам, которые так ценились в женщине испокон века? Современная девушка никак не претендует на известную "Незнакомку" Блока: в самой фразе "дыша дахами и туманами она садится у окна" уже слышна отстранённость, бесплотность образа, неприкосновенного для автора. Обладать им - это было бы кощунство с точки зрения влюблённого. Не то сейчас - зрелость понимается исключительно физиологически, забыто ощущение чего-то недозволенного, тайного и в этой великой тайне - прекрасного. Никто не считает, что любовь нужно вырастить в себе, как цветок, оберегать её от досужих глаз, хранить глубоко в сердце. Как целомудренно звучит стихотворение севастопольского поэта Николая Ярко:

 Какая блажь ступать по тёплым плитам,
 и крылья чуять за своей спиной,
 и бормотать: "тобой, одной тобой...".
 и прибегать к сравнениям избитым.

 Ну, например, старушку, у которой
 Букет последний выхватил из рук,
 сравнить с добрейшей феей. Думать вслух:
 "Приходится сравненье это впору".

 "Но с бородавками бывают разве феи?" -
 засомневаться вдруг. Увидеть двери.
 Прислушиваться, долго не стучать.
 шаги - нет! нет! - земные услыхать.

 Потом сидеть на колченогом стуле,
 с блаженною улыбкой повторять
 смешной романс на музыку июля:
 Ну где вы ходите? Я так устала ждать.


    Недосказанность, сокровенность и даже сакральность любви предполагает некую закрытость от посторонних, тайное знание, которое поддерживается только между двумя посвящёнными. Ведь любовь - это такая гигантская невавилонская башня, которая позволяет влюблённым говорить на одном языке - сердцем (моё "Со-словие"):

 А башня? А башню сносит:
 и красное солнце - конское -
 купается в море сосен.
 И невавилонская башня
 единый язык транслирует
 влюблённым.
               Поймёт ли вчерашний?
 А завтрашний - аплодирует!

Мне думается, что сегодняшние наши дети, которые считают себя взрослыми, всё же должны услышать предупреждение в стихах современного крымского поэта Олега Воробьёва(из стихотворения "Надир"):"О нет, не в постели становится мальчик мужчиной"! Приведу здесь одно из ранних стихотворений Олега, моё любимое:

Черный ветер сквозь белый остов...

 Черный ветер сквозь белый остов.
 Я уже не боюсь молчанья.
 Умирать надо очень просто,
 Умирая под звон венчальный.

 Мел и глина, печати солнца.
 Память склепа – под меч заката.
 Каждый плачет, когда проснется –
 Слезы речи и кровь объятий.

 Черный ветер сквозь белый остов,
 Эти лица – слепяще-близко –
 Раскаленных земных погостов
 И оскаленных обелисков.

 Ветер вновь развевает стяги
 Вечной скорбью над смертным градом,
 Но огню не хватает тяги,
 Кто-то прячется где-то рядом.

 Черный ветер сквозь белый остов,
 Хороводы любви и тени,
 Черный полдень на перекрестке,
 Поцелуи в часы затмений.

 Заблудившейся и безумной,
 Никогда не согреться стае,
 И восходят другие луны,
 Забывая и расцветая…

 Черный ветер сквозь белый остов.
 Я уже не боюсь молчанья –
 Умирать надо очень просто,
 Умирая под звон венчальный.

     Удивительное состояние - умирание чистой любви, завершение этого этапа жизни воспевает поэт со всей силой своего странного чувства. В ту пору я испытывала практически такие же чувства, когда выходила замуж. Не было только звона венчального, была простая "советская" свадьба, но мучительный переход состояния был - это очень помню.
Мне казалось, что свадьба - это и смерть, и рождение одновременно.

      И ещё одно очень важное замечание: любовь - это не получение каких-то благ и удовольствий от другого человека. Такой прагматический подход убивает чувства. Любовь - это всегда жертвенность, всегда забвение себя ради другого:

 коротко о ней

 Ты думал, это битва двух гордынь,
 а оказалось - жертвенное пламя,
 в огне его мы обращаем в дым
 плоды непониманья между нами...